Мы опять просыпаемся заранее, завтракаем. Маршрут пробит, флайтплан подан, все точки занесены в Garmin и iPad, частоты выписаны в наколенный планшет. Маршрут у нас довольно короткий – планируем с восточной Чехии в северную Франции уже не с 1й, а с двумя дозаправками, но так, что бы у нас всегда было достаточно топлива после посадки, минимум на час полёта.
Собираем вещи и идем к ангару. Аэропорт открывается поздно, но мы попросили открыть ангар пораньше, что бы могли собраться и быть готовыми к вылету как можно раньше. Было, конечно, подозрение, что Чехи появятся позже и мы будем их ждать, но подойдя к ангару за 5 минут до назначенного времени мы уже видели Follow me car, направляющуюся в нашу сторону. Помогли открыть ангар и выкатили МДП. Знаем погоду по Германии – можно смело лететь, В Градеце тоже всё ОК, но ближе к Праге и Карловым обещают местами низкую облачность.
Получаю свежее метео, QNH установил, занимаем исполнительный. Полоса 34R. Вылетаем. Слева наблюдаем палаточный лагерь музыкальных туристов – они недавно закончили ночной концерт и теперь там «тихий час». Доброе утро «Праге информации» . Кое-где встречаем низкую облачность.. кажется, застрявшую в холмах.. фактическая погода, на удивление, кардинально отличается от полученной в лучшую сторону и мы продолжаем наш маршрут без отклонений. Проходим рядом с Прагой. Одна «Прага-Инфо» передаёт нас другой «Прага-Инфо». Приятно такое внимание от Информации.
Вскоре – Германия. Она встречает интересным холмами, лесными массивами и отличной погодой. Связь с Reosenthanl Plossen установил, посадка. Цель посадки – исключительно дозаправка. Рулим на стоянку. Я иду закрывать флайтплан, попутно проложив маршрут дальше по Германии, максимально близко и обязательно на асфальтную полосу (так как 2 дня подряд в западной Германии шли хорошие дожди) GA аэроклуба. Сейчас же нужно ещё заправить борт после 2 часов 18 минут полёта.
Обратно 100LL, на этот раз без скидки. Обращаем внимание что обе выхлопные белые внутри… Чистый Avgas творит «чудеса» . Вот такая вот разница в топливе. Оплачиваем и через несколько минут после посадки вылетаем дальше. Рассчитываем Вормс через 1:50.
Во время полёта с востока на запад Германии наблюдаем красивейшие пейзажи, шикарные автобаны, ветрогенераторы, солнечные батареи, поля для гольфа, виноградники, речки. Про реки.. такие узкие… но активные – судоходство очень развито..
Радиообмен. За почти 3 часа общего полёта по Германии пока не слышал ни одной фразы на немецком. Только английский. Лично мне – довольно комфортно, так как очень приятно понимать о чём идёт разговор в эфире, даже если это меня не касается… пока не касается.. «Информация» распределяет сквоки, и разводит conflicting traffic с помощью радара.
Подходим к аэроклубу Вормс, так как он с асфальтным покрытием, в отличии от соседниех аэроклубов. Слева и справа от аэродрома наблюдаем «болота» после дождя. Посадка, освобождаем полосу и рулим к Вышке. В баке ещё есть топливо почти на 2 часа, но мы заправляемся по полной. Тем временем я звоню на брифинг во Францию проверить активность зон, коих по нашему маршруту довольно много. Встречаются и там «добрые люди» которые не могу помочь, отправляют на Люксембург, так как мы планируем пройти южнее и он ближе к зонам. ELLX подтверждает, что зоны уже не активны сегодня и можно смело идти через них.
Значит всё ОК, можно направятся в северную Францию. Местный ATC предоставляет VFR Guide по Франции и очень советует позвонить во французский аэроклуб, хоть там и не PPR. Звоню, договариваюсь про топливо и ночлег, нас ждут на установленное время. Подаю флайтплан по телефону на вечер. До вылета есть время, мы обедаем, осматриваем содержание местных ангаров.. Аэроклуб СЛА, но есть и Цессны, и Пайперы… так же полно С42х, других СЛА, включая мотодельты и автожиры. Помимо первоначального обучения на ультралайтах, есть планеристы. Довольно активный аэродром подскока на маршруте между Германией и Францией. Прилетают самолётики, автожир. Наблюдаем как Пайпер минут 30 маневрирует на РД в попытке объехать лужу… в результате чего РД на полосу 06 остаётся перекрыта всё это время и улетающий народ взлетает с интерсекшена.
Подходит время, и мы идём к нашему МДП. Пилоты подходят и спрашивают разрешения сфотографироваться… и как мы можем отказать?
После взлёта прошу АТС активировать флайтплан. Проходим практически по границе зоны Рамштайна и уже очень скоро мы прощаемся с Германией. «Страсбург-Инфо» подтверждает что зоны на пути следования не активны и мы продолжаем. Погодка отличная. На пути видим «фабрику по производство облаков», красивые города и речки. Просто полёт, ПВП.. Но тут «Страсбург Информация» отработала по полной, сообщив что слева под 9 часов на нашей высоте 2200 футов пересекающимся курсом приближается борт на большой скорости без радиосвязи и спрашивает могу ли я набрать 3000фт. Уже в наборе благодарю Информацию. Conflicting traffic на прежней высоте, но уже справа нас и без радиосвязи. Вот тебе и Европа.. Да, неконтролируемое ВП, да, можно без радио, но все летают как минимум с прослушиванием эфира, либо сами выходят на связь…И тяжело ли этому высокоскоростному выйти в эфир..? В итоге, я рад что QuikR оборудован Mode S..
Через 2 часа после взлёта подходим к нашему аэроклубу Шарлевиль. Их радио упорно молчит. Информация подтверждает набранную мной частоту аэроклуба, но там по-прежнему «глухо». Видим полосу визуально.. В воздухе бортов не наблюдаю. Делаю ещё пару вызовов но в ответ – тишина.. Возвращаюсь к Информации, докладываю что наблюдаю полосу и прошу закрыть мой флайтплан с воздуха сию + 4 минуты. Мне подтверждают что флайтплан будет закрыт через 4минуты. Опять на частоту аэроклуба, иду от 2го к 3му… подозрительно тихо, .. затем 4й, посадка. Аэродром асфальтный, огромный. Там базируются СЛАшники и GA. Так же это место обозначено на карте как Дропзона. Рулим на стоянку, где нас встречает только закрытая заправочная колонка.. Подозреваем что «застряли»… быстренько пробежав по ангарам и аэроклубу, убеждаемся что аэродром пуст.. всё закрыто, никого нет.. Обещанное топливо тоже под замком.. Полная подстава.. Звоню по телефону, но в ответ – тишина. Гармин подсказал о заходе солнце через неполных 1,5 часа ..
Итак, мы могли либо
1) поставить палатку, поужинать из купленных ранее запасов провизии и ждать пока кто-нибудь приедет утром и заправит нас (неизвестно в котором часу),
либо…
2) «сделать ноги» на другой аэродром.
Быстренько открыв карту я увидел аэроклуб с полосой LFYG в 112 км от нашего местоположения, и что важно – он был в «нашем направлении» - в сторону Ла-Манша. Мы не знали есть ли там кто-нибудь, и будет ли там топливо в наличии. Через 30 секунд в iPad и Garmin 296 стояла новая цель. Наша практика «полный бак» нам помогла – у нас ещё было топливо на 1 час полёта + 30 минут. Хорошо что мы сделали 2 дозаправки с восточной Чехии до Франции.. Если бы сделали только 1 дозаправку, то нам бы её хватило только до этого славненького местечка, без шансов покинуть его на имеющемся остатке топлива.. Принимаем 2й вариант развития событий. Нам нечего терять. Как минимум – будем ближе к Ла-Маншу. Если повезёт больше заправим дельтаплан и покушаем в аэроклубе.
Убедились что времени нам хватает с головой что бы прийти по светлому. Запустились, и сразу взлетаем. Фотографируем «неприятельский» аэродром, опять выхожу на Информацию, которая только что закрывала мой флайтплан с Германии. Сообщаю о своих намерениях и мы летим за солнцем. Пейзажи особо не радуют. Это 4й короткий полёт за день. Работаем с Лиль Информация. Удивляется регистрацией UR и переспрашивает 2 раза. Подтверждаю свой позывной. Через 40 минут устанавливаю связь с аэродромом назначения: Камбре. Отвечают на французиком. Ладно, по-французски не говорю, но там есть кто-то. С одной стороны – это очень радует, мы будем не одни. С другой стороны - надо смотреть в оба. Я сообщаю о своих намерениях и в ответ слышу другой голос. Спокойный женский голос говорит «O’kay» но продолжает так же спокойно по-французски. Мы в четыре глаза ищем ВС в воздухе, вот уже видно аэродром.. Повторяю свои намерения и опять «Окей», и фраза на французком. Подходим к полосе, видим что ангары открыты и на перроне стоят 2 борта, а так же человек 40 между зданием аэроклуба и беседкой, откуда идёт дымок… Радость увидеть жилой аэродром довольна велика, делаем проход на 500 футах, и далее по коробочке на посадку.
Рулим к перрону у ангаров но останавливаемся у заправочной колонки возле РД. Читаем “AvGas 100LL. Cash only». Устраивает. К нам подходят Мадам в платьях и Месье в брюках и белых рубахах.. Чуть ли не вечерний балл
Знакомимся. Оказывается у них сегодня день рождения одного из членов клуба и по этому поводу праздник. Подходят ещё люди.. Удивлённо смотрят на нас, как на космонавтов - в комбинезонах, со шлемами в руках,… и что самое интересное – непривычная регистрация. В 2х словах объясняю кто мы и откуда, и куда летим.. не перестают удивляться. Нас заправляют, откатываем технику ближе к ангару, составляю маршрут на завтра в Ле Туке и нас зовут на праздник ..
Знакомимся ближе. Оказывается, изначально в эфире был пилот клуба, который слабо говорит по-английски. А вот потом была девушка, которая когда-то была в Англии и отлично понимает по-английски, но вот просто переволновалась. И пока народ отмечает день рождения, 2 самолёта катают приглашенных гостей, которые никогда раньше не летали..
Аэроклуб.. При городе Камбре.. Город, где родился Луи Брелио.. в городе есть памятники этому Великому человеку, оставившему весомый вклад в истории авиации. Сам клуб, с названием «Луи Брелио» - очень душевное место. Почему – то почувствовалось по-домашнему комфортно.. Очень теплый приём. Более того, все они – самолётчики и очень поразила их гостеприимность и искренняя заинтересованность в ЛТХ и особенностях дельтаплана, но в основном их интересовал наш маршрут, где были, куда планируем, что видели интересного, расспрашивали про подготовку и жизнь АОН в Украине… Их интересовало абсолютно всё. А тем временем банкет был готов: барбекю, сыр, вино… всё во французском стиле. Наши новые друзья очень переживали что бы мы хорошо покушали и отдохнули.. как морально, так и физически. За день прошли 991км. Не рекорд, конечно же, прост так получилось.
Праздник проходил отлично. Нас повели показать ангары и памятники на аэродроме. Во время 2й мировой это была немецкая база ВВС. Затем в 60х тут была база НАТО, потом демилитаризация. Многие из членов аэроклуба – бывшие военные лётчики. Есть у них тут ещё и планерное звено, довольно большое, и есть другие ангары в стороне..
А дальше – песни и пляски
Местная самодеятельность.. Дмитриевич вспомнил французскую песенку школьных времён .. надо было видеть лица французов в этот момент и как бурно они отреагировали
В ответ на это Дмитриевич заявил что дальше в Шотландию я лечу сам, а он остаётся в этом прекрасном аэроклубе до моего возвращения
Душевное общение, казалось, породнило Украину и Францию.. во всяком случае хочется верить что такая встреча не будет забыта ни с нашей, ни с принимающей стороны.
Убедившись что мы сыты и морально отдохнули, нам выдали запас провизии на следующий день (так как мы планировали вылет утром на LFAT). Как, всё-таки, хорошо что мы прилетели в этот аэроклуб.. Он оставил самые приятные воспоминания.. За сегодня прошли большую часть Чехии, Германию и часть Франции.. Ещё через время праздник закончился и мы в хорошем настроении пошли отдыхать в заранее установленную палатку, под крыло зачехлённого дельтаплана...