dusik
|
|
« Ответ #74 : 30.04.2013, 11:43:25 am » |
|
30 июня 2012. Забавный «мальчик» Джонатан…
Наступила суббота… Кроме наличия полетов, в этот день радовал график – первый вылет на 12 дня… Отсыпаюсь!!! Провалявшись аж!... до 8 часов (привычка вставать пораньше дает о себе знать), ползу завтракать и достаю учебники! Все эти дни я усиленно долбу теорию – сегодня я должен сдать «Самолеты и принципы полетов», один из самых трудных предметов… На завтра запланирована сдача «Радиотелефонии»… Без этого минимума – ни одна школа в Европе не допустит до первого самостоятельного. И неважно как хорошо ты летаешь!
Позанимавшись три часика, пакую вещи и…. Как всегда – на аэродром! Еще немного – и каждая поездка в Европу у меня будет ассоциироваться с полетами. Но я не жалуюсь. У меня на сегодня два вылета – первый из которых с инструктором Джонатаном. Его я не люблю еще с первой «сессии»… Именно он боится летать с боковым ветром, выглядит очень не уверенным и говорит на ужасном английском, половину которого понять просто не реально!
- Добрый день Александр. – картавя говорит Джонатан, завидев меня на пороге штурманской. - Добрый день Джонатан. Рад тебя видеть… - немного приврал я, для позитивного настроя обоих. – Что сегодня делаем? - А что ты делал уже до этого? Я не смотрел твой файл, извини.
«Ага! Ну кто ж сомневался...» Коротко поясняю, что и чего… Сходимся на том, что хорошо бы полетать круги и отработать «уход на второй круг»… Ну что ж – в преддверии первого самостоятельного, тренироваться правильно садить самолет, совсем не лишнее!
Идем к самолету, проводим предполетную… Я проявляю максимум инициативы и самостоятельности – в предыдущие дни удалось полетать не мало и душа опять просится в небо! Выруливаем на предварительный… К слову сказать – сегодня мы опять летаем в EBHN (Hoevenen), то есть взлет предстоит с короткой! Погоняв двигатель, проверив магнето и вакуум, опускаю закрылки на 10 градусов… Подтягиваюсь к самому торцу полосы и аккуратно разворачиваюсь на курс взлета… Все идет по плану, я уверен в своих действиях и вдруг:
- Что ты делаешь? Что ты делаешь? – почти паническим голосом кричит Джонатан… Я в растерянности! Вроде ж ничего плохого не делаю! Сразу взгляд на панель – все в норме, давление, температура, обороты… - Что случилось? – другого вопроса в моей голове просто не возникает! - РУД на взлетный. РУД на взлетный! – еще громче, практически срываясь на крик, выдает Джонатан..
Охереть! Я понимаю что нужно стартовать как можно раньше, но я еще и развернутся не успел! И взлетаю тат как взлетал уже добрый десяток раз здесь! Да и вообще – кому нужен этот кипишь перед взлетом??? Даю РУД от себя… Попрыгали. Ощущения уже «нехорошие»… С трудом представляю как отлетать с этим «забавным» парнишкой час…
- Ок, расскажи мне порядок действий на кругу. – уже немного успокоившись и радуясь что мы благополучно взлетели говорит инструктор. - На втором сбавляю скорость, выпускаю закрылки на 10 градусов, удерживаю высоту… - я монотонно повторяю процедуру захода и действия пилота при этом. Джонатан вполне доволен, пока вроде все успокоилось… - Сейчас я сбавляю обороты и отворачиваю на третий… - по-прежнему монотонно рапортую я….. - Ни в коем случае! Не правильно! – опять истерично командует Джонатан… - Сначала мы отворачиваем, а уже после выравнивания на третьем – сбавляем обороты… - Да, но тогда мы не впишемся в круг! – в это время я уже отвернул, но обороты не сбавил… - Тогда уйдем на второй. – отрезает Джонатан…
Ну что сказать… Инструктора слушать необходимо – даже если кажется, что он не прав… Единственная проблема в том, что все инструктора, до «этого» учили совсем по другому! Успокаиваю себя тем, что нужно привыкать к разному – пассажиры и пилоты в экипаже тоже разные будут. Нужно быть готовым к худшему…
Выводя самолет на посадочную прямую я уже понимаю – мы слишком высоко! Слишком быстро прошли третий и не снизились до заданных 500 футов. Я все же прилагаю усилия, сбрасываю обороты до разумного минимума – все напрасно. Явный перелет – и садить самолет на «короткую» в таких условиях, я не собираюсь: «ОО-KMS, go around»… Я ухожу на второй круг… Джонатан пытается меня хвалить за «правильное решение», но настроения слушать его совершенно нет.
- Джонатан, если мы будем так заходить – мы никогда не впишемся! Здесь полоса очень короткая и круг маленький. – сразу же после взлета я пытаюсь расставить точки над «и». - Ок. Управление принял! – голосом великого учителя выдает инструктор. Ну-ну… Я хочу на это посмотреть! - Вот смотри, здесь мы сбавляем скорость, начинаем выпускать закрылки. – все так же поучительно говорить Джонатан. Я терпеливо жду, самое интересное впереди! – вот здесь мы уже готовы отворачивать, не сбавляем обороты и отворачиваем к третьему…
Джонатан демонстрирует все с видом великого мастера. Вот только «мастер» забыл заглянут на схему захода и не видит, что уже давно выперся за пределы круга… Я терпеливо молчу. Пусть сажает… В добавок ко всему – Джонатан нагло пролетает над «запрещенной зоной»… Дело в том, что укороченный круг здесь не случайно – если «перелететь» второй, то посадочная прямая будет проходить над деревней, а в соответствии с Бельгийским законодательством, летать ниже 1000 футов над населенными пунктами нельзя. Но нашему «Покрышкину» все можно!
- Видишь, видишь как все получается! – довольный хорошим заходом, Джонатан аж сияет…. Еще мгновение – посадка… - Управление отдал. - Принял. – старюсь быть спокойным и все же летать СВОЙ полет! – Джонатан, если так летать, мы выходим за пределы круга. И все инструктора учили меня сбавлять обороты ДО поворота на третий. Это позволяет потерять немного высота уже в процессе разворота… - Послушай, я инструктор и у меня свои правила! Я хочу, чтобы ты сбавлял обороты только после выхода из поворота! - Но тогда мне прийдется расширить круг, и мы вылезем за его пределы! - Расширяй, если нужно. Ничего не имею против!
На этой фразе воцарилось долгое молчание, нарушаемое иногда короткими базовыми командами. Следуя указаниям инструктора, я нарезал длинные круги – полностью нарушая схему захода… Ну и фиг с ним – пока я студент, ответственность за все происходящее несет инструктор. Если буду дрюкать за полеты над деревней – то его, а не меня! Хотя внутренне я со всем этим не согласен…
Делаю пять взлетов посадок… Запланированный час полета подходить к концу.
- ОО-KMS, на втором. Посадка с полной остановкой, полоса «33». – докладываю я, как только мы вышли на второй разворот. - Может ты еще хочешь полетать? – улыбаясь спрашивает Джонатан. - Нет, не сейчас. У меня еще один вылет и тест сегодня.
С меня хватило! Я рад, что этот урок заканчивается! Хотя и рад что он был у меня! Теперь я понимаю насколько важно, чтобы инструктор понимал студента, чувствовал его, доверял… Теперь я понимаю, что инструктора бывают разные! И что научит один – другой не сможет! Понимаю как важна атмосфера в кабине и как важен моральный настрой в полете… Этот урок однозначно не прошел зря и я его долго не забуду! Вот только летать с Джонатаном больше почему-то не хочется…
|