Проснулись поздно и хозяин гостиницы угостил отдельным завтраком. Следующим обязательным пунктом нашего маршрута был Даксфорд. Авиашоу должно состояться в следующую субботу и воскресенье. А значит – у нас есть 5 полных дней на отдых, туризм и ТО по форме 4 года/500 часов. Мы провели один день на острове - просто прогулки пешком. Природа, конечно же, красивая, но доступ к побережью со всех сторон закрыт. Вековые деревья. Одним словом – красота. Особенности: чисто туристический остров. Промышленности, кроме виски - нет.. На острове аж 4 полицейских на 2х автомобилях, паромное сообщение с Британией (4 рейса в день в туристический сезон), много кафешек и отелей для туристов. Естественно, тут нет возможности взять машину в аренду, да и ездить по острову особо и некуда – всюду можно добраться пешком.
Шотландские пилоты предоставили легковое авто и прицеп для дельтаплана, и на следующий день мы выдвинулись на «основную землю» Великобритании в северной Шотландии: городок Обан, популярное озеро для отдыха Лох Ломонд и Глазго. Позвонив на завод согласовал дату приезда, нас ждали на четверг-пятницу. Во вторник поздно ночью из Глазго мы переехали в Эдинбург (около часа езды) по приглашению пилота, с которым я поддерживал контакт по интернету с 2009 года. Но вот только в 2013м году мы встретились и только сейчас я узнал НАСКОЛЬКО доброжелательны и отзывчивы наши шотландские коллеги.. Хочется что бы и в Украине росло количество пилотов, которые бы так относились к коллегам-ультралайтщикам.. да и вообще положительно-настроенных. Немного про этого человека: 16 раз перелетал Атлантику как на своём ВС, так и перегонял судна в Европу. Его помощь пилотам мира – безгранична. Неоднократно принимал активное участие на своём самолёте в поисках пропавших дельтапланов, и причем не только на территории Великобритании..
В среду мы выдвинулись в сторону завода для прохождения ТО. Приехав на завод, встретили знакомых и пока начинались работы – мы ознакомились с новой техникой: новые крылья, тележки, новые опции для апгрейдов. Условия в «цехе» - райские. Работают исключительно фанатики, которые летали на МДП ещё в начале 80х. Заказы и сроки поставок: в неделю выкатывают 2 новых серийных МДП, и это только новых. Все дельты делаются исключительно под заказ и «заготовок» нет. Помимо выпуска новых, постоянно идут работы по ТО и доработкам. К слову – выполнение обязательных бюллетеней выполняется за счёт производителя на условия «пожизненной» гарантии. Крайний такой бюллетень касается задней кромки крыльев, но он не применим к моему серийному номеру. Обещают закончить к вечеру четверга либо – в худшем случае – в пятницу до обеда. Нас, конечно же, интересует первый вариант, так как необходимо вернуть машину с прицепом, да и на заводе нет ВПП – надо выбираться на аэродром наземным способом. Понимаем что «Даксфорд» может не состояться, но надеемся на лучшее. Пока выполняются работы по нашему ВС, мы выдвигаемся в Манчестер – тут, после окончания Кембриджа, я продолжал обучение в MBS. Было очень интересно и немного волнительно пройтись по знакомым местам..
В четверг вечером на заводе нам сообщают что МДП будет готов только завтра к 10 часам утра, и для этого вместо 9 утра они выйдут на работу к 7 утра.. вот такой английский подход. А сейчас заново собрано крыло после «Strip & rebuild» (когда оно полностью разобрано для обследования –сняли и обследовали парус, проверка всех труб на станке, профиль лат, замена болтов) и заканчивается аналогичная процедура с тележкой. Но крылу сейчас предстоит самая «страшная» процедура, которую бояться все английские пилоты – проверка ткани обшивки крыла, армированной задней кромки и швов на прочность. Одно дело, когда это делает пилот-собственник: тогда эта процедура делается плавно и осторожно.. Сейчас же по этой форме делает производитель – непредвзято и хладнокровно продевает крюком контрольные места и тянет на разрыв. В нашем случае самые высокие нормы пройдены на отлично, о чем мне делают подпись и ставят печать. Тележка тоже полностью разобрана – проверка пилонов, стоек шасси, проверка «показометров» с панели проборов. С тележкой после осмотра некоторые элементы подлежат замене – очень строгие стандарты лётной годности. Это, в первую очередь – наша безопасность… мы соглашаемся и опять подпись и печать о выполненных работах. В пятницу утром действительно P&M открывается в 7 утра местного и заканчивается сборка тележки, гонка двигателя и проверка работы ответчика. В общей сложности ТО занимает 2 дня работы, включая тележку, крыло, ВМУ. Аппарат ставим на прицеп и выдвигаемся в Эдинбург на завод Trig Avionics - помощь этих ребят тяжело оценить.. спасибо им! Затем на аэродром - поближе к месту возврата автомобиля. К вечеру мы уже на месте, но ветер не позволяет выполнить облёт. К тому же, светлое время суток уже заканчивается и мы принимаем решение отдохнуть с другими пилотами на аэродроме и облетать утром.
Утром выполняем облёт и местный полёт, затем собираемся к вылету на юг. Возвращаем полностью заправленный автомобиль владельцу, фото на память, прощаемся с прекрасной Шотландией и её уникальными жителями. Аэродром назначения – в Англии под Ливерпулем, в аэроклубе, куда нас пригласили на слёт. Одеваем наши спас. жилеты и вылетаем.
Как и обещало метео: через холмы было интересно пробиваться.. небольшие кучёвки застряли в холмах и пришлось отклониться от маршрута в сторону побережья. Над морем сделали несколько проходов на разных высотах, но больше всего понравились спирали на 5000 футах, уж очень красивый вид открывался. Покидаем ВП Шотландии и над Северной Англией слышу радиообмен Лондон Информации с бортом , направляющегося из Хедкорна в Ле Туке.. удивленны такой дальностью связи..
Опять запросился и разрешили над КТА Блекпула с докладом, при этом внизу наблюдали трафик (2 коммерческих борта). Обошли военную зону, далее пришлось опять отклониться к морю что бы обойти активную зону планеров – погода позволяла планеристам насладится полётами в 2 часа дня местного.
При подходе к Ливерпулю (Инс Бландел) на частоте аэроклуба было довольно активно – слышал как прибывали и прибывали борта. В 10 км от клуба меня по-прежнему отправляли в stand by, затем join overhead, но значительно выше высоты круга – на 3000 футах. Было неожиданно, но довольно приятно вместо «UR-KWIK» услышать «Иван, ты первый на посадку».. по голосу узнал Карла, правым кругом с 3000 футов со 2го снизились до 1000фт на 3м, и так же со хорошим снижением подошли к 4му и на посадку – за нами уже выстроилась очередь пребывающих гостей.
Освободили полосу влево, и на запрос по рулению и парковке нас отправили не в конец парковочной линии аппаратов, а в самый «центр тусовки» - к парадному въезду, к месту барбекю и отдыху.. это место было зарезервировано специально для нас, очень надеялись на наш прилёт. Ещё не выходя из МДП нам вручили «флаера» на бесплатную еду и парковку. Все прилетающие экипажи обеспечивались бесплатной парковкой и едой-напитками «unlimited» на 2 дня.
Сначала к нам подходят пилоты и споттеры, они хотят узнать как серийный номер Квика, так и посмотреть на панель приборов. Их ещё интересует наш груз, что везём, где были… Общаемся, обедаем, фотографируемся
Затем уже наша очередь познакомится с английской техникой – в ряду стоят несколько десятков мотодельтапланов (и все зарегистрированные), прочие ультралайты, автожиры. Разнообразные тележки МДП – Quik series, Blade, Quantum, Flash, прочие.. Ещё больше разных крыльев, чем тележек, так как к одной тележке может подходить несколько разных моделей крыла. И это всё выпускает 1 английский завод… в общей сложности в Великобритании зарегистрировано более 1200 МДП. Знакомимся с разными пилотами, они рассказывают о особенностях их техники. Интересно.
Тем временем гости продолжают прилетать… Понимаем что всех не перефотографировать и ставлю в офисе фотоаппарат на зарядку.. А ЗРЯ.. Так как чуть позже то, что я увидел, меня очень удивило, но никак не англичан.. Наблюдаю очень аккуратную посадку QuikGT450, красная тележка. Борт подруливает к ангару, наблюдаю 2х маленьких пилотов (естественно, в комбинезонах и шлемах).. После парковки пилоты покидают МДП, снимают комбинезон и шлема, и я наблюдаю 2х девушек лет 20 которые прилетели на слёт... Обычно прилетает либо мужчина, либо 2 владельца ВС, либо семейная пара. А тут – 2 девушки .. красота
Вообще весь этот слёт похож на сказку – подтянулись представители всей Великобритании и Ирландии, нет ни политических разногласий, ни личностных – люди едины желанием летать, идут оживлённые разговоры, причём и не только на авиационную тематику. Нам это очень нравится и англичане (да и ирландцы) расспрашивают нас о жизни АОН в Украине. Больше всего они были удивленны … да пожалуй всё их повергло в шок: и «наличие» первоначального обучения на МДП, и лётная годность с регистрацией, и партизанщина ( о которой они знают очень давно – и в том числе благодаря интернету, где неоднократно всплывают интересные картинки – может помните как появились фото россиян, которые подсели на МДП на трассу что бы дозаправится на заправке? Так вот, они меня спрашивали не знаю ли я кто это такие
).. но отдельно они были шокированы необходимым прохождением медицины по 2му классу… У них это всё гораздо проще: рассказывают что им не надо ехать ни в какой спец.мед.центр – а просто к врачу по месту жительства на 20 минут, если хотят летать на СЛА. А уже если PPL – тогда да – нужно иметь 2 class medical… и я уже не вспоминаю про остальные вопросы.
Гостей в аэроклубе много. К тому же, прибывают и на машинах, а не только по воздуху. Многие хотят пролететь на МДП с укр. регистрацией, и местные пилоты советует опустить крыло и поставить палатку – всех же не перекатать..
И теперь о хорошем – на слетах награждают пилотов и технику в разных номинациях. Нам вручают приз за «Самый длинный маршрут на слёт»… действительно, к тому моменту пройдено 3987 км
британцы и ирландцы в этой номинации заметно уступили
Ещё позже начинаются соревнования.. как на МДП так и на ультралайтах. И нет разделений на классы и типы. Все играют в одном зачёте. И это не упражнение на парение, точность посадки или навигацию.. Тут намного зрелищнее и интереснее – 2 упражнения, которые обязаны выполнить согласившиеся участники:
1. «Бомбометание» . Участники взлетают один за одним. Когда взлетает крайний участник, они выполняют полёт один за одним на над ВПП с интервалом до 30 секунд. Цель – попасть «бомбой» в цель, которая отмечена на ВПП. «Бомба» - целлофановый пакет с мукой. Были как очень удачные – в «яблочко», так и мимо.. К слову, ни в одного оператора пакет не попал, хоть падало и рядом.. снайперы… Так же было 2 попадания пакета под винт, без последствий. Одновременно на кругу находилось более 2х десятков ВС, и все летят один за одним. Дисциплина – жесткая. Очень зрелищно и захватывающее – зрелище происходит перед глазами у публики и сочувствующих. Посадка бортов после «бомбёжки» крайнего участника.
2. «Таран».. Да, ВС действительно шли на таран.. и причем никто не ушёл от «лобовой»! никто не сдрейфил! На дальнем конце ВПП надували гелием 2 воздушных шарика, связанных между собой ниткой. При подходе мотодельтаплана/ультралайта с другой стороны ВПП, связку шаров отпускали и они с наборов высоты дрейфовали по ветру. Задача – с одного захода «уничтожить врага способом камикадзе» - крылом дельтаплана либо ультралайта нужно было сбить связку воздушных шаров.
По окончанию соревнований продолжилось общение пилотов, праздничный ужин и просто веселье. К вечеру было запланировано ещё 1 мероприятие: выброска парашютистов с мотодельтаплана (к стати, на это, помимо аэробуксировки, официально можно пройти обучение и получить соответствующий допуск на выброску парашютистов с МДП) и совместные демонстрационные полёты 2х мотопарапланов и одного Quik GT450.. со стороны выглядело довольно красиво. Карл демонстрирует то, что он умеет делать лучше всего – ЛЕТАТЬ. С со своей женой они выполняют шикарный пилотаж на МДП.
Затем наступает ночной отдых – новые вкусности от аэродромного повара, костёр, общение, общение, общение.. Мы ни капельки не жалеем о пропущенном одном дне в Даксфорде, ведь подобный слёт ещё не скоро состоится в Украине. Планируем вылет утром в Сайвел, где нам надо будет согласовать прилёт в Даксфорд. Затем прощаемся и идём отдыхать в палатку, которая за это время стала удобным домом…