Навел я фокус на эту тему. Да, у меня в самолете огнетушитель, который был заправлен halon 1211. Из-за моей невнимательности, он иссяк. Я безусловно тут же пложил в самолет автомобильный порошковый огнетушитель.
Но тема халона очень интересна. Я изучил американский опыт (именно он меня интересует). Оказывается этот газ использовался военными во время второй мировой войны для тушения пожаров в замкнутом помещении военной техники, как танки, самолеты, лодки. Потом поступил в широкие массы. В 1994 году, газ был включен в список веществ, что разрушают азоновый слой. Химическое название вещества: Bromochlorodifluoromethane. Можно почитать о принципе работы тут:
http://en.wikipedia.org/wiki/BromochlorodifluoromethaneЭтот газ имеет экстроординарные пожаротушащие свойства. Отделение пожаробезопасности авиации при FAA, издала в июне 1986 году, документ, признающий лидерство халоносодержащих веществ для тушения пожаров в авиации. С этим документом, включающим в себя описание теста и выводы комиссии, можно ознакомится тут (довольно интересный документ):
http://www.fire.tc.faa.gov/pdf/ct86-5.pdfПосле 1994 года, FAA отреагировала нормативным документом, в котором регламентируется деятельность пожарных, производителей огнетушителей, равно как и пилотов. В этом документе идет речь снова о халоносодержащих огнетушителях, как о рекомендованных для применения на борту самолета. Вот, редакция от 2011 года:
http://www.fire.tc.faa.gov/systems/handheld/handheld.aspНа самом деле, изучив указанные официальные документы, можно сделать однозначный вывод, что для типовых самолетов, действительно показано применение именно халоносодержащих огнетушителей. Т.е. те типовые горючие материалы используемые в авиастроении лучше всего тушатся именно халоном. Вот четко указаны рекомендации по применению различный типов огнетушителей. Стр. 10, документа
http://www.faa.gov/documentLibrary/media/Advisory_Circular/AC%2020-42D.pdf Особенно стоит обратить внимание на отметку Not recomended напротив всех типов кроме халоносодержащих и воды.
Просмотрев некоторые другие материалы и видео, я отметил, что использование порошка в замкнутом пространстве самолета, намного более опасно, чем использование халона. И в отношении токсичности (ведь порошок находится во взвешенном состоянии в воздухе в замкнутом пространстве и неизбежно будет вдыхаем пилотом), и в отношении безопасности - затруднена видимость. Еще есть тип сухих химикатов, не знаю, что это, но он приводит к сильнейшей коррозии конструктива самолета и проводки.
Интересно, что хотя производство халона было прекращено после 1994 года, но согласно Монреальскому соглашению, не запрещено использование уже существующих запасов халона. Таким образом, и сейчас можно купить огнетушители на основе этого газа. А, в частности, Халокарбон, является вообще современным заменителем Халона 1211, юридический статус которого мне пока не понятен, так как на него прямо не распространяется запрет производства от 1994 года.
Да, эти огнетушители дорогие, но мне кажется их эффективность вне всякой конкуренции и по сути они были, есть и, в обозримом будущем, будут негласным стандартом де-факто в авиационном пожаротушении.
Лидер производства холоносодержащих огнетушителей, с активной квотой на переработку и храниение азоноразрушающих веществ: h3rcleanagents. Их статья об этом всем:
http://www.h3rcleanagents.com/support_faq_2.htmКороткое видео о работе порошкового и халокорбонового огнетушителя.
http://youtu.be/6R276JhB_ZQ