Год 16 века 21Пару дней назад мы
обратили внимание на тенденции, которые были подмечены за российской оборонкой и армией в ушедшем году. Как теперь становится видно, Россия исчерпала совковые заделы уже полностью и переходит в режим банального плагиата. Спецслужбы тырят у более развитых стран отдельные, уже работающие технологии или даже документацию целого изделия, как в случае с прототипом самолета 5-го поколения YF-23, пытающегося пойти в серию под именем Т-50 или ФАК-ПА. Все это передается своим оружейникам, и они с большим или меньшим успехом пытаются допилить все это до готового изделия. При этом россияне пользуются линейными категориями оценки их техники – скорость, маневренность, грузоподъемность и т.д. Примерно так же оценивались те же самолеты 30, 50 и 70 лет назад, но время на месте не стоит и меняются не только модели отдельных изделий и методы их применения, но и общие концепции ведения современного боя. Сейчас мы попытаемся одним маленьким штрихом обозначить тенденции в
оборонке американской. Почувствуем разницу.
Итак, широко известно о том, что в США имеется глобальная система ПРО, основанная на мобильных элементах, эсминцах типа Arleigh Burke и смонтированной на их базе системе Aegis. Первый корабль серии имеет кодовое обозначение DDG 51. Серия имеет уже более 60 таких кораблей. Прямо сейчас идет строительство концовки этой серии: DDG 113, DDG 114, DDG 117 и DDG 119 строятся на верфи Huntington Ingalls Industries, штат Миссисипи и DDG 115, DDG 116 и DDG 118 – на верфи Bath Iron Works, штат Мэн.
Как видно, платформа оказалась очень удачной эффективной. Кроме всего прочего, крайне важными там оказались три элемента. Первый – мощный радар с активной фазированной решеткой. Второй – мощная компьютерная сеть, позволяющая работать системе в автоматическом режиме и в сопряжении с другими, внешними элементами ПРО. И последнее – очень удачно обустроенная система пусковых установок для ракет и, конечно же – сами ракеты. Система загружается примерно сотней ракет и каждая пусковая установка Mk-41 способна принимать ракеты различного класса, начиная от противокорабельных и заканчивая противоракетными. Вертикальная загрузка и старт ракет дают такую высокую плотность боекомплекта и позволяет быстро перезагружать ракеты просто пакетами.
В данном случае, нам интересны возможности ПВО/ПРО и тут есть, о чем поговорить. Сейчас имеются на вооружении 2 основных типа ракет. SM-3 рассчитана на перехват заатмосферных целей и практически до момента поражения цели использует целеуказания, поступающие с запустившего ее корабля. Только на конечной фазе срабатывают бортовые датчики, обеспечивающие точно наведение на цель.
Вторая ракета, SM-6, способна перехватывать любые цели на атмосферном участке полета цели. Грубо говоря, она работает на высотах до 30 км и дальностях более 400 км. Понятно, что при таких условиях она будет уходить за линию горизонта и терять связь с кораблем. По этой причине ракета оснащена собственным радаром и другими системами, позволяющими ей работать в автономном режиме.
При этом, наличие собственного радара в системе управления и наведения дает возможность распознавания и захвата целей, которые являются сложными для корабельного радара. Речь идет о низколетящих, маневрирующих, малозаметных целях. Даже цели, имеющие малый коэффициент отражения, опознаются системой наведения довольно уверенно, ибо расстояние до цели и угол облучения, дают существенное преимущества. Короче говоря, данная ракет может поражать цели, которые на эсминце даже не видят.
Но вот из Штатов пошли сообщения о том, что уже успешно испытана и уже внедряется новая модификация системы Aegis Baseline 9, включающую в себя комплекс NIFC-CA, позволяющий отслеживать скоростные цели (в основном ПКР) на более длинных дистанциях. Прямо сейчас идет подготовка к внедрению следующего поколения радаров и системы обработки данных Flight III, которая должна прийти на смену уже внедряемой системе Flight IIА. Основным отличием здесь будет новый радар SPY-6, который мощнее нынешнего в 35 раз. То есть, возможности базовой РЛС будут существенно расширены.
А теперь то, ради чего мы все это писали. Около 10 лет назад специальные ресурсы американской оборонки предупреждали о повышающейся роли РЭБ в работе современных систем вооружений. Это тем более актуально, чем дороже ударные компоненты таких систем, в основном – ракеты. Очевидно, что в данном случае вопрос электронного противодействия имеет острую актуальность. Именно по этой причине авианосные группировки используют свои выносные центры управления, базирующиеся на самолетах E2-D Hawkeye. Грубо говоря, бортовой компьютер ракеты SM-6 на начальном этапе может получать данные целеуказания из двух источников – собственных датчиков и РЛС корабля. Имея разную дистанцию до цели и разные углы ее облучения, он получает две картинки, которые позволяют исключить большинство элементов противодействия систем РЭБ. Но на загоризонтном участке ракета остается с одним комплектом данных, тем самым она становится более уязвимой для противодействия. В этом случае и приходит на помощь E2-D Hawkeye. Но сам этот самолет является довольно заметной и уязвимой целью.
И вот прошла информация о том, что силами Корпуса Морской Пехоты США и ВМФ США проведены успешные испытания комплекса средств ПРО, где роль старенького Хакая исполнил F-35B, выполненный именно под заказ Морской Пехоты. Тут стоит заметить, что в последнее время, особенно после выборов, разгорелся скандал по поводу всей этой линейки самолетов. У нас это освещают таким образом, что Трампа и его советников возмущает стоимость программы, но на самом деле, речь идет несколько о другом. Возмущение вызвало то, что при огромной стоимости новый самолет имеет всего 4 точки подвески во внутреннем отсеке. Напомним, внешняя подвеска вооружений резко снижает преимущества технологии «стэлс». Именно поэтому все самолеты «невидимки» проектируются с возможностью внутренней подвески вооружений. В данном случае, речь идет о двух ракетах воздух-воздух и двух корректируемых авиабомбах или ракетах.
Именно это и вызвало возмущение и негодование. После гроздьев ракет, висящих под крыльями, четыре подвески – смотрятся совершенно не убедительно. Только вот более тяжелая машина F-22 имеет 8 точек подвески, но нечто подобное на перегонки пытаются построить в Китае и России. В Китае уже разворачивают третью линию производства своего J-20 пятого поколения. Так что там особо не расстраиваются факту отсутствия кучи железа под крыльями.
Но дело не в этом. Американские самолеты пятого поколения уже перестали быть истребителями или многофункциональными самолетами. Просто на последнем примере они продемонстрировали, зачем создаются эти машины. Это россияне рассуждают категориями «дог файт», кобрами Пугачова или чем-то подобным.
Маленький и крайне мало заметный F-35B взлетает хоть с авианосца, хоть с палубы десантного дока, углубляется в оборону противника на максимально безопасное расстояние и его не слишком волнует встреча с «глазу на глаз» с аэропланом противника. Тот просто не видит его до определенного расстояния, которое пилот F-35B не даст разорвать. И его роль уже не столько в личной атаке на воздушную или наземную цель, а в обеспечении качественного и точного поражения целей ракетами, которые пачками стоят на крейсере или эсминце.
Но нам известно, что самолеты 5 поколения, созданные в Штатах, имеют собственные каналы связи с аппаратами орбитальной группировки армейских спутников. То есть, они выполняют роль загоризонтного командного пункта и средства эффективного преодоления РЭБ противника.
Получается, что маленький F-35B, имеющий, на всякий случай, 4 ракеты воздух-воздух, на самом деле располагает сотней ракет, находящихся в паре сотен миль на эсминце Арли Бьорк или еще большее количество ракет на крейсере Тикондерога.При этом особенность именно этого самолета в том, что он работает на Корпус Морской Пехоты, а значит – максимально выдвинут к текущему театру военных действий, а ракеты с эсминцев – епархия ВМФ. То есть, речь идет о новом элементе боевых действий – выносном пункте управления, который в автоматическом режиме обеспечивает корректировку огня ракетного оружия флота, и способен самостоятельно решить самые критические задачи. То есть, речь идет о целом комплексе самого высокотехнологичного вооружения, который работает одной слаженной системой и способен решать самые невероятные задачи. В частности, эксперты утверждают, что именно такая конструкция способна нейтрализовать угрозу новейших противокорабельных ракет китайского производства, которые там назвали «убийцами авианосцев».
Это значит, что военная мысль работает комплексно и масштабно. Самолеты пятого поколения созданы уже не для того, чтобы выписывать фигуры высшего пилотажа, хотя могут и это, но позволяют завершит комплекс мероприятий, который распределив силы и средства, способен стать почти полностью универсальным, эффективным и неуязвимым для современного противника. Это не отдельно стоящий танк или самолет, но комплекс. И каждый его элемент задумывался, как часть более крупной системы с абсолютным взаимодействием с остальными его частями. Вот такое сплагиатить – невозможно. Это совершенно друге мировоззрение и концепция современного боя.
Show media