Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
23.11.2024, 04:57:05 am
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: День в истории  (Прочитано 9136 раз)
UR-AGAN 017
**

Karma: +10/-0
Offline


« : 13.10.2014, 21:36:57 pm »

Авиация: прыжок через барьер
С чем сталкиваются пилоты, превышающие скорость звука

14 октября 1947 года впервые была достигнута сверхзвуковая скорость в управляемом полёте на экспериментальном самолёте Bell X-1. За штурвал самолета в тот день сел отважный пилот Чак Йегер, имевший смутное представление о том, с чем он может столкнуться во время прыжка через звуковой барьер.
На подступах к рекорду
Попытки превзойти скорость звука предпринимались и до американцев. В 1941 году совершил первый полет немецкий истребитель-перехватчик Messerschmitt Me.163 Komet, на который был установлен жидкостный реактивный двигатель. Его удалось разогнать лишь до 960 км/ч (0,83М). В бою он тоже не блистал. Всего в Люфтваффе к 1944 году было передано 470 машин. Но лишь немногие из них совершили несколько вылетов. В результате этих полетов было потеряно 11 машин и сбито 6 самолетов антигитлеровской коалиции.
В 1942 году начались летные испытания советского экспериментального самолета БИ-1 с ЖРД. В марте 1943 года самолет, который пилотировал летчик-испытатель Г.Я.Бахчиванжи, разбился во время набора скорости при пикировании. Из-за отказа приборов достигнутую скорость точно зафиксировать не удалось. По различным оценкам, она находилась в пределах от 800 до 1000 км/ч.
Если бы до трагического полета Бахчиванджи ученые-аэродинамики более досконально изучили эффекты, с которыми сталкивается самолет, преодолевая звуковой барьер, у него были бы реальные шансы и самому выжить, и сохранить машину.
Чак Йегер также был смутно знаком с особенностями полета на сверхзвуковых скоростях. Однако проведенные в послевоенные годы исследования в этой области аэродинамики позволили конструкторам действовать не вслепую, а сделать для Йегера машину, в которой по самым пессимистическим оценкам у него было не менее 80% шансов уцелеть.
Советское авиаконструирование тоже занималось исследованиями в этой области. И 26 декабря 1948 года пилот Соколовский на экспериментальном истребителе Ла-176 также превысил скорость звука. Это также пионерный рекорд, поскольку на Ла-176 был установлен турбореактивный двигатель РД-12 с тягой в 3000 килограммов силы, в то время как Йегер летал с ракетным двигателем, имевшим в 9 раз большую тягу – 26000 кгс.
Немного необременительной теории
Скорость звука при нормальных атмосферных условиях равна 331 м/с, что равно 1200 км/ч. Данная скорость называется скоростью Маха и обозначается буквой «М».
Проблемы преодоления звукового барьера начинаются не точно на отметке М, а раньше. В зависимости от геометрии планера так называемый «волновой кризис» может наступать и при 900 км/ч, а то и раньше.
Самолет (точнее его двигатели) распространяет во всех направлении звуковую волну. При низких скоростях она благополучно рассеивается в пространстве. Когда же самолет начинает догонять свою волну, то он догоняет и сгущение воздуха. Поскольку волна в атмосфере распространяется в виде сгущений и разряжений. Условно говоря, на пути собирающегося превысить скорость звука летательного аппарата встает барьер в виде уплотнения воздуха.
Если же взглянуть на этот процесс более детально, то обнаруживается множество нюансов. Например, усиливается турбулентность. Но не равномерно. Различные части самолета в зависимости от их геометрии «натыкаются» на барьер в различные моменты подхода к скорости звука. Происходят скачки уплотнения. Как следствие этого – возникает вибрация.
При преодолении барьера, то есть уплотненного ревом собственных двигателей слоя воздуха, необходимо потратить дополнительную энергию, причем значительную. Обороты двигателя необходимо увеличить, для чего он должен обладать повышенным ресурсом мощности.
Существуют различные конструкторские принципы снижения негативных процессов в сверхзвуковых машинах. Главный из них – замена прямых крыльев на стреловидные. Также необходимо уменьшать толщину крыльев и хвостового оперения.
Одним из грозных для пилотов эффектов является затягивание самолета при достижении звуковой скорости в пикирование. Именно поэтому в 1943 году на БИ-1 погиб Бахчиванджи.
И, наконец, необходимо разоблачить распространенное заблуждение относительно того, что при преодолении звукового барьера раздается мощный хлопок, похожий на взрыв. Пилот в этот момент абсолютно ничего не слышит и не ощущает. Разве что в кабине чуть приглушается звук двигателей. А то, что мы считаем «взрывом воздуха при преодолении числа Маха», таковым не является. Это ударная волна от, условно говоря, сгущения воздуха, которая несется позади самолета все время, когда он летит со сверхзвуковой скоростью. И если самолет, сделав круг, опять пролетит над той же точкой земли, то опять прозвучит «взрыв». Если полет проходит на большой высоте этот эффект не наблюдается.
Бравый капитан со сломанными ребрами
История с преодолением звукового барьера чем-то напоминает полет Юрия Гагарина, у которого также была не вполне понятная перспектива относительно сохранения жизни. Когда компания Bell, создавшая экспериментальный ракетоплан Х-1, предложила своему штатному испытателю преодолеть звуковой барьер, тот потребовал за реальный риск заплатить ему 150 тыс. долларов. После войны это были очень большие деньги.
И тогда на базе Эдвардс, где разместили ракетоплан, отыскали смельчака – 24-летнего капитана ВВС Чака Йегера. Он получал 300 долларов в месяц, ни в чем не нуждался и был искателем острых впечатлений. Как в воздухе, так и на земле.
Одно из таких приключений он нашел за два дня до исторического полета, когда во время ночных автогонок сломал себе два ребра. Но диагноз поставил ему гражданский доктор, а не военный, к которому Йегер не рискнул обратиться, поскольку тот мог отстранить от вожделенного полета.
В запланированное время Йегер сел в ракетоплан, надел гермошлем, и вместе с ракетопланом его поднял в воздух бомбардировщик В-29. На высоте 15 тыс. метров произошла расстыковка, и Йегер включил ракетный двигатель. На пологом снижении он первым в мире покорил звуковой барьер. А 6 лет спустя на модернизированном ракетоплане Х-1А бравый 30-летний Йегер, уже майор, достиг скорости в 2,5М.
Чак Йегер, которому идет 92-год, снялся в фильме про пилотов, испытал множество самолетов, прослужил в ВВС 34 года, участвовал во Второй мировой и Вьетнамской войнах и вышел в отставку в звании бригадного генерала, удостоенный множеством государственных наград.
Снимок в открытие статьи: пилот Чак Йегер у экспериментального самолёта Bell X-1 / Фото: airandspace.si.edu
http://svpressa.ru/post/article/100872/


* 100872.jpg (86.2 Кб, 700x447 - просмотрено 753 раз.)
Записан
Mike
Авиаторы

Karma: +389/-16
Offline



PPL; BE35; FAA A&P


« Ответ #1 : 13.10.2014, 23:45:09 pm »

Вот таких уважаю: Чак Йегер!
Записан

Beechcraft Bonanza V-Tail
------------------------------
Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
командор
*****

Karma: +267/-66
Offline


« Ответ #2 : 14.10.2014, 08:54:42 am »

Не читайте "необременительную теорию",а кто прочитал выбросьте из головы.
Записан
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #3 : 14.10.2014, 09:24:53 am »

Страница Чака Игера в ФБ!

https://www.facebook.com/pages/Chuck-Yeager/465193060493?fref=ts

его сайт : 

http://www.chuckyeager.com/


 его полеты:

<a href="http://www.youtube.com/v/2-mXNPhTdtk&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/2-mXNPhTdtk&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>





« Крайнее редактирование: 15.10.2014, 22:12:21 pm от Геннадий Хазан » Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
Валентин Миколенко
Авиаторы

Karma: +2/-5
Offline




« Ответ #4 : 14.10.2014, 09:30:27 am »

 Статья, феерический бред... Смеющийся
Записан
подвашник
A U S T E R
*****

Karma: +2025/-468
Offline



Федір Новіков.


« Ответ #5 : 14.10.2014, 19:16:05 pm »

    Прекрасный пример активного  летного долголетия , в 92 отряде я
как то в 80 ых наблюдал старше 70 КВС.
   А воообще  ВСЕХ  с новоиспеченным праздником:
  Дэнь Захыстныка  Витчызны! 
   Будьмо!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Записан

..Працюй так, ніби все залежить від тебе, а молися так, ніби все залежить від Бога".

Не їла душа часнику, не буде й смердіти

 Не роби як   я ,роби краще мене.
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #6 : 15.10.2014, 11:58:35 am »

Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
IDB
****

Karma: +106/-13
Offline


« Ответ #7 : 15.10.2014, 18:46:55 pm »

Позволю себе внести некоторые коррективы :
1. Американцы произносят фамилю Чака "ИГЕР".
2. Раздел "немного  необременительной теории" - полон принципиальных ошибок.
У меня есть книга мемаров Чака ( по английски) поскольку в СССР никогда не переводилась и не издавалась. Поэтому с полной уверенностью говорю об ошибках автора "теории".
Записан
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #8 : 15.10.2014, 22:11:22 pm »

IDB 


В СССР о испытательной работе была издана книга Эверста " Человек который летал быстрее всех" (с) Очень занятная книга. У меня она была. Там описывается и работи  Игера

Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
IDB
****

Karma: +106/-13
Offline


« Ответ #9 : 16.10.2014, 09:55:47 am »

Геннадий Эдуардович,
В СССР были переведены и изданы и есть у меня
1.У.Бриджмен - "Один в безкрайнем небе",
2. Ф. Эверест,
3. Г.Пауэл - "Испытательный полет".
4. Джимми Колинз "Летчик испытатель" в 1937  с предисловием М.Громова ( у меня есть только оригинальное американское издание, русского нет).
Записан
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #10 : 16.10.2014, 10:05:39 am »

IDB   Спасибо за информацию. Нужно будет эти книги поискать на фаилообменниках.
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
  Печать  
Страниц: 1 |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004