Ночью (около 2х часов) парашютисты продолжали веселье, а именно: наслаждались залпом из «миномётов» - праздничный салют по поводу крайнего прыжкового дня на бугах…. Из – за 15 минут грохота салюта и восторженных возгласов скайдайверов мы тоже были вынуждены восхищаться салютом…
Проснулись в 7 утра местного. При визуальном осмотре МДП выявили спущенное переднее колесо. Достав из технической сумки запасную камеры мы были вынуждены ожидать пока «проснётся» аэродром – сегодня воскресенье, и ангары открываются в 8:00 утра, а мастерская (где мы рассчитывали взять инструменты) – в 12:00. Ситуация была не в нашу пользу, так как в округе нет ни одной заправки/мастерской, и это ВОСКРЕСЕНЬЕ.. законный выходной во всей Англии. Ближайшее – Питерборо… Около 7:30 появился наш польский друг, вместе с парашютистом Полом, с котором я прыгал RW несколько лет назад. Они принесли кое-какие инструменты и камера была заменена.. почти удачно.. новая камера спускала.. АТС позвонил в соседний аэроклуб (20 минут с нашей скоростью) и дам подтвердили наличие новой камеры. АТС предложил накачать колесо и улететь в тот аэроклуб, но это было бы «немножко» опасно.. Без особого вдохновения мы сидели и ждали пока откроется местная мастерская на аэродроме… Погода, тем временем, уходила и мы наблюдали активную работу парашютных бортов, которые поднимали скайдайверов.
При подготовке в вылету мы положили 2 камеры.. но не могли найти вторую… И тут – ура, таки нашлась 2я запасная камера, которая оказалась у нас в другом багажном отделении.. Через короткое время МДП уверенно стоял на своём шасси. Почти 12 часов дня… Из-за такого вот эпизода мы потеряли уйму времени… а его нам терять нельзя – к вечеру мы должны были быть в Шотландии…
Из аэроклуба Сибсон мы планировали на Ливерпуль, частный аэроклуб ультралайтщиков… Про этот клуб я расскажу чуть ниже.. Итак, маршрут был составлен ещё с вечера, мы собрались, приготовились к вылету. Толпа самолётчиков вышла нас проводить.. Ещё раз напомнили нам про ЛЭП, который хорошо просматривался в торце рабочей ВПП. Несмотря на жару, QuikR быстро занял 2500 футов и мы ушли по маршруту…
Уже очень скоро мы пересекли Гринвичский меридиан и продолжали полёт в Западном полушарии. Пройдя между зонами Бирмингема и Ист Мидландс мы подошли к зонам Манчестера и Ливерпуля. Так как Манчестер и Ливерпуль находятся очень близко друг к другу, и аэропорты этих городов находятся тоже рядом, CTR 2х аэропортов покрывает огромную площадь и практически соединены. Более того, эти зоны отличаются тем, что АТС часто пускают GA в обход.. а это существенно увеличивает маршрут. Однако, между CTR Манчестера и Ливерпуля специально для АОН был сделан «Manchester Low level corridor»… который напоминает когда-то существовавший коридор между Борисполем и Жулянами. Про коридор можно ознакомится вот тут
http://www.caa.co.uk/docs/299/Manchester%20Low%20Level%20Route_2008NOV_CAA.pdf .
В общих словах: от поверхности земли до 1300 футов по давлению Manchester QNH, вверху – ТМА, куда АОН не сильно пускают и все топают по этому низкому коридору. Справа по полёту – Манчестер, слева – Ливерпуль.. Реально узкий коридор с интенсивным трафиком и плотной застройкой внизу. Не контролируемый, но наличие радиостанции для связи с Манчестер Подход очень желательно.
Сообщив Лондон Информации о приближении к коридору, получил подтверждение частоты Манчестер Подхода и давление. Вежливая девушка сообщила, что из-за полёта на низкой высоте советует перейти на частоту «Подхода». Прослушали ATIS, подтвердил «Подходу» информацию «Mike». Ответчик работает, ATC видит нас на радаре и мне от этого становится спокойнее, ведь нам предстоит довольно оживлённый участок в воскресный погожий день. Слышим как «Подход» благодарит другие борта за «reported traffic» а значит мы там точно будем не одни. Сохраняем 1100 футов по Manchester QNH и входим в коридор.. в эфире на частоте Подхода (у которого на посадку идут большие коммерческие) очень активно ведут радиообмен – АОН в этой зоне сильно развито и рядом Бартон – довольно большой аэродром АОН прям на окружной Манчестера. Хорошо когда слышишь борт, а затем наблюдаешь его.. но первым в этом коридоре мы встретили встречный борт без радиосвязи. Фото на память . «Подход» этот борт не наблюдает на радаре и благодарит меня за переданную информацию (высота и направление). Далее наблюдаем ещё 2 борта и вскоре выходим из коридора. Набор высоты, благодарим Манчестер, и опять на частоту Лондон Информации.
Аэродрома назначения (Ince Blundell на севере Ливерпуля) – очень маленький аэроклуб… если смотреть на него с помощью Google Earth и замерять размеры лётного поля. Данный аэроклуб исключительно для МДП, ультралайтов и паратрайк. Но! Именно с этого аэроклуба впервые поднялся в небо наш QuikR, экипаж Ричард и отец. Поэтому сейчас у нас стояла цель достигнуть не только западного побережья Великобритании, но посетить именно этот аэроклуб.. Установил связь, получил условия, первый на посадку. Мягко, на ровный грунт. Освободили полосу и рулим на стоянку.
Предварительно, я не сообщал в аэроклуб о своём прилёте.. И QuikR гармонично смотрелся и ничем особо не выделялся среди других английских мотодельтапланов на стоянке.. Кроме UR-регистрации. Это сразу привлекло внимание местных пилотов и инструкторов. Вышел Ричард и Марк – эти инструктора были очень приветливы несколько лет назад во время облёта… Первое что они сказали – «Пилоты и QuikR, добро пожаловать домой!» … Англичане, как они сами признались, не ожидали такой визит … провели в club-house где и продолжили общение.
А тем временем аэродром продолжает жить своей жизнью. На частных бортах идёт первоначальное обучение, несколько бортов летают «по кругам». Наши 2 камеры берёт самолётчик и идёт их заклеивать, что бы вернуть нам «на всякий случай». Кто-то достаёт из ангара «Рогало-лёт» и наяривает на нём круги… На парковке, помимо несколько разных МДП из линейного ряда типа Quik, находится очень знакомы, можно даже сказать «родной» Pegasus Quasar…
Мы продолжаем общение, расспрашивают про АОН и дельтапланеристов в Украине… но сразу же нас останавливают и просят прилететь сюда через неделю на слёт ультралайтщиков… и уже в кругу десятков пилотов продолжить общение… На следующие выходные.. А у нас, помимо Даксфорда, есть планы по Шотландии, ТО и, конечно же – погода … Предварительно «отменяем» 1 день в Даксфорде в пользу слёта МДП и отдыха на «празднике жизни».
… Вылетели с Харькова в понедельник утром. Сейчас – 3 часа дня воскресенья.. У нас ещё планы достичь конечную точку сегодня.. Нам советуют пойти вдоль побережья, пересечь несколько зон и приземлиться под Глазго на дозаправку и уже оттуда – уйти на небольшой шотландский остров…
Перед вылетом к нам подходит Марк и сообщает что нас проводят 2 борта – Quik GT450. Один из этих бортов – его личный. Его GT450 c 2009 года налетала почти 2600 часов без замены обшивки крыла.. такой налёт за такой период времени, да ещё и на МДП вызывает уважение к Марку как к пилоту-инструктору, и к производителю за такой ресурс. И это при морском климате - клуб расположен в 1 миле от моря.
Марк с фотографом занимают исполнительный, мы на предварительном. За нами – ещё одна GT450. В такой последовательности и взлетаем. Левым кругом уходим в сторону моря и уже через минуту мы над водами Ирландского моря. На небольшом удалении – Ливерпуль. Весь город как на ладони. Пока в спирали набираем 3000 футов что бы перепрыгнуть ближайшую зону, нас догоняет сначала Марк с фотографом, затем вторая GT450. Небольшая фотосессия над водами Ирландского моря и на фоне Ливерпуля. Полёт в такой формации пишет и наша GoPro. Набрав 3000фт мы уходим по береговой линии на север. Англичане сопровождают нас ещё пару минут и, попрощавшись, красиво уходят, заложив крен 90градусов.
Мы проходим над военным аэродромом. Далее – Блекпул. Наблюдаем Красивую Блекпульскую башню и крупнейший развлекательный городок типа «Американские горки». Далее Blackpool International Airport. Что бы не облетать запрашиваю проход зоны: с радиостанций и ответчиком пускают строго над КТА с последующем докладом overhead. Маршрут строго по прямой до FIR Boundary и вскоре мы уже в ВП Шотландии.. нас приветствует Информация. Интересуется типом.. Уточняет, мотодельтаплан ли UR-KWIK.. Редкий гость
Мы продолжаем, слева красивый вид на море… внизу – холмистая местность.. Шотландия. Мест для вынужденной – очень мало. Подходим к нашему аэроклубу. VFR Flight Guide информирует о неровностях на первой четверти рабочей ВПП. Учитываем это и подходим с перелётом. Посадка и сразу на заправку. Желательно взять 20л. Попутно осматриваем местные владения МДП-аэродрома. В ангарах есть ещё и ультралайты и автожиры.
До захода солнца на аэродроме назначения на острове остаётся 1:50, но 150 км рассчитываем пройти за час. Не теряем ни минуты и не снимая спас. жилеты (ещё предстоят морские участки до острова) запускаемся в взлетаем. Идем под ТМА Глазго. Устанавливаю связь с «Вышкой». Рассчитываем получить «добро» и пройти через CTR Глазго по VFR точкам, что бы не идти в обход зоны. ATC ни капельки не удивлён UR-мотодельтапланом с Mode S и разрешает вход в контролируемое ВП Глазго и более того, даёт спрямление и мы «выигрываем» 4 минуты. Полёт в CTR Glasgow International EGPF, не Prestwick. А это значит – полёт над городом. Нас отправляют в ожидание над первую точкой, но пока мы подходим к точке нам дают сразу на 2ю, - центр города. При этом необходимо сохранять 1500 футов. Идем над центром, красивый вид. VFR полёты над Глазго – в конусе безопасности.. если это можно так сказать, а точнее – над рекой. Город проходим за 15 минут. Дальше – 3я точка и выход из CTR. Все VFR точки – мосты. Прощаемся с «Вышкой» и Информация сообщает про активные зоны слева и справа. Ответчик включён, проходим между ними.
Дальше – красивейшие пейзажи дикого края. В северной Шотландии крайне мало населённых пунктов и сумасшедший ландшафт – горы… заливы… Понимаем что посадка в таком районе в случае «чиха» - это рулетка…. Набираем всё выше что бы пройти местные сопки.. они же – горы. Под нами чередуются проливы и горы. Преодолев крайний водный участок приближаемся к аэродрому. Аэродром не контролируемый, грунтовый. Подходим к 3му. Полоса свободна. 4й. Нас уже встречают, и это радует. Этой ночью мы поселяемся в гостинице – теперь уже можно отдыхать.. а заодно и попробовать местный виски.
На этом завершается половина перелёта, а точнее этап Харьков – Шотландия. Нам ещё предстоит неделя отдыха и полётов по Великобритании, а так же полёт обратно в Харьков… То ещё приключение
Надеюсь, это будет интересно и Вам.