Никогда не знаешь, что будет завтра, поэтому я забрал все свои вещи из машины и поместил их багажное отделение самолета. Мы стояли на старте, было около 13-30. Высота нижней кромки около 600 футов. Авнер не поделился со мной своими планами. Он делал все быстро и четко, мне казалось его не волнует ничего вокруг, кроме его целей. Он пробормотал себе под нос, повторяя механику жестов:
- Отказ на полосе - тормоза, кран, зажигиние. Отказ на взлете - от себя, перед собой, кран, зажигание. Отказ выше - левым, по малому и стандартно.
Он прочел по памяти чек-листы и вышел на взлетный режим. Самолет разогнался и оторвался от полосы. Какое-то время я смотрел на плавно отдаляющуюся землю. Я увидел аэродром, на котором я провел столько времени, ангары. Я увидел горы, вершины которых скрывали облака. В своей гарнитуре я слышал радиообмен. Авнер выровнял самолет на высоте около 900 футов и стал вести разговор с эфиром на французском. Я ни понимал не слова, но как-то угадывал стандартные выражения и мне казалось - я знаю о чем был разговор. За стеклом я наблюдал, как Гренобль удаляется на юг. "Летим на север, а планировали юг" - подумал я, но не решился отвлечь пилота своими расспросами. Самолет шел по границе облачности.
- Идем по дороге. Вы видите дорогу? - Авнер обратился ко мне.
Подо мной я увидел широченный хайвей:
- Наблюдаю справа.
- Хорошо, идем по дороге, потом на развилке влево.
Авнер посмотрел на свой ЖПС на колене, похлопывая его сказал:
- Когда зайдем в облака это нас спасет.
Я понял, что он говорит о горах вокруг. Я подумал, что если мы попадем в облака на этой высоте, то единственный шанс, это GPS. Огромные горы вокруг возвышаются намного выше нашей высоты.
- Поднимитесь выше! - воскликнул я
- Найн - запрещено! - Отрезал Авнер
Дорога извивалась под нами и вдруг я увидел развилку, но прежде чем успел отреагировать, Авнер круто развернул судно влево. Через мгновение я увидел полосу аэропорта Шамбери-Савойя. Мне стало интересно проследить, где стоит ангар мастерской Ректимо, где я был 5 дней назад, но земля начала слишком быстро уходить назад, так, что я не успевал разобраться в географии. Я глянул на высотомер - 650 футов. Сверху сплошной потолок облачности. Нас прижимало. На такой высоте, сложнее вести ориентирование и я не успевал понять, где мы находимся. Я стал все дальше отставать вниманием от самолета, я отложил карту лежащую у меня на коленях и взглядом зацепился за хайвэй в точке, на пару километров впереди самолета.
Впереди по курсу я увидел провисающую почти до земли рвань, время ускорилось. Мелькнула мысль: "А что если мы попадем в сплошную облачность". Я совершенно не готов летать на низкой высоте в облаках среди гор, даже как пассажир.
- Где дорога!? - у меня в гарнитуре раздался резкий вопрос Авнера.
Казалось я отвлекся всего на мгновение, но уже не мог увидеть дороги. Я сканировал глазами землю, но не мог найти дороги
- Я ее потерял! - я постарался выдать ответ как можно быстрее, после того как понял - я таки ее потерял.
Авнер заложил крен около 60 градусов влево, и стал в вираж на разворот. Я понял - нам нужно найти дорогу. Земля поднялась уходя в горы, на я успел заметить 350 футов высоты. "Низко" ударило у меня в висках.
- Тоннель! Она ушла в тоннель! - на долю секунды я увидел дорогу обрывающуюся в горах. Это было последнее, что я увидел, перед осознанием, что мы попали в облака.
Земля местами была видна, она была прямо под нами. Авнер, очень быстро схватил его флайт план и прочтя частоты Женевы, моментально переключил радило. В ту же секунду я перестал видеть землю. Самолет утонул в светло-серой пелене. Мне показалось, что звук мотора стал глуше. Я бросил взгляд на Авнера: он двумя руками держался за штурвал, его сосредоточенные глаза смотрели строго на пять приборов перед ним. Я успел заметить, что автопилот отключен. Мне стало неспокойно. Все чему меня учили пропало в миг. Я не видел горизонта, земли, неба. Все вокруг представляло из себя серый туман.
- Температура? - не отрывая глаз от приборов воскликнул пилот.
- 5 градусов, - я не без труда прочел показания термометра.
Я смотрел на ЖПС и видел как экран, то и дело заливается красным, я понимал, что это зона опасности при сближения с землей. Но Авнер казалось не смотрел на экран. Эфир был наполнен переговорами. В какой-то момент Ганст вклинился в переговоры:
- Женева радар, новембер 499 виски танго.
- Новембер 499 виски танго, женева радар, слушаю
- Прошу вход с вашу зону с юга по долине, новембер 499 виски танго
- Новембер виски танго, вход в зону запрещаю. Какова точка назначения?
- Женева, полоса 45, новембер виски танго
Авнер говорил очень четко, не задумываясь он давал ответы, при это его взгляд был прикован к пяти приборам прямо перед ним.
- Новембер виски танго, запрет на вход в зону Женевы, вход в зону ожидания через сиерра браво.
Я понял, что нам нужно через Женеву, я понял что нас не пускают, но все происходило слишком быстро, что бы я мог анализировать. Авнер, казалось, решил попробовать обойти зону международного аэропорта:
- Женева радар, пробую обойти вас восточнее, новембер виски танго.
По приборам я понял, что мы ложимся на новый курс. За бортом, стало темнеть. Оглянувшись назад, и сравнив яркость спереди и сзади, я понял, что темнота словно тень, имеет определенные очертания. "Горы" врезалась в мозг пронзительная мысль.
- Вверх! Осторожно - горы! - я показал пилоту пальцем чуть левее нашего курса.
Авнер, на миг отвлекся, посмотрев в направлении куда я указал. Через миг самолет уже шел правым глубоким креном, я внимательно смотрел на высотомер, зная что в таком крене можно лекко потерять высоту, но высота не поменялась. Самолет шел на юг. Авнер, быстрыми движениями, практически не отрываясь от пилотирования, настроил радиокомпас на частоту маяка.
- Шайзи! - воскликнул он - Не работает!
Я видел, что он начал волноваться. Я не мог быть полезен, я полностью потерялся, я не мог определить где вверх, где низ. Все что я понял, это что ситуация совершенно не стандартна, и нужно что то быстро предпринять.
- Женева радар, новембер 499 виски танго, прошу под ваше управление, для прохода в вашу зону.
- Женева радар. Новембер виски танго, вы наблюдаете землю?
- Ответ отрицательный, Новембер виски танго
- Вы намерены объявить инструментальные условия?
- Ответ отрицательный, Новембер виски танго, прошу под ваше управление.
- Новембер виски танго, У вас есть допуск к инструментальным полетам?
- Так точно. Новембер виски танго
- Ответчик: 4040, работайте с Женева подход.
Через мгновение я услышал новый, спокойный и вкрадчивый голос диспетчера.
- Женева подход, Новембер виски танго
- Новембер виски танго, на связи
- На каком языке вам удобно работать, английский, французкий, немецкий?
- Любой
- Ваше удаление, Новембер виски танго
Авнер потянулся было к радиодальномеру, но воскликнул:
- Черт возьми, не работает!
- Ваше удаление, Новембер виски танго - повторил мягкий голос на другом конце
- Примерно 10 км, Новембер виски танго
Я начал всерьез волноваться, и с этого момента, уже плохо контролировал эфир. Я помню, что Авнер нажал кнопку INDENT на ответчике, я помню, нам выдавали новые направления несколько раз. Однажды в разрыве облачности я увидел лес елок с стороне от нас, который впрочем тут же скрылся из виду, как бы намекая, что рядом горы. Я помню сосредоточенное лицо пилота, который повторял все действия в эфир, я помню спокойный голос диспетчера, который повторял, "немного левее, вот так, хорошо, вы почти у цели, немного правее, а теперь без крена".
Когда стрелка курсо-глисадной системы стала ровно посредине шкалы - я начал успокаиваться - теперь мы в своре полосы, и это была прекрасная новость.
Ввнизу показалась земля, я был уже готов к этому, в моих руках был фотоаппарат.
- Женева подход, полоса 45, штиль. - они выделили нам полосу.
- Женева подход, мы с проходом, на выход из вашей зоны, Новембер виски танго.
- Повторите ваш пункт назначения, Новембер виски танго
- Анси, Новембер виски танго, спасибо, до свидания. - Я не успел понять, что он сказал неправду, какой Анси, если он остался позади?
Мы ушли вправо, пролетели над женевским озером, над огромным фонтаном бьющим в небо одной мощной струей. Вдали я увидел полосу неизвестного аэродрома. В наушниках прозвучал голос Авнера:
- Анмас информация, Новембер виски танго. К вам с посадкой, полоса 70.
Посадка была прекрасна, самолет катился по полосе, а я слышал, как ругался Авнер.
- Шайзи, это было очень опасно, почему не работают приборы? Мои наушники, они тоже не работают. Все это невероятно опасно! Майк, никогда этого не делайте, никогда. Просто забудьте это навсегда.
Я слушал его одним ухом, я был так рад оказаться на земле! Я знал, что наш путь лежит в Швейцарию на аэродром Экувеленс. Туда проложен и подан флайтплан. Но сейчас, мы явно не там, но это уже не важно, главное, что мы наконец на земле...