Следователи заблокировали продление летных свидетельств всем пилотам гражданской авиации в РФ
"Москва, Февраль 06 (Новый Регион Алексей Усов) – Расследование СКР деятельности Росавиации и учебных центров, где готовят пилотов и авиаспециалистов гражданской авиации, привело к сенсационным результатам. После того, как следователи выявили катастрофические масштабы подделки летных сертификатов, Росавиация перестала выдавать и продлевать летные сертификаты. Профсоюз летного состава объявил, что уже сейчас не могут приступить к работе около 200 пилотов и авиаспециалистов и пригрозил массовой отменой рейсов. Между тем, эти цифры совпадают с предварительными данными от СКР о количестве купленных летных сертификатов.
С 5 февраля Росавиация перестала выдавать и продлевать летные сертификаты российским пилотам и другим авиаспециалистам, эксплуатирующим гражданские воздушные суда, сообщила газета «Известия».
Профсоюз летного состава отреагировал однозначно. «Ежедневно не смогут приступать к работе 50 пилотов и 150 авиаспециалистов из числа бортпроводников, штурманов, бортинженеров и так далее, их документы попросту недействительны» – пожаловался вице-президент этого профсоюза Олег Приходько.
Его коллега по профсоюзу Альфред Малиновский пригрозил массовым отменами рейсов, поскольку летные свидетельства не смогут продлить около девяти тысяч авиаспециалистов, из них около 1500 пилотов.
Между тем, цифры Олега Приходько о двух сотнях пилотов и прочих авиаспециалистов, уже сейчас не допущенных к полетам, – это те же самые цифры, что представлял пару недель назад Следственный комитет. Только в версии СКР эти две сотни персонажей были уличены в использовании поддельных документов. Напомним, в списке авиаспецов и пилотов с фальсифицированными летными свидетельствами оказались сотрудники крупнейших российских авиакомпаний: «ЮТэйр», «Россия», «Уральские авиалинии», «Таймыр», «Ямал», «АкБарс Аэро», «Аэрофлот», «Северный ветер», «Вологодское авиапредприятие» и «Псковавиа».
Следственный комитет начал тотальную проверку центров подготовки пилотов и деятельности контрольных органов Росавиации после авиакатастрофы в Казани 17 ноября прошлого года. Помимо текущей деятельности учебных центров, следователи поднимают архивную информацию о подготовке всех экипажей самолетов, разбившихся в последние годы и подготовке действующих пилотов российских авиакомпаний.
Что характерно, основной груз дисциплинарной и уголовной ответственности в этой кампании должны понести не столько пилоты, сколько чиновники Росавиации и руководители учебных центров, ответственные за фиктивное обучение и допуск формально необученных авиаспецов на гражданские рейсы. Причем основное внимание уделяется именно представителям Росавиации «поскольку именно она лицензирует учебные центры и должна осуществлять контроль над их работой» – поясняли ранее в Следственном комитете.
Первыми результатами проверок СКР стали уголовные дела по 12 эпизодам за фиктивную подготовку пилотов в Татарстане в отношении руководства летных центров и местных чиновников Росавиации.
Логично, что в такой ситуации в Росавиации решили перестраховаться и временно запретить выдачу и продление летных сертификатов.
Есть и еще одна причина для моратория на выпуск пилотов на рейсы. Над проблемой качества подготовки летного состава гражданской авиации работали на только в СКР, но и в Минтрансе. Эта структура ввела в 2014 году новый порядок выдачи свидетельств и сертификатов авиаспециалистов и новые образцы документов.
Весь авиационный персонал, допускаемый к эксплуатации и управлению воздушными судами гражданской авиации, будет проходить обязательное государственное тестирование, чего ранее в гражданской авиации не было.
Всего Минтранс подготовил около 20 тысяч вопросов по всем специальностям – в среднем по 20-40 вопросов на билет.
Сроки действия свидетельств будут ограничены в зависимости от специальности и уровня подготовки работника. Кроме того, итоговая квалификация специалиста будет зависеть от его уровня знания английского языка. На этот параметр завязана частота повторных тестирований: раз в год или раз в три года. Ранее сроки действия свидетельств зависели от результатов врачебно-летной экспертной комиссии.
Новые свидетельства летных специалистов будут иметь качественные отличия в степенях защиты, которые разработаны Гознаком. Данные занесут в базу персонала гражданской авиации. В отличие от предыдущих свидетельств новые будут оформляться не от руки, а через специальное программное обеспечение и печататься на специальном принтере.
Новые требования, по замыслу Минтранса, должны создать дополнительные фильтры для тех, кто ранее стремил я получить доступ фиктивно, как например, пилот разбившегося в Домоделово в 2010году Ту-154 «Дагестанских авиалиний» Магомед Шамалов. По данным СКР и Общественной палаты, Шамалов не прошел летную подготовку, его документы были поддельными. На работу в ДА его приняли по просьбе троюродного брата – летчика-испытателя Магомеда Толбоева (совладельца печально известной овощебазы в Бирюлево). Руководство ДА за подлог уволило Шамалова через суд, но влиятельный родственник «надавил» на авиаперевозчика через прокуратуру, Госдуму и Минтранс. Пилота-афериста с извинениями приняли обратно, а авиакомпания лишилась части руководства.
Однако новые нормы вводятся также поспешно и хаотично, как некогда вводились новые правила сертификации алкоголя (ЕГАИС). Нормативы уже изменились, но у Росавиации еще нет ни программного обеспечения для тестирования, ни бланков свидетельств, ни оборудования для их изготовления. В результате реформа сертификации авиаспециалистов гражданской авиации может либо затянуться на неопределенный срок, либо действительно вызвать коллапс отрасли.
© 2014, NR2.Ru, «Новый Регион», 2.0
NR2.ru:
http://www.nr2.ru/automobile/483365.html" (с)