dusik
|
|
« Ответ #98 : 13.05.2013, 22:02:39 pm » |
|
01 июля 2012. «Отказ» двигателя
Этот день я ждал достаточно долго! Именно с этим днем я связывал свои самые светлые надежды на первый «самостоятельный»! Ерунда, что еще не сдан один внутренний экзамен, ерунда, что еще не отрабатывалась посадка с «отказом»… Я уже налетал, практически, все, что нужно перед «вылетом»… В течении недели отрабатывал всевозможные варианты сваливания, крутые повороты, круги… Все! Я проделал длинный путь – и я заслужил СВОЙ полет! Но все это мелочи – наиболее меня воодушевляло три вылета, запланированных на сегодня! ТРИ!!! При чем – один из них стандартный, тренировочный с инструктором (предварительно мы договорились летать посадку с «отказом)… После этого, по плану, я сдаю Радиотелефонию, а потом… А потом еще один тренировочный вылет со старшин инструктором и, так называемый, Progress Test! Именно этот тест и предшествует первому самостоятельному – студент, успешно справившийся и продемонстрировавший необходимые навыки, получает заветную запись в летную книжку и вперед!
И вот, 1-е июля 2012 года, 8.30 утра, аэродром Hoevenen… Вылет назначен на девять, но я просто не смог спать… Вскочил пораньше и, перекусив на скорую руку, примчался сюда.
Первый вылет – с Питом. Ему же и сдавать Радиотелефонию «апосля». Пит никогда не опаздывает – в 8.50 он уже на месте… Привычный обмен любезностями и всякими “How are you?”… Приступаем к предполетному брифингу.
- Я так понимаю, имитацию отказа двигателя ты еще не проходил?! – с деловым видом спрашивает меня ПИТ. - Не проходил. Но сегодня на это упражнение у меня отведено два вылета. - Это очень важный элемент обучения. Если ты его не освоишь, вылетать самостоятельно нельзя… Но ты способный студент – все получится! Итак…
Далее следует детальное разъяснение процедуры. На первый взгляд все это выглядит значительно сложнее чем я предполагал. На практике все окажется еще сложнее)))
Сама процедура сводится к выбору «верхняя» и «нижней» точки и прохождению определенных процедур. Если, вдруг «сталась халэпа», в первую очередь необходимо следовать, так называемой, ISPELL процедуре. Что это? Все очень просто:
I – immediate actions (немедленные действия). В данном случае наиболее необходимо… лететь!!! То есть не паниковать, не бросать штурвал, не кричать «мама» (хотя это не запрещено) – просто нужно лететь!
S – speed (скорость). Следующим шагом – необходимо выбрать «наилучшую скорость планирования» или “Max Glide Speed”. Для моего «мопеда» - это приблизительно 60 узлов.
P – pick up field (подбор площадки). Далее необходимо определить куда именно будем сажать. Стараемся на ровное, на траву, против ветра и т.п.
E – engine restart (перезапуск двигателя). Все может быть – а вдруг подергаем стартер и двигатель запустится…
L - let someone to know (дать кому-то знать)… Если с предыдущим пунктом не повезло, то здесь начинаем «пугать» окружающих, разнося в эфир «May Day, May Day, May Day»…
L – land (посадка). Проделав все вышеописанное, остается сосредоточиться непосредственно на посадке.
Приступая к процедурам, описанным выше, не забываем про выбор точек. «Верхняя» точка находится непосредственно над полем будущей посадки. Минимум высоты здесь – 1500 футов… Но все же, 2000 предпочтительней. Именно из этой точки строим заход. Все очень похоже на заход «по коробочке», но только укороченной. «Нижней» точкой будет является дальняя половина второго разворота. Здесь необходимо иметь в запасе хотя бы 1000 футов. Если высота не позволяет пролететь обе точки – направляем самолет сразу же к «нижней»… И оттуда, прогнозируя ветер и сопротивление, аккуратно разворачиваем наш самолет на третий, а потом – на четвертый. Закрылки выпускаем только если точно уверены, что перелетаем! При этом сразу на 20 градусов. Положение «10 градусов» рекомендуется пропустить…
Как говорилось выше – уже в теории все это выглядит достаточно сложно. Ну что ж – все летали, и мы полетим! Заслушав и уточнив интересующие меня детали – направляемся к самолету. Сразу же после взлета Пит просит набрать меня 2000 футов и пролететь на аэродромом… Приблизившись к заданной точке, передаю управление Питу…
- Итак, мы на 2000 футов. Будем считать, что мы уже подобрали «площадку»… Будем сажать на аэродром… Посадка в поле запрещена и с точки зрения законодательства и с точки зрения здравого смысла…
Не согласится нельзя… Задача ведь научится сажать самолет «без двигателя» туда, куда захочешь!
- Я убираю РУД на малый газ… Будем считать это нашим «отказом»… В первую очередь – мы продолжаем лететь и сразу же выбираем нужную нам скорость!...
Пит интенсивно работаем триммером, нос самолета заметно задирается вверх и скорость постепенно «сползает» на, нужные нам, 60 узлов.
- Как видишь мы уже теряем высоту и достаточно быстро… Поэтому я сразу же лечу к нашей «нижней» точке…
Пит направляет самолет почти в середину «вторго». Параллельно имитируя перезапуск двигателя и оповещая «общественность» о наших намерениях. Последнее очень важно – выдав в эфир «имитация отказа двигателя», борта находящиеся на кругу, будут с осторожностью заходить на посадку. А в случае необходимости – пропустят или уйдут «на второй»…
- Пришло время поворачивать на третий… - Пит активно «борется» с самолетом, но уже в начале третьего становится понятно: мы слишком далеко. – Наверное не дотянем… Да.. Ветер слишком сильный…
В этот день, собственно как и предыдущие, в Ховенене боковой ветер и на третьем он стал для нас встречным… Инструктор все еще пытается посадить «без двигателя» и даже отворачивает на четвертый, но даже я вижу явный недолет!
- OO-KMS. Go around. – Пит уходит на второй… - You have control. - I have control. - Видишь Александр, какая непростая задача… Даже для меня. Ветер слишком непредсказуемый, но это не оправдание… Сейчас попробуем еще раз.
Кажется Пит немного расстроен – он очень хотел показать «класс», но, судя по всему, упражнение действительно не простое, тем более при боковом ветре… Я принимаю управление и опять «карабкаюсь» на 2000 футов. Вторая попытка! Пит уже более осторожен и направляет самолет почти в конец второго… Как только мы достигли «нижней точки», Пит отворачивает в сторону третьего:
- Так намного лучше! Признаться, я недооценил силу ветра… - немного оправдываясь, но сияя от успешного захода, говорит Пит. – поравнялись с полосой, отворачиваем на четвертый…
Мы летим явно с запасом и уже на высоте футов 200 становится ясно – нужно выпускать закрылки!
- Так как у нас достаточный запас по высоте и мы видим, что явно садимся, я выпускаю закрылки на полную… Сначала на 20…И немного погодя на 30. – Пит проговаривает все торжественно, придавая моменту посадки некоторый пафос. – Видишь, летим как раз на начало полосы… Вуаля! Сели!
Пит рад, что с умел продемонстрировать прекрасную посадку. Я немного озадачен… Если у инструктора не всегда получается, что же делать мне! А ведь сегодня сдавать тест и это упражнение там будет – уверен на все 100!
Взлетаем, набираем заветные 2000 футов… Пит не спешит отдавать управление… Дальше звучать только подсказки. Я следуя им, все же помню «просчет Пита» и стараюсь не попасться на «происки ветра»… Но не все так просто! Отвернув в сторону второго, ветер начал «подгонять» меня в спину… Я и заметить не успел, как оказался слишком далеко от полосы… Будь это нормальная погода – я без проблем бы вернулся на посадочную прямую, но сейчас возвращаться приходилось против ветра… Высота таяла, а полоса оставалась все далеко… «Уходи на «второй»!» – командуем Пит, когда высотометр фиксирует отметку в 200 футов: «Ты слишком далеко»… Как и мой инструктор – с первого раза у меня не получается… Недолет… Ладно, берем во внимание… Еще раз.
Набираем высоту, выходим на точку. Ну что ж – я все учту… Дождавшись команды инструктора и «зачитав» ISPELL check – сразу направляю самолет к концу второго, при этом держусь немного ближе к полосе… Это дает свое результат, в конце второго у меня хороший запас высоты и дальше заход можно строить как обычно! И все же на третьем приходится побороться с ветром… Тем не менее – я на прямой, запас высоты даже позволяет выпустить закрылки на 20 градусов… Пролетели торец… Немного высоковато, но ничего… Штурвал на себя… Мгновение… Покатились! Я сел! УРА!!!!
- OO-KMS, back truck runway 33…
Я рапортую о рулении в обратном направлении… В идеале – я должен был бы выполнить Touch and Go, но даже с небольшим перелетом, на короткой полосе это опасно… Ну что ж – я посадил самолет без двигателя!
Выруливаю на полосу – РУД от себя, помчались… Я весь в ожидании очередного «отказа»! Непонятно откуда – проснулся некий азарт. Хочется выполнить это упражнение опять и опять… Хочется выполнить его идеально! Я понимаю, что посадить точно на полосу – достаточно сложное задание, тем более на короткую и тем более выполнить взлет «по конвееру» сразу апосля… Но как же хочется это сделать!
2000 футов, над точкой… РУД на малый газ… Идем к «нижней точке». Высота? – высота 1100 футов! Идеально! На третий… На четвертый… Закрылки 20! 100 футов! Отлично вписываемся… Закрылки 30… Ух как вних потянуло… Недолетая до торца метров 30, тяну щтурвал на себя… Торец… Касение. РУД на взлетный… В набор!...
Получилось!...
Как же не просто выполнять это задание особенно первый раз… Далее последовала еще одна удачная попытка и еще одна менее удачная… Тоже с небольшим перелетом. Но я научился это делать! Четыре раза я посадил самолет «без двигателя»… А впереди еще один вылет и еще одна тренировка, но сейчас нужно отдохнуть и сдать экзамен по Радиотелефонии… От этого зависит судьба моего «самостоятельно»…
|