Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
22.12.2024, 09:56:08 am
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 » |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: В первом воздушном бою – ничего не трогай!(c)  (Прочитано 10470 раз)
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« : 25.12.2013, 09:46:10 am »




В первом воздушном бою – ничего не трогай!


В плохих книгах о летчиках Великой Отечественной войны воздушные стрелки наших бомбардировщиков, штурмовиков и транспортных машин легко и просто сбивали немецкие истребители, едва успев подняться в воздух. Очередь, другая – и «падает фашистский стервятник, объятый пламенем».

На самом деле в первом боевом вылете очень непросто было не то что сбить врага, а хоть что-нибудь понять в происходящем.

Владимир Местер, стрелок-радист на штурмовике Ил-2 так описывал свой первый боевой вылет: «Таких необученных как я (я даже парашют не умел одевать!), сажали на головные самолеты – мы же ничего не видим, а стрелок замыкающего самолета – самый важный. Меня посадили в кабину, я пристегнулся, чего потом никогда не делал, и мне говорят: «Вот тебе пулемет. Он в чехле. Его не трогай! Сиди и смотри по сторонам». Вот так первый раз в воздух я поднялся прямо на боевой вылет. Сижу, смотрю – кругом все крутится, сверкает, красивые облачка разрывов вокруг – как в кино. До того интересно, что я аж рот открыл и разглядываю – ничего не понимаю! Страшно не было – я просто не знал, что надо бояться. Обратно прилетели. С непривычки немного подташнивает. Вылез из кабины. Подошел к командиру, Мише Чекурину, и говорю: «Товарищ командир, рядовой Местер первый боевой вылет совершил». - «Хорошо. Давай, рассказывай, что ты там видел. Ты видел, как нас атаковали «Мессеры»? - «Не знаю. Я видел, что самолеты кружатся». - «А ты видел, когда ведомого сбили?» - «Понятия не имею». Сбили одного из шестерки. Бой был тяжелый, а мне казалось, что это кино. Я же ничего не понимаю. Стрелки, как и летчики чаще гибли в первых вылетах. Когда стрелок сделал десяток вылетов, есть надежда, что он будет еще жить, хотя это не всегда от него зависело. Вот так я вылетов пять-семь сделал, прежде чем стал немного понимать, что к чему. Ребята помогли пулемет освоить – это было в их же интересах. Ведь мы друг друга прикрывали. Помогал механик по вооружению, рассказывал о возможных неисправностях, показывал, как действовать при обрыве гильзы». Неслучайно Местер упомянул про десять вылетов. Тех стрелков, которые оставались в живых после десяти штурмовок, награждали медалью «За отвагу». После пятнадцати – орденом «Красной Звезды».

Вот после первых, самых опасных вылетов и начинал вырабатываться профессионализм.
Например, в отношении к оружию: «Это должны делать оружейники, но мы свой пулемет старались обслуживать сами. Перед посадкой стараешься натянуть на него чехол, чтобы не запылился. Разбирали, чистили и смазывали сами – это же наша жизнь! Сами вручную набивали патронную ленту. Хотя разрывные не разрешали использовать, но мы и их каждым десятым ставили, а трассирующий – каждым третьим».

Но, может быть, это был единичный случай, когда неопытный воздушный стрелок в первом бою даже не понял, что происходило? Да нет, есть такие примеры в воспоминаниях.

В чрезвычайно интересных мемуарах С.Н. Иконникова «Война глазами авиаинженера», например, есть такой эпизод: «За два с половиной года службы инженером в авиационном полку мне с перерывами в общей сложности более года приходилось совмещать две должности – инженера по вооружению и начальника воздушно-стрелковой службы. Исполнение последней должности требовало проведения занятий с летным составом по воздушной стрельбе, анализа ошибок при прицеливании и ведении огня, при этом затрагивались и вопросы тактики. Эффективность занятий по воздушно-стрелковой подготовке, проводимых во фронтовых условиях инженером, не летавшим на боевое задание, была крайне низкой. Активности на занятиях летчики не проявляли, а на лицах многих можно было прочесть – легко все это рассказывать на земле, а побывай-ка с нами в бою!

Командир полка мое желание понимал и поддерживал. Правда, напоминал, что время и средства на подготовку инженера и воздушного стрелка затрачиваются различные, да и инженер по вооружению в полку всего один».

Авиаинженеру все же удалось отправиться в боевой вылет: «На задание воздушным стрелком меня определили к ведущему шестерки капитану Сало. Прошло много лет, а первый полет запомнился в деталях. Предстояло уничтожить живую силу и технику противника на окраине населённого пункта. При перелете линии фронта нашу группу обстреляли мелкокалиберная зенитная артиллерия и зенитные пулеметы. Казалось, что огонь очень плотный и что все трассы направлены только в наш самолет. Хотелось подробнее рассмотреть оборонительные сооружения противника, движущиеся транспортные средства, возможно точнее зафиксировать результаты штурмового удара. Но командир экипажа трижды напомнил: главное следить за воздухом и быть готовым к отражению атаки истребителей. Истребители противника не появились. Использовать крупнокалиберный пулемет для стрельбы по наземным целям не сумел – времени на прицеливание не хватило».

Опытный авиаинженер Иконников вовсе не успел открыть огонь по наземным целям – времени прицелиться не хватило. Первый вылет – ничего не поделаешь. Опыт накапливался с каждым полетом: «После нескольких боевых вылетов я гораздо с большим авторитетом мог анализировать ошибки летчиков в воздушной стрельбе, особенно тогда, когда совместно с другими стрелками удалось отразить атаку истребителей Ме-109».

Лишь тем, кто выжил в первых, самых опасных вылетах, довелось стать опытными воздушными бойцами и описывать победы в мемуарах: «Стремлюсь взять в прицел истребитель. Ничего не выходит! Немец атакует под большим углом, вертикальный угол обстрела моего пулемета не позволяет стрелять по нему.
Я мгновенно сбрасываю сиденье, становлюсь коленями на пол кабины, доворачиваю пулемет вверх. Теперь истребитель противника попадает в прицел. Но огня не открываю умышленно. Решаю подпустить поближе, надеясь, что противник не поймет мои действия. Истребитель все ближе и ближе... 800 метров, 600, 400... Тщательно прицеливаюсь и выпускаю длинную очередь, огненная трасса упирается в самолет противника, тот не успевает открыть ответный огонь, вспыхивает и, объятый пламенем, несется на наш «ил». У меня мороз по спине: «фоккер» хочет таранить нас?! Но Коновалов (пилот – М.К.), услышав мою очередь, резко рванул самолет вправо, и горящий «фокке-вульф» пронесся рядом».

Это эпизод из воспоминаний воздушного стрелка Георгия Литвина. Одного из тех, кто сумел стать профессионалом воздушной войны, способным за считанные секунды найти единственно верное решение в ситуации, когда «ничего не выходит».


Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
preacher
*****

Karma: +403/-206
Offline


« Ответ #1 : 25.12.2013, 10:56:16 am »

По статистике в ВО, больше всего потерь было именно среди Ил-2, причем это во всем мире. Сначала без стрелка посылали, затем без прикрытия, итд.
У самого массового Bf-109-G6 стояли пулеметы 2Х13 и пушка 1Х20 или 1Х30, и патронов больше чем у любого советского истребителя. Вот такой вот расклад.
« Крайнее редактирование: 25.12.2013, 18:39:27 pm от preacher » Записан

jet
***

Karma: +103/-97
Offline


« Ответ #2 : 25.12.2013, 11:04:30 am »

очень познавательно
Записан
pashtet
****

Karma: +75/-6
Offline


« Ответ #3 : 25.12.2013, 11:25:13 am »

У меня на горище лежит столько обломков от Илов, что хватит не на один музей. Да кому это нужно...
 За мою поисковую деятельность найдено около 8 мест падения. И еще примерно о пяти слышал. Все с бреющего.
На прошлых выходных был у тульских поисковиков на закрытии сезона, познакомился с очень интересным человеком. Вся жизнь в поиске. Он показывал фото с подьема Ил2 и Миг3. На следующий год будут подымать Ла5.
Записан
Mike
Авиаторы

Karma: +389/-16
Offline



PPL; BE35; FAA A&P


« Ответ #4 : 25.12.2013, 15:30:19 pm »

Интересно… Ну и страшно представлять все это…
Записан

Beechcraft Bonanza V-Tail
------------------------------
Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #5 : 25.12.2013, 17:46:10 pm »

Сам поддерживаю Львовских поисковиков. Увиденное мною, приводит в ужас ........
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
serge
*****

Karma: +70/-59
Offline


« Ответ #6 : 25.12.2013, 18:47:06 pm »

Железные ребята, нет слов. А ведь значительную часть боевой жизни Илы провели в одиночном варианте, без заднего стрелка. Каково было пилоту..., потом вернули, слава богу.

В свое время очень впечатлила белорусская кажется книга "Дирижабли на войне". Там тоже много "колоритных" боевых эпизодов описано. Полеты под критические для организма человека высоты, пулеметный огонь, бомбежки и т.д. с примитивной навигацией и аппаратах начала 20 века.
http://militera.lib.ru/tw/obuhovich_kulbaha/index.html
Записан
pashtet
****

Karma: +75/-6
Offline


« Ответ #7 : 25.12.2013, 21:30:04 pm »

Есть одна антуражная нервюра с двумя отверстиями 7.92 рядом.
Записан
preacher
*****

Karma: +403/-206
Offline


« Ответ #8 : 25.12.2013, 21:43:26 pm »

Когда-то у родственников, откопал на огороде немецкую гильзу ~13мм. - алюминиевая. Сомнений нет, что с чего-то летающего.
Записан

Геннадий Хазан
Авиаторы

Karma: +1087/-64
Offline



"АОПА Украина"


« Ответ #9 : 26.12.2013, 20:12:58 pm »

Алюминиевая гильза может быть от ракетницы
Записан

Владею самолетом: ЯК-12А  1960г.         UR-KHZ
                            L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG
                            ZLIN 526 AFS     1974г.

"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
preacher
*****

Karma: +403/-206
Offline


« Ответ #10 : 26.12.2013, 21:05:10 pm »

Нэ.......... фасон другой.
Та была как на рисунке, только другого калибра, покрыта была бежевой эмалью.


* DSCF8939.jpg (106.81 Кб, 480x480 - просмотрено 476 раз.)
« Крайнее редактирование: 27.12.2013, 20:11:58 pm от preacher » Записан

pashtet
****

Karma: +75/-6
Offline


« Ответ #11 : 26.12.2013, 21:07:39 pm »

Гена, по другому и быть не может. Мне как то и не удобно было об этом писать...
Записан
pashtet
****

Karma: +75/-6
Offline


« Ответ #12 : 26.12.2013, 21:10:31 pm »

Не буду особо спорить, но вряд ли в авиации применялись алюминиевые гильзы. Прийдется погуглить.
Записан
pashtet
****

Karma: +75/-6
Offline


« Ответ #13 : 26.12.2013, 21:18:15 pm »

http://reibert.info/threads/Боеприпасы-воздушной-артиллерии-люфтваффе.48438/
самый продвинутый ресурс по войне в Европе, может и в мире.
Записан
preacher
*****

Karma: +403/-206
Offline


« Ответ #14 : 26.12.2013, 23:52:07 pm »

Цитировать
В интересах снижения веса боекомплекта авиационной пушки GAU-8A американские фирмы приступили к разработке патронов с алюминиевыми гильзами. С принятием на вооружение патронов с такими гильзами вес боекомплекта пушки самолета А-10 (1350 патронов) уменьшился на 272 кг.
Применение алюминиевых гильз стало возможным благодаря отработке низкомолекулярных высококалорийных <холодных> порохов. Технология их изготовления базируется на технологии изготовления порохов для ракетных двигателей. Внедрение <холодных> порохов позволило снизить эрозию каналов стволов, увеличить начальную скорость снарядов и использовать алюминиевые гильзы, так как температура горения таких порохов ниже температуры воспламенения алюминия.
Поскольку термохимический потенциал (импульс) пороха прямо пропорционален температуре горения пороха и обратно пропорционален молекулярному весу продуктов горения, единственным способом увеличения импульса пороха при одновременном уменьшении температуры продуктов горения является уменьшение молекулярного веса продуктов горения. Ранее применявшиеся пороха имеют молекулярный вес 25 и температуру горения 3000-3500 К, а молекулярный вес нового пороха равен 17 и температура горения 2000-2400 К (при одинаковых импульсах). При такой температуре исключается воспламенение алюминиевых гильз, иногда имевшее место при использовании прежних порохов и приводившее к катастрофическим последствиям. <Холодные> пороха рассматриваются американцами как самое крупное достижение в пороховом производстве за последние 50 лет.
Очень может быть, что и немцы вели подобные разработки.
« Крайнее редактирование: 27.12.2013, 20:11:39 pm от preacher » Записан

  Печать  
Страниц: 1 2 » |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004