Утро оказалось солнечным, соседние экипажи готовились вылетать по местам базирования в континентальной Европе. На аэродроме нет ни РП, ни местных пилотов – только прилетевшие гости и один техник в ангаре. Но зная английскую практику на аэродроме без труда открываю 2 помещения (комната отдыха и брифинг). Из ангара вышел техник, но увидев меня с картой лишь поинтересовался маршрутом. Понравилось следующее: на аэродроме висит свежая распечатка фактической и прогноза погоды по основным аэропортам Европы и Англии.. Оплачиваю взлёт/посадку и парковку на ночь - на входе стоит копилка, рядом – конверты.. Пишем бортовой, откуда и куда, дату… денежку в конверт и в копилку. Ровно как и с холодильником – подошел, открыл холодильник или шкаф, взял что понравилось, денежку по прайс листу положил в копилку… Европа…
А ещё.. а ещё понравилось как относятся к новичкам: на аэродромах развешаны плакаты, в основном в 2х тематиках:
1) Правила радиообмена. Что и как. Причем не типовой плакат, а с учётом местных зон. Ведь не секрет что радиообмен у «начинающих» пилотов не всегда правильный, вот и придумали такие плакаты что бы у пилотов постоянно была теоретическая подготовка... всё время перед глазами...
2) Напоминание про включение ответчика. Что то вроде “Give TCAS a chance”… тут без комментариев.. Ну, разве что 1 случай: выполнив взлёт в одной из европейских стран, выхожу на связь с информацией, которая помимо прочего поинтересовалась типом моего судна. Узнав что это мотодельтаплан, информация попросила включить ответчик…. Даже не поинтересовалась А ОБОРУДОВАН ЛИ мой дельтаплан ответчиком, а просто попросили включить…. С тех пор всегда включал ответчик на земле в режим Ground, а перед взлётом включал полноценно.. Полезная штука!
При упаковке вещей после ночлега, замечаем огромного комара, который застрял между обтекателем и ветровым стеклом. Достать в таком узком месте – невозможно.. а жаль … он же пилот, всё-таки
Принимаем решение о спасении
снимаем стекло, но результат не утешителен.. «британский комар-Ас» застрял серьёзно. В ход пришли инструменты и наша лейка, и через пару минут комар был на свободе…
Ну а с вылетом в Даксфорд ещё не понятно. Слот есть, но просят подождать до 10 часов что бы обеспечить беспрерывную очередь частных бортов на вылет. С земли наблюдаем как в Даксфорде взлетают один за одним и уходят все левым кругом. Подходит наше время. По прямой – 4 км от дельтаплана до полосы в Даксфорде. Маршрут – 8 км. Нам надо занять высоту круга и зайти на 2й разворот. Сегодня рабочая полоса 24, а значит надо заходить как указано в AIP – 4й разворот для любого типа ВС около заправки British Petroleum в 2х милях от торца полосы.
Перед нами взлетает первая группа немцев. Они уходят через Ла-Манш, а значит правым кругом. Мы выруливаем (руление по полосе) и за нами рулят ещё 2 борта, которые собираются в Гамбург. Взлетаем и сразу уходим по схеме влево. Уже на частоте Даксфорда и слышим как идёт интенсивный выпуск бортов. Трафик наблюдаю, нам дают добро на вход и идём от 2го к 3му вдоль полосы. Не первый раз наблюдаю Даксфорд с воздуха (лет 5-6 назад катался на тут на Tiger Moth 10 минут, а как пилот узнал что я катался на ЯК-ах, то предложили порулить, в итоге вместо 10 минут мне подарили пол часа на Tiger Moth. Выполняем 3й, затем 4й возле заправки и уже на прямой. Слышу что к 24й полосе по земле рулят 2 борта P-51 Mustang. Мы садимся, и АТС просит нас освободить полосу с текущего положения влево на траву, а не по РД вправо в конце полосы, как по схеме. Мы съезжаем и видим, как мчится запоздавшая Follow me Car Mitsubishi L200.
Парковка тут же на травке, рядом стоят ещё несколько бортов. Затем беру ВСЕ документы (в AIP написано что возможна проверка, и что бы не кататься через весь аэродром решил взять сразу всё) усаживаемся в машину, и пока нас везут к официальному входу музей, где на кассе надо оплатить взлёт-посадку, нам подсказывают пару моментов как обойтись без оплаты посещения музея, лишь заплатив за взлёт-посадку, что намного дешевле.
Теперь надо подать FPL во Францию, в Ле Туке. После посещения музея нужно будет дозаправиться и прямиком мимо Лондона, потом восточнее к проливу, через Ла-Манш в Ле Туке. На вышке ставят печати Даксфорда со словами о том, что не могут припомнить тут украинских бортов АОН. Удивлёнными глазами смотрят на мой «чемодан» документов.. Отвечаю, мол, в АИП-е написано про проверку в Даксфорде.. на что мне отвечают «мы проверим, конечно же, но только если вы сами этого хотите»
Наверно, «островитяне» это не англичане… а мы… ну как же так, не проверить документы? …..
Подан флайтплан, через приложение на планшете. Минут через 10 от АТС информация о прошедшем ФПЛ. Есть пару часов погулять по музею. Осматриваем статическую стоянку.. Тут, помимо «обыкновенных» бортов со Второй Мировой находится B-17 “Memphis Bell”, она - же “Sally B”. Был внутри такой красавицы, а видеть, как эта летающая крепость летит – одно удовольствие (и очень эффектно с дымовой шашкой, - имитация горящего двигателя)
В ангарах идут реконструкции Спитфаеров, строится новый Мустанг. Много разной техники разных лет. И Ланкастер с настоящей бомбой для знаменитой операции на платине, и бипланы, и история Битвы за Британию. В отдельных ангарах стоят Конкорд и прочая красивая техника. Отдельно стоят немецкие Фау и бункер, который был классический во Франции на D-Day. Чуть дальше находится внушительных размеров и красивой формы ангар Американской техники. От бипланов Боинг и Мустанга c B-17, до F-15, F-111, SR-71 и B-52 (c отметками о десятках боевых вылетов). Внизу в этом ангаре-музее находится мемориальная доска погибшим пилотам американских и канадских ВВС, с поимённым списком на 2х огромных мемориальных плитах…
Пройдясь по музею, наблюдаем только – что прилетевший с регламентных работ B-25, отполированный и облегчённый борт команды Red Bull. В воздухе показывал достойный пилотаж! Иду на вышку перенести вылет на час – хотим пройтись по магазинчику за сувенирами и покушать в кафе. После нашего ланча, заказываю топливозаправщик. Вернее, напоминаю про ТЗ, так как он был заказ под вылет. В Даксфорде 2 цистерны с топливом но всего 1 тягач, и но сейчас наш AvGas 100LL стоит в ангаре, а тягач потянул другую цистерну заправлять пилотажную реактивную группу. Мы уже объехали полосу к дельтаплану, приготовились к вылету, и спас. жилеты одели, а заправщика нет. По рации связываюсь с АТС и вышка «строит» заправщика, с напоминанием что у нас же ФПЛ во Францию.. Через минуту заправщик отцепляет цистерну и едет за нашим 100ЛЛ. Затем ЧЕРЕЗ ВПП, по траве через весь аэродром едет к нам, предварительно запросив разрешение на direct, мотивируя такое руление «необходимостью заправить иностранный борт». Заправляем под пробку, оплата карточкой. Водитель ТЗ желает нам хорошей видимости над Ла-Маншем и уезжает.
Запросились и запустились. При прогреве слышу что С-172 с американской регистрацией выполняет УТП. Девушка посадила борт с приличным перелётом, и АТС даёт ей указания освободить полосу вправо и по РД занять предварительный RW24. Докладываю о своей готовности одновременно с докладом Цессны, которая УЖЕ на предварительном. АТС интересуется хватит ли дельтаплану места для взлёта при рулении к полосе по траве с текущей позиции... А это половина полосы … Он, наверное, не спрашивает, а издевается, ведь до тех пор как полосу укоротили на 300 метров, на неё садился Конкорд…! Affirmative! По схеме у нас есть 750 метров… можно несколько раз взлететь ..
АТС оставляет Цессну ожидать на предварительном полосы 24, а нас отправляет на исполнительный на центр полосы 24 direct с места стоянки. Взлетаем, по схеме уходим влево, затем по просьбе АТС занимаем 500 футов (QNH) и делаем проход над ВПП для местных споттеров! После прохода облетаем Ройстон и беру вправо в сторону Кембриджа. Пролетаем над пригородом Кембриджа Трампингтон.. я тут прожил первые 2 года пока учился в Кэмбридже. Погода особо не позволяет «покрутиться» и мы плавно продолжаем набор. Уходим всё южнее и южнее…. По карте вижу что проходим ну ОЧЕНЬ близко к границе зоны аэропорта Саус Энд, решаем не откланяться , поэтому перехожу на частоту «Подхода» и информирую о своём присутствии и маршруте очень близко к зоне. «Подход» наблюдает меня на радаре и меняет сквок. Информирует о трафике (рейсовые борта) и борта АОН – сообщает о МДП на 10 часов ниже нас. Через время наблюдаем этот МДП и продолжаем по маршруту на нашей высоте.
Надо отметить, что Level 4/5 ещё далеко не показатель владения бытовым/академическим/специальным английским, о чем мне рассказывали в Кировограде, и наоборот – зная английский ещё не факт что можно весть правильный радиообмен… И хотя английский мне дался очень легко, от стандартной фразеологии я не откланялся и «бубнил» строго по MACMILLAN-у. Поэтому удаляясь от зоны аэропорт в неконтролируемом воздушном пространстве и запрашивая «Подход» покинуть его частоту и вернуться на Лондон Информацию, я ожидал услышать в ответ тоже стандартную фразу. Но вместо «Frequency change approved, contact …..» в ответ я получил «Negative, remain on my frequency….». Это меня немного взбодрило… Как так.. в неконтролируемом воздушном пространстве мне запрещают перейти на частоту Информации? Ещё раз проверил местоположение… неконтролируемое пространство… А если я сейчас вообще с ним попрощаюсь и выключу радиостанцию? Довольно таки неожиданно! АТС читают этот форум? Что скажете?
Однако, я не стал делать ничего непредсказуемого, и остался под его управлением. И не пожалел – отправил он нас ещё выше до 4000ф и информировал о каждом борте. В итоге – очень приятно лететь с таким обслуживанием. При подходе к другому аэропорту ближе к Pier, «Подход» South End передал меня другому «Подходу», который вёл до границы с Францией. Coasting out возле Pier. На этот раз на 4000 футах Ла-Манш был во всей своей красе – в 17:00 местного солнышко было сзади, полный СAVOK (ох и нравится мне как англичане говорят «Кэв? Oкей!»… Кроме них так никто не говорит)… Французский берег было видно издалека. Над Ла-Маншем мы шли не быстро.. наслаждаясь прекрасным видом.. Англия сзади.. Слева – открытое море.. внизу – огромное количество паромов и прочих кораблей, впереди – Франция а справа – и справа-сзади – красивое солнце над проливом. Доклад Mid Channel и перешли на «Лиль Информацию».. затем над водой повернули вправо – вдоль по Ла-Маншу, с небольшим приближением к французскому берегу. До берега переход на частоту Ле-Туке Вышку и идём по стандартной схеме с севера. Затем стандартная схема захода и посадка. Ещё с прямой огорчился «пустым» перроном – на стоянке всего около 5 самолётов… Вечер понедельника … действительно пусто..
Парковка там же, на травке. На этот раз очень быстро туда добрались и пешком в терминал. Оплатили взлёт/посадку и решаем без топлива вылетать в Камбре, сразу после прохождения таможни и паспортного.. Но тут нас ждал сюрприз – таможня уже закрылась.. Мои вопросы о том что я сообщал в флайтплане про таможню, получил ответ.. «да не переживайте Вы, если иммиграционная служба решила вас не проверять – можете летать дальше, вот только распишитесь вот в этом специальном журнале и можете дальше вылетать, при условии обязательного прохождения всех процедур завтра. Переписав наши паспорта и бортовой в тот журнал, мы поставили свои автографы под стандартной фразой что обязуемся завтра заявиться на паспортный контроль в любом иммиграционном офисе и не покидать границу Франции. Нас заверили что это есть стандартная практика.. Как – то необычно для нас… Понимаем что французы что-то знают и судя по записям в журнале мы не первые, решаем заправить баки что бы с Камбре улететь в Лиль на паспортный рано утром без заправки в Камбре. Заправляем 100ЛЛ и не теряя времени запускаемся. «Вышка» 20 минут назад закрыла наш флайтплан с Англии, и теперь мы летим без ФПЛ. Меньше чем через час мы уже приближаемся к LFYG. В эфире – тишина. На аэродроме тоже не наблюдаем активности. Делаем один проход над полосой и ещё вокруг посёлка – в надежде что местные пилоты подтянутся.. Заходим и садимся. И только сейчас замечаем что сбоку в одном ангаре открыта дверь, и из неё бежит к нам Мари… Она открыла колонку с 100ЛЛ и отвезла в посёлок купить покушать… К сожалению они сегодня уезжает с мужем на юг Франции, а на аэродром заехали проверить процесс стройки новых домиков. Оставив нам на сладкое свою коробку с клубникой, они уезжают в отпуск, а мы остаёмся на ночёвку.. Завтра утром нам предстоит сделать один лишний небольшой перелёт в Лиль (а это на северо-запад) где нас будет ждать пограничники….