Ровно год назад о таком перелёте мы даже подумать не могли. И причина этому отнюдь не опыт и технические возможности. В июле 2012го оба Ивана были заняты другими вопросами, а именно – возможностью легально выполнять полёты в ВП Украины на МДП. Пример Шпуля, который достав телефон и набрав военных и информацию сообщил о планируемом использовании ВП, оказал сильнейший эффект… Он мог официально летать на своем же МДП…
_ _ _
Подготовка.
Первый этап для нас – зарегистрировать МДП, получить Дозвіл на виконання польотів, разрешение на радиостанцию и ответчик. Этим начал заниматься осенью. Надеюсь, что этой осенью получится зарегистрировать ещё один МДП и привлечь своих знакомых к регистрации своих телег. Практически одновременно с регистрацией необходимо было восстановить UL лицензию для старшего и получить новую лицензию для младшего. Более подробно про получение/восстановление можно прочитать вот тут:
http://www.ukraviaforum.com/index.php/topic,7050.0.htmlПолучив лицензию, необходимо было «натаскать» авиационный английский. Для меня это не было новым, но стояла задача получить твердые знания и поднабраться опыта в Украине, а так же получить соответствующие отметки в додатке. Выбор английского оказался довольно таки велик, но я остановился на Кировограде. И не ошибся. Очень рекомендую если достаточно 4го уровня, так как для 5го надо ехать в Киев. Первоначалка – выше всяких ожиданий. Пед.состав на высоте! Экзамен на уровень – думаю, как везде, во всяком случае по тем отзывам, что я слышал.
Как то в августе, к нам пришла такая вот идея перелёта.. и почему-то одновременно предложили Шотландию.. другие варианты даже не рассматривались, и на то есть весомые причины:
1. Довольно интересный маршрут, сам по себе
2. DUXFORD. Думаю не стоит описывать что это такое…
3. Красивейшая природа Шотландии, даже без авиационной составляющей
4. По времени как раз получается отпуск
5. Крылу и телеге в августе 2013 подходили 4х годовые/500 часове формы ТО. По нашему скромному мнению, лучше чем на заводе изготовителе их нам никто не сделает
6. Мотодельте тоже было бы интересно пролететь над своей родиной
7. Название мотодельты QuikR, «Q» мы не могли использовать как первую букву в регистрации, поэтому остановились на созвучном KWIK… вот и получилась регистрация UR-KWIK. И если с UR всё понятно, то Кило Виски тоже должно иметь значение.. а где же взять Кило Виски, если не в Шотландии? Вопрос с Индиа Кило остаётся открытым, предложения принимаются, крейсерская с внешними боковими сумками 140км/ч
Про скорость.. Ротакс. При оборотах 4700 и полной загрузке скорость 160км/ч – балансировочная, что не мало для мотодельтаплана. Но как показали полёты с боковыми сумками – мы теряем ровно 20км/ч на тех же оборотах.. но это не есть проблема, учтём при планировании
А оно началось одновременно с обучением в Кировограде. Нам предстояло подготовится к перелёту. И один из этапов подготовки: аэронавигационная информация. Предстоял перелёт из Харькова на острова Шотландии, через всю Украину с востока на запад, через Польшу, Чехию, Германию, Францию, Англию и через всю Шотландию. Начал изучать AIP, спасибо за бесплатный доступ Евроконтролю.. но этот сайт оказался не совсем удобным, поэтому на APPSTORE я закачал eIAIP – полный AIP всей Европы (включая Украину и прочие соседние страны) за 6 долларов на пол года.. с бесплатным обновлением каждый день, что очень удобно для подготовки в любом месте и особенно на аэродроме. AirNavPro и Jeppesen FD тоже оказались полезными
Был составлен график изданий VFR карт. Преобретались лишь необходимые нам части, кроме Украины. Украину купили все 8 из 8, от 27го июня. А до этого нам уже приехали 2 карты Англии, 1 Шотландия, 1 Франция, 6 из 8 Германии, 4 из 6 Польши и 1 карту Чехии мне помог прибрести наш форумчанин в Праге, куда я попал абсолютно спонтанно на короткий week-end
Непосредственно перед перелётом обновили базы в Garmin 296 и закачал свежую «Европу» в iPad.
Визы. Открыли Шенген и Британскую.
Заранее купили билеты в Даксфорд. Duxford. Прилететь туда в роли КВС своего ВС, а не приехать на бесплатном автобусе с 7й платформы кембриджского автовокзала, надо сказать, очень сильно манило. И пусть это мотодельтаплан, а не Спитфаер, но полёт в Даксфорд отчетливо ложился в планы.. посадка на базе Спитфаеров, база Королевских ВВС.. Мекка.. Живая история Второй Мировой.. Более того, 13-14 июля 2013 в Даксфорде – авиашоу «Летающие легенды». Это дало нам понимание о дате полёта: нужно вылететь 1 июля, примерно неделя долететь до Англии, неделя в Англии и ТО, потом 13-14 на авиашоу, и неделя что бы добраться домой. Но о Даксфорде будет позже
Все планы по перелёту начали таять весной, вместе со снегом и асфальтным покрытием автодорог, когда Украинские страховые компании за 1 месяц страховки мотодельтаплана (3х лиц, пассажира, без военных рисков, MTOW 450кг) захотели (в среднем) 10 000 USD, с «0» не ошибся, именно десять тысяч долларов). Спустя 2 месяца переговоров одна из фирм (стоит ли называть столь известное имя) опустила «предложение» до 6800 евро. Хотя цена для самолётов (где страховая сумма больше в 3 раза – около 200 долл в месяц).С апреля месяца голова кипела вопросом страховки. Киев ожидал денег, но все понимают что это не цена. В той же Англии, дорогой стране, страховка мотодельтаплана (КАСКО, 3 лица, пассажир и УТП в год обходится в 400 фунтов) Обзвонил всю Европу. 5 ведущих страховых в Англии, затем Францию, Германию, Польшу. Обзванивал и отправлял запросы организаторам прошлых и будущих Чемпионатов Мира и Европы (СЛА), отказы. Дилеры украинской авиационной техники в Европе и аэроклубы тоже оказались бессильны в страховании мотодельтаплана с UR номером. Обращался и к пилотам, летавших в Европу на самолётах… они тоже подключали Европу и отечественные страховые – но операторы в страховых компаниях разделились на 2 группы: иностранные компании не брались, а украинские, пользуясь положением, хотели денег. В одном из разговоров британская сторона задала прямой вопрос – если у Вас нет специалистов по страхованию АОН, как АОН ещё существует? Англичане посоветовали обратиться в местную AOPA. Ответить на вопрос было не легко, но к АOPA я обратился. Надо отдать должное, как бы кто не относился к AOPA, но она оказала поддержку и оформила страховку за более понятные деньги 270 евро (при общей страховой сумме 1 000 000 SDR). Уже оплатив страховку через AOPA, киевская контора скинула «аж до 1600 евро в месяц»... Самостоятельно велись переговоры ещё с одной фирмой в Украине (не Киев), надо сказать, они уже занимались авиационным страхованием. Более того, мой договор по адекватной цене был почти дописан, но сроки пожимали - до запланированной даты вылета оставалось меньше недели…..