Уважаемые любители авиации!
avialp.info – по этому адресу создал сайт по анализу авиапроисшествий с самолётами советской разработки.
Сайт "Такие разные у самолётов судьбы" (или официально - "Анализ авиационных происшествий с пассажирскими самолётами и самолётами двойного назначения советской разработки") является первой попыткой собрать воедино всю информацию о потерях ЛА советской разработки гражданского и двойного назначения (пассажирские, грузовые и военно-транспортные самолёты) авиационных происшествий (АП), так и в результате ЧП, актов незаконного вмешательства в деятельность авиации, а также из-за боевых потерь.
При этом рассмотрены все самолёты советской разработки и постройки, впервые взлетевшие до конца 1991 года, т.е. включая Ту-204, Ил-96 и Ил-114, а также Ан-28, производившиеся в Польше.
Это заняло у автора несколько лет работы, и, в результате изучения всех доступных источников информации, удалось собрать данные по потерям более 1350 самолётов 26 типов, начиная с 1958 года (время появления Ан-10, Ан-12, Ил-18 и Ту-104).
Потери Ил-12, Ил-14/Ав-14, Ли-2/ПС-84/ТС-62/С-47, Ан-2 и М-15 приводятся в кратком виде по принципу "дата-регистрация-причина). Всего их более 850 (в т.ч. 600 Ан-2).
Потери вертолётов и боевых самолётов не учитывались.
Данные приведены по состоянию на 01.08.2014 года.
Теперь о том, что можно найти в каждом из разделов сайта.
Анализ потерь по типам ЛА (в меню - "Анализ по типам"):
- приводится статистический материал по потерям конкретно взятого ЛА в целом, а также по группам причин;
- в каждой из групп причин приводятся основные происшествия;
- при этом приводятся не все авиационные происшествия, а только основные;
- впервые приводятся данные по поставкам каждого типа ЛА гражданским и военным эксплуатантам в СССР, их количество у всех советских эксплуатантов на конец 1991 года, а также у всех эксплуатантов в мире на начало 2014 года.
Здесь Вы сможете найти и сводные данные о потерях ЛА по странам и структурам-эксплуатантам.
Потери военных самолётов в СССР/Постсоветии ("Военные СССР/Постсоветия") – информация приводится по десятилетиям и только по ЛА, носивших советскую регистрацию и постсоветских стран.
Потери гражданских самолётов в СССР/Постсоветии ("Гражданские СССР/Постсоветия") – информация приводится по десятилетиям и только по ЛА, носивших советскую регистрацию и постсоветских стран.
Потери по группам причин ("Причины")
Потери самолётов рассматриваются по ряду причин: человеческий фактор (ошибки лётного, инженерно-технического состава, органов УВД, наземных служб обеспечения полётов и т.д.), отказы авиатехники, внешние факторы (опасные явления погоды и столкновения в птицами), боевые повреждения (здесь учтены не только сбитые и подбитые самолёты, но у уничтоженные на стоянках в ходе вооружённых конфликтов). Отдельно рассмотрены потери при попытках угона самолётов, а также из-за чрезвычайных происшествий (пожары на земле, столкновения с другими ЛА на земле, потери в ходе ремонта на АРЗ, из-за стихийных бедствий и т.д.). Также в отдельную группу выделены и те ЛП, точная причина которых не установлена.
Потери по типам ЛА (хронология) ("Хронология по типам") – указаны все известные случаи потери ЛА данного типа (в мировых масштабах) по всем причинам, размещённые в хронологическом порядке.
Старые самолёты – в кратком виде (по принципу "дата-регистрация-причина») приводится информация о потерях Ил-12, Ил-14/Ав-14, Ли-2/ПС-84/ТС-62/С-47, Ан-2 и М-15).
Рееестрологам – заводские (серийные) и регистрационные номера потерянных самолётов.
Воспоминания – в данном разделе размещаются воспоминания: непосредственных участников или свидетелей АП; тех, кто был "на волосок" от АП; о том, как удалось избежать АП, благодаря заранее принятым мерам и уровню подготовки; по опыту восстановления повреждённых самолётов.
В то же время по ряду происшествий остаётся ещё много «белых пятен», в основном, это касается АП 50-60-х годов. И это потребует дополнительных исследований. Также приводимая информация, хоть и перепроверялась в разных источниках, всё же имеет неточности и «пробелы». Поэтому автор будет благодарен за дополнения и исправления.
Автор считает, что собранная им информация не должна «пылиться в столе», а должна стать достоянием всех, кто работает в сфере безопасности полётов и для того, кого данная тема является предметом различного рода изысканий или просто представляет интерес.
Материалы, размещённые на сайте, могут свободно использоваться в личных целях и в учебном процессе. Единственное, что прошу указывать ссылку на сайт. Это не ради тщеславия и рекламы: пусть как можно больше людей с ним ознакомятся и сделают свои выводы...
Также убедительно прошу не пытаться использовать материалы, размещённые на сайте, в коммерческих целях и не пытаться выдать их за свою научную работу.
В своей работе автор не стремится к какой-либо выгоде или сомнительной славе и не хочет казаться умнее других, налево и направо раздавая советы, и тем более выступать в роли судьи. Мало того, он старается приводить не только официальные версии происшествий, но и неофициальные, т.к. иногда, в силу тех или иных причин, комиссия по их расследованию вынуждена была выносить своё решение под влиянием различного рода обстоятельств.
И если хоть один из прочитавших этот материал, решит для себя, как не надо делать, и как надо поступать в той или иной ситуации в процессе своей лётной деятельности, значит, работа автора не пропала зря.
Да хранит Господь всех Вас, воздухами путешествующие!
Обратная связь
С вопросами, замечаниями и предложениями по работе сайта пишите по адресу
[email protected]. Заранее Вам благодарен.
Пока сайт находится на «обкатке», поэтому не удивляйтесь, если иногда он будет недоступен. В ближайшее время попробую всё отладить (т.к. практически всё делал сам, с небольшими техническими консультациями специалистов-сайтостроителей) и учесть Ваши пожелания по его усовершенствованию. Поэтому заранее прошу прощения.
С уважением
Сергей