Летающий танк конструктора Джона Уолтера КристиСегодня танки по-прежнему остаются главной ударной силой сухопутных войск. Однако, представляя грозную тяжеловооруженную и бронированную гусеничную машину, мы всегда рассматриваем ее в аспекте действий исключительно на земле. Однако XX век, особенно его первая половина, были богаты на смелые эксперименты и идеи. Одной из таких идей стала попытка научить танки летать. Сегодня достаточно широко известны проекты «летающих танков», над которыми работали в США и СССР.
Одним из известных и признанных первооткрывателей в области бронетанковой техники был американский конструктор Джон Уолтер Кристи. В нашей стране он хорошо известен как изобретатель оригинальной системы подвески (подвеска Кристи), которая широко использовалась в советских серийных танках серии БТ и Т-34. Джон Уолтер Кристи родился 6 мая 1865 года в небольшом городке Риверэдж в штате Нью-Джерси. Будущий конструктор обучался в вечерней школе Купер Юнион. А позднее, уже работая на металлургических заводах, принадлежащих компании «Деламатер Айрон Воркс», поступил в бесплатную школу для рабочих в Нью-Йорке. Позднее он смог стать инженером-консультантом в одной из пароходных компаний Америки. Именно на этой работе к нему и пришел первый успех — он смог получить патент на изобретение карусельного станка, предназначенного для обработки деталей башен морских орудий.
В 1904 году Кристи, который испытывал большой интерес к нарождавшейся автомобильной технике, смог построить несколько гоночных переднеприводных автомобилей, ему даже удалось выиграть национальный приз за самую удачную конструкцию гоночного автомобиля. В 1912 году на призовые деньги он сумел основать небольшую компанию по производству гоночных автомобилей и колесных тракторов, но успеха на рынке добиться не сумел. В гору дела начинающего предпринимателя пошли с началом Первой мировой войны, когда Кристи занялся созданием различных образцов бронетанковой техники.
Так, он в довольно сжатые сроки смог сконструировать артиллерийский тягач, самоходное зенитное орудие калибра 76,2-мм, 203-мм самоходную гаубицу, а также разработал целую линейку САУ, вооруженных орудиями 75, 100 и 155 мм. В 1919 году Кристи получил заказ на выпуск первого своего танка, который назвал M1919 — по году разработки. Создавая все свои танки, конструктор давал им возможность перемещаться как на колесном, так и на гусеничном ходу, делая ведущими переднюю пару катков. Такая универсальность стала настоящей визитной карточкой американского конструктора в мире танкостроения начала XX века. Любопытно, что американские военные не проявляли к изделиям Кристи особого интереса. Ни одна из его межвоенных машин не была запущена в серийное производство в США, однако полученные на их постройку деньги покрывали расходы на их создание.
В США автор не находил понимания у военных, однако за океаном его разработки оценили — в СССР и Великобритании. Сам Кристи предложил свою концепцию быстроходных танков, разработав шасси и оригинальную систему подвески, названную его именем. Данная подвеска применялась на танках, участвующих во Второй мировой войне. В СССР в рамках концепции быстроходных танков было создано семейство танков БТ, в Великобритании — крейсерских танков, к которым относились Covenanter и Crusader. Помимо этого, «подвеска Кристи» использовалась на советском среднем танке Т-34 и английском среднем танке Comet.
В период между двумя мировыми войнами Джон Уолтер Кристи создал и использовал в своих прототипах боевых машин элементы, которые стали актуальными на десятилетия вперед в разных странах: использование колесно-гусеничного движителя и унифицированных узлов; плотная компоновка; двигатель в едином блоке с трансмиссией; использование в бронезащите танка баллистически выгодных контуров и применение сварки; использование в ходовой танка резиновых шин катков гусеничного хода с индивидуальной подвеской.
Но это далеко не все, что предлагал Джон Уолтер Кристи. Идея поднять танк в небо также принадлежала талантливому американскому конструктору. Именно он в 1932 году предложил новую концепцию танка, который смог бы перемещаться по воздуху. Американские газеты тех лет восприняли идею конструктора с восторгом: в газетах печаталась схема летающего танка, который должен был уберечь страну от любых нападений и проявлений агрессии. При этом уже тогда у идеи было немало критиков и скептиков, которые сомневались в реализации проекта. Пожалуй, единственным человеком в США, который на 100% был уверен в необходимости постройки и успехе летающего танка, был сам Уолтер Кристи. К достижению своей цели он шел с фанатичным упорством, и уже одно это заслуживает уважения.
Патент на "подвеску Кристи"
В 1930-е годы Кристи уже создал несколько удачных боевых машин, которые способны были действовать в тылу противника в отрыве от своих войск. Однако «крылатый танк» занимал в его мыслях особое место, реализовать этот проект на практике он пытался на протяжении нескольких лет. Его «крылатый танк» представлял собой 5-тонную колесно-гусеничную машину, на корпус которой должна была устанавливаться коробка с крыльями бипланной формы и воздушный винт, вращение которого должен был обеспечить танковый двигатель.
К 1932 году конструктору удалось спроектировать максимально облегченный танк, большая часть деталей и узлов которого (там, где это позволяла его конструкция) производились из нового для тех лет материала — дюралюминия. По сути, корпус танка был двойным. Внутренняя его часть собиралась из листов дюралюминия, а внешняя из броневых листов толщиной 12,7-мм (лоб корпуса) и 9 мм (борта корпуса). Колесно-гусеничную часть конструктор оставил без изменений — она состояла из 4-х опорных катков (передняя пара при движении на колесном ходу была управляемой), переднего направляющего и заднего ведущего колес на каждый борт. При этом каждое из опорных колес также изготавливалось из дюралюминия и оснащалось пневматическими шинами Firestone. Башня на этом танке не ставилась, предполагалось размещение орудия в корпусе танка, что также должно было экономить вес машины. Общая масса этой боевой машины без боекомплекта, топлива и экипажа не превышала 4-х тонн, а при полной загрузке масса танка доходила до 5 тонн.
Этот изначально создававшийся для переброски по воздуху танк Кристи и выбрал для своих экспериментов над «летающей» машиной. На М1932 был установлен очень мощный на тот момент времени V-образный 12-цилиндровый двигатель Hispano-Suiza, развивавший мощность 750 л.с. Благодаря установке такого двигателя, танк мог достигать просто невероятных «авиационных» скоростей: 120 миль в час (около 190 км/ч) при движении на колесах по автостраде и до 60 миль в час (96,5 км/ч) при движении на гусеницах. Даже если цифры выглядят завышенными, скоростные возможности танка были очень высоки. Танк мог легко перепрыгивать рвы 6-метровой ширины и преодолевать уклоны до 45 градусов. Надгусеничные полки были сконструированы достаточно широкими и располагались высоко над опорными катками. Фактически они выглядели как небольшие крылья, повышая «летучесть» машины. Коробка передач была четырехскоростной: имелось три скорости для движения вперед и одна — назад.
Согласно замыслам Кристи, первые 70-80 метров разбега при взлете танк должен был совершать на гусеницах. После чего механик-водитель (он же пилот) должен был переключить редуктор трансмиссии с гусениц на установленный на танке воздушный винт. Проехав еще примерно 90-100 метров и достигнув скорости 120-135 км/ч, танк должен был подняться в небо. При этом механик-водитель располагался на своем обычном месте в передней части боевой машины. Во время полета мотор должен был питаться горючим от двух баков, которые находились в танковом корпусе. В воздухе, по приведенным расчетом, скорость «летающего танка» должна была составлять примерно 150-160 км/ч.
M1932
Благодаря наличию независимой подвески, танк мог спокойно сесть прямо на поле боя, которое было изрыто воронками. После совершения посадки водитель-пилот должен был с помощью специального рычага сбросить каркас с крыльями и оперение, после чего можно было вступать в бой. При этом экипаж танка должен был состоять всего из двух человек — водителя-пилота и стрелка. Приземление танка осуществлялась на гусеницы, что должно было помочь ему погасить скорость планирования, добравшись до шоссейных дорог, гусеницы можно было снять.
Несмотря на проработку проекта и попытки реализации, на практике осуществить задуманное Кристи так и не удалось. Главной на тот момент причиной неудачи стала сложность изготовления дистанционного переключения привода от мотора с колес танка на воздушный винт и обратно. При уровне развития техники и технической мысли тех лет — это была довольно сложная проблема. К тому же американская армия не была готова тратить большие средства на подобные разработки, не удалось реализовать и идею с транспортировкой танка под днищем тяжелого бомбардировщика или транспортного самолета, так как перспективные самолеты так и не были приняты на вооружение ВВС. На отношениях Кристи и американских военных негативным образом сказывались и его переговоры с представителями СССР.
В принципе, ничего технического невероятного в предложенной Кристи конструкции «летающего танка» не было, однако эта красивая идея в США так и не была реализована, вновь подняв голову уже в Советском Союзе, где в годы войны в единственном экземпляре был построен летающий танк А-40 Олега Антонова. Изначально Антонов предлагал использовать свою боевую машину для поддержки партизан. Летные испытания этой необычной машины проводились с 7 августа по 2 сентября 1942 года.
Возвращаясь к Кристи, можно отметить, что в свое время он был явно недооценен, причем именно в США. В своей небольшой брошюре «Современная мобильная оборона», которую он написал во время своего нахождения в Великобритании, тестируя свои шасси вместе с заказчиками, он уже в 1930-е годы обозначил основные задачи конструирования танков, которые остаются актуальными и сегодня. «Моей первой и главной задачей, писал Кристи, было создание такого шасси, которое смогло бы защитить человека, решившего доверить ему свою жизнь на поле боя. Именно по этой причине фронтальная проекция должна была быть трудноуязвимой для любых типов боеприпасов. Помимо этого, конструируя наши шасси, мы старались, чтобы они были как можно более низкими, а значит незаметными. Также мы продумали вариант повышения защищенности машины за счет увеличения ее скорости. Скорость как для самолетов, так и для наземной боевой техники имеет одинаково важное значение. Обладая высокой скоростью движения, можно легко обойти противника или оторваться от него, быстрее занять удобные позиции для ведения огня, а также очень быстрой уйти из-под обстрела»