Почему провалились российские программы БПЛАИмел сегодня дискуссию с ура–патриотом по БПЛА. Это нынче не только модная тема на фоне успехов турецко–азербайджанских ударных БПЛА, но и крайне бюджетоемкая. Необходимость БПЛА государство понимает, денег дает, но вот освоение и результат оставляют желать…..
В общем, мой визави много рассказывал, что сейчас УЗГА их много–много наклепает, и мы не только Сирию, но и кого хочешь в любой момент забомбим так, что турки будут икать от зависти.
Тем действительно есть, чему завидовать. Турки не стесняются заимствовать и импортировать компоненты, покупая необходимую начинку у американцев, канадцев, израильтян и т.д. Например, двигатели они покупали у Bombardier и Pratt&Whitney, а когда на фоне стенаний армянских диаспор те решили приостановить сотрудничество, переключились и создают СП с украинским Мотор–Сич.
Но мы ж не басурмане какие, у нас есть свой девиз : «100% импортозамещение». Поэтому мы не только не вспоминаем, что производимые УЗГА «Форпосты» это израильский Searcher, но и остальное пытаемся спиздить, наклеить сверху свой шильдик и выдать за отечественное. Увы, просранные полимеры пока не позволяют локализовать даже относительно простые поршневые двигатели. А без двигателей массовое производство готовых изделий не развернешь. Зато бабло освоить на гос.программах можно, и не один раз.
Например, вот идущая уже лет 8–9 тема «Иноходец». Двигатель для БПЛА "Орион". Тем, кто глядя на знакомый каждому авиатору двигатель скажет : «Да это же австрийский Ротакс, там даже на крышках написано!» следует строго попенять. Нет, теперь нужно читать надпись на другой пластине, это двигатель АПД–115Т. Ну, по названию. Де–факто это все те же Ротаксы, купленные там же у Бомбардье. А дальше началось шоу с освоением бюджетов, сменой исполнителей, концепций, в ходе которого все успели сто раз забыть, что и ради чего делалось. Для начала вообще непонятно, почему решили плясать от канадской базы. Нет, понятно, что своей не было. Свой надежный авиационный ПД, который смог бы пройти военную приёмку, мы бы сделали как раз к тому времени, как остальные перейдут на фотонные ракеты. Изначально в проект взяли спецов от моделизма и малой авиации, там все знают простые, как велосипед, 100–сильные Ротаксы – наверное, так все и начиналось. Но затем военные потребовали потолок в 7500м. Что для атмосферного Ротакса примерно как в космосе. Фигня вопрос! Просто пойти и купить у того же Ротакса турбированную версию – это не наш путь. Мы сами, мы за локализацию! Вкорячили турбину – не работает. Блок управления двигателем (ECU — engine control unit) американского производства не позволяет атмосферной версии работать в режиме турбонаддува: система не понимает, откуда появляется увеличенный расход воздуха, и вставала на самоблокировку. Регулировочные таблицы были недоступны, самим перепрограммировать ECU не удалось. Да, при огромном числе частников, которые чипуют и тюнингуют карты ПД, не смогли. Впрочем, и сам двигатель, материалы поршней, маслосистема и пр. не подразумевали турбовариант, пошли прогары и прочие легко предсказуемые косяки.
Перешли на вариант 2: двигатель без наддува, с электроуправлемой дроссельной заслонкой, американским электронным блоком управления, но управляемый через российский промежуточный блок (вертолетный с доработкой). Функция управления винтом отсутствовала, винт зафиксирован на постоянном шаге. Поставили на стенд – вроде заработало. Пришли военные, сказали: «Херня, не годится. Переделывайте. Ваш имперский Ротакс работает от 12В, а у нас во всей авиации православные 27В».
Переделали. Перестало работать. Проклятые австрияки все свои датчики, исполнительные механизмы, катушки зажигания, электропроводку, разьемы и пр подло спроектировали на 12В. Ну не суки ли?
Сменили компоненты на отечественные. Получилось очень похоже на настоящий, только не работает. Ну как не работает? – то на восходящую Луну почему–то работает, то при ретроградном Меркурии почему–то нет. Больше 30 часов вообще нереально получить. А где следующий раз гавкнется, не понять без испытательных стендов ценой миллионы дополнительных, не предусмотренных в бюджете денег. Оказывается, просто спиздить и скопировать уже не получается, нужно еще понять, как работает. На утверждение нового бюджета и закупку импортного оборудования уходит еще три года.
Купили, установили, настроили – только хотели испытывать: опять низзя! Приходят из контролирующий ведомств, спрашивают: «где результат?». Им говорят: «ну вот же, уже стенд купили, щас поставим, будем гонять, вот–вот получится». А им в ответ: «нет, стенд – это очень интересно, но это по другой отчетной графе. Вы деньги по ФЗ 44 получили, должны были к 2015 году отчитаться. А на 2018 еще не готово. Поэтому останавливаем процесс, возвращаем деньги, заказ передаем другому исполнителю и назначаем крайнего посидеть». Как останавливаем?! Как передаем? – и все сначала? А гособоронзаказ?А результат? А вооружение для Родины?
Нихуя, гособорон отдельно, а статья УК отдельно. Деньги потрачены, срок прошел – кто будет отвечать? Так процесс и тянется с тех пор ни шатко, ни валко. До серийных надежных двигателей для БПЛА по прежнему, как до луны.
Ладно, идея спиздить у Ротакса оказалась так себе. Ничего, мы умнее будем. Создадим для следующей программы под ударный БПЛА Корсар совместное предприятие с самими итальянцами! У Вас перед глазами уже стоят образы Феррари, Ламборгини, Дукати, Бимота? Наверное, так наверх и доложили: «Щас у нас супердвигатель будет, все ок, ун моменто, синьорас!» Обратились на Zanzottera. Хорошая фирма, на их таком же 498 двигателе предыдущего поколения летают и израильские ударные БПЛА,и американский Викинг 400.
— Вuongiorno, seniors e senoritas! Вы желаете лицензию купить, или предпочитаете роялти с выпуска обсудить?
— ага, щаз! нам бы просто купить несколько штук и посмотреть, что у вас можно спиздить.
— Ах, так? ну тогда, если без покупки технологий,то вот вам точно такие же, но не прошедшие военную приемку движки от нашего китайского филиала. Точно такие же, но много дешевше.
–Дешевше? Офигеть, дайте пять!
Привезли, купили. Примерно как «настоящие итальянские» сапоги Карло Пазолинни. Изготовитель Fiate Aviation Co. Ltd. Т.е. почти Fiat, только с «е» на конце. С офисом по адресу 198 MingZhu Road, Gaoxin District, Hefei, Anhui, China
Вот такой Анхуй получился. В –20С не заводится, на высоте 5000м выдает аж 2.5л.с. «Фигня вопрос, щас подшаманим!» сказали пытливые инженеры. «Еще бы!» — сказали руководящие ими менеджеры и чиновники. Очередная госпрограмма, очередной тендер, государственный подрядчик КБ "Луч" привлекает частный инженерный центр, оба три года не знают про проблемы безработицы. По окончанию контрактного срока НИР признается неудачным, тема ЭР–50 (электронный регулятор) признается свернутой, средства проср….. Для обеспечения дальнейших работ конструкторы просто адаптировали для китайского двигателя блок управления от снегохода РМЗ–500. С новым блоком смогли получить на Zanzottera параметры, близкие к заявленным, но на оборотах под 7000. Ниже – глохнет. А для полета нужно 2500–2800. «Фигня вопрос!» сказали инженеры. «Еще бы!» — сказали менеджеры и чиновники. Еще полгода. Поставили ременной редуктор. По оборотам ок, по материалам жопа: за 15 минут стачиваются ремни.
Стороны приходят к единому выводу, что дальше нужно переделать ВСЕ. Т.е. создать новый двигатель. Но прежде инжиниринговый центр просит рассчитаться за проделанную работу.
— А мы не можем, — отвечает ген.подрядчик. — Да,мы подписали договор. Но потом нам МинОбороны эту сумму не согласовало.
— Мы–то тут при чем?! У нас договор с вами, не с МО. Дайте денег!
— Денег нет.
Стороны уходят в суды, денег нет, двигателей нет, программа БПЛА стоит.
И так далее по всем программам. Результат никого не йебет, всем важен только процесс. Это еще не вспоминая замечательную историю с БПЛА Альтаир с его дизелями RED003, двухлетним заключением ген.конструктора при полном отсутствии претензий МО ради переноса проекта на «любимый кое–кем» УЗГА, но это совсем отдельна сказка…..
А вы: «щас понастроим, щас разбомбим….»
.