dusik
|
|
« Ответ #32 : 21.04.2013, 17:43:13 pm » |
|
29 июня 2012. «Полетели в Гент?»…
Июньская погода не перестает радовать – сегодня опять замечательный день. Облака достаточно высоко, видимость прекрасная и осадков не предвидится! Учитывая тот факт, что у меня опять запланировано два вылета – не радовать все это просто не может!
Не знаю как так получается – но каждый раз, когда я приезжаю на «летную сессию», у меня складывается впечатления, что я единственный кто летает на OO-KMS. Ну сами посудите – только вчера вечером я «пришвартовал» наш корабль, а сегодня утром мне же на нем отчаливать…
Крис появляется, как всегда, ровно в 9.00! Не знаю то ли в силу привычки, то ли в силу характера – это молодой человек не считает нужным прийти хотя бы на 10 минут раньше… Но ничего страшного – не первый день летаем! Я уже полным ходом проверяю самолет и, поздоровавшись с Крисом, рапортую о готовности вылетать! Мы двигаемся в сторону штурманской – уже сейчас я заслушаю летное задание и предполетный брифинг и в путь!
- Крис, что мы сегодня делаем! - Думаю, Touch and Go! Это наиболее важное упражнение перед самостоятельным вылетом! А почему спрашиваешь? - Понимаешь… Хочется немного по маршруту попробовать… Хотя бы что-то простое… - я немного лукавлю, я давно уже «что-то» придумал, но виду не подаю. – Давай слетаем в Гент? А «ковер» я после обеда потренирую… У меня ведь два вылета сегодня! - По маршруту… Ок! Полетели! Хоть это и немного рановато для тебя, но я не против! А по дороге кое-что потренируем!
Гент – очень красивый и очень старый город на западе Бельгии. Лететь всего ничего – может часика пол от силы! Просто так уже хочется летать с кокой-то целью… Пусть даже придуманной! И пусть не кажется все это бессмысленным – для меня это целый маршрут! Целое событие! Я быстренько разворачиваю карту и начинаю объяснять Крису как и каким образом мы полетим! Рассказываю достаточно уверенно – ведь я не раз уже рассматривал этот маршрут на карте и просто ждал подходящего момента. Сегодня такой момент подвернулся!
Спустя десять минут мы уже направляемся к самолету. Погода шепчет! Запрыгиваем, подключаем гарнитуры… Проверка, запуск, руление… Все кажется уже немного обыденным, но сегодняшний вылет уже обрел для меня глубокий смысл! Мы летим в Гент!
- Ок. – говорит Крис, как только мы набрали 500 футов и отвернули в направлении нашего «маршрута» - туда ты просто летишь по маршруту. Старайся выдерживать параметры скорости с отклонением «плюс-минус» пять узлов и параметры высоты - «плюс-минус» 200 футов. По дороге назад я покажу тебе «Unusual Attitudes». Ты знаешь, что это? - Нет, не знаю… А что это? - Ок… Немного позже покажу! – хитро улыбаясь, говорит Кристофер.
Лететь в Гент достаточно просто – нужно найти «правильный» хай-вей и просто двигаться вдоль него! При этом хай-вей, оставляем по правому борту, а не по левому, как принято! Дело в том, что на определенном участке, справа от хай-вея, запрещенная для полетов зона… «Добравшись» до нужной точки, беру курс на запад и уже, спустя 5 минут полета, на горизонте появляется Гент! Вот что значит летать в хорошую погоду! Теперь на компас и карту смотрим разве что для подстраховки… Ну и рассмотреть, что интересного пролетать будем!
На подлете к Генту, я тянусь за сумкой и извлекаю фотоаппарат! Чего скрывать – именно за впечатлениями и картинкой мы сюда и прилетели!
- Сделаю несколько снимков города! Должно быть очень красиво. – немного оправдываясь говорю я. - Понятно! Так вот зачем мы здесь! – Крис не прячет улыбку. И немного передразнивая добавляет – «Хотелось бы КАКОЙ-ТО маршрут слетать»… Управление принял! - Управление отдал. – я послушно отдаю нашу «конячку» в руки инструктора. Для меня настало «время папарацци»!
Крис искусно кренит самолет то в лево то в право – таким образом нам открываются самые красивые виды. Я не устаю «щелкать», одновременно слушая разъяснения Криса где и какая церковь, площадь, памятник… А вот и ж-д вокзал… А вот и центральная площадь! Мы на высоте всего лишь 1000 футов – вид просто изумительный! Нащелкавшись вдоволь, беру управление на себя – пора возвращаться! Эмоций – вагон! Картинок – почти столько же!
- Итак! – Крис прерывает наше молчание, теперь он снова инструктор! – Что же такое «Unusual Attitudes»… Твое тело и вестибулярный аппарат могут подвергаться пространственным галлюцинациям! Например, когда ты залетел в облака. Может случится так, что самолет окажется в непривычном положении – наша задача, как пилотов, распознать это и вернуть самолету нормальное положение. - Так, понимаю. - Сейчас я покажу тебе какие бывают варианты …
Крис дает штурвал от себя Как только скорость начинает падать, он направляет нос вниз и кренит самолет влево.
- В таком положении, мы, в первую очередь, переводим РУД на малый газ, выравниваем самолет по крену, потом по тангажу и потом выводим РУД в номинальный режим и следим за скоростью…
После этого, Крис дергает РУД опять на малый газ и задирает нос! Самолет начинает терять скорость и Крис опять кренит его, но в этот раз в право!
- Из этого положения мы выводим таким образом – креним самолет дальше в сторону существующего крена и направляем нос вниз! Так самолет быстрее наберет скорость! Это очень важно! Здесь нужно побороть свои инстинкты… Только потом выравниваем по крену и тангажу! И уж потом РУД в номинальный. Понял?
Я прошу повторить еще раз… Как то непривычно и, если честно, неожиданно! Крис терпеливо демонстрирует все по новой, при этом сопровождай каждое движение комментариями… Вроде все понятно! «Готов» - говорю я!
- А теперь закрой глаза и опусти голову как можно ниже… Руки за голову! - Зачем… - я реально в недоумении! - Мы ведь хотим «обмануть» твой вестибулярный аппарат! - С готовностью отвечает Крис. – Когда я скажу тебе «recover», ты должен открыть глаза, определить положение и вывести самолет!
И тут понеслась! Кто хотел быть космонавтом?... Вполне хороший тест! Я закрываю глаза, сую голову между колен и кладу руки на затылок… Крис начинает «вырисовывать восьмерки» пытаясь нарушить мою пространственную ориентацию! Ага – щас!!! Не на того напали… С вестибуляркой у меня более чем порядок – я еще в школе споры выигрывал, кто дольше на карусели продержится! Инстинктивно пытаюсь чувствовать – куда направляется самолет! «Recover» - командует Крис. Я открываю глаза и вижу перед собой землю… Летим вниз! – это первое что я осознаю. РУД на малый газ, штурвал вправо и на себя… Начинает вдавливать в кресло! Скорость – 110, 100, 90… РУД в номинальный… Все просто!
Крис хвалит, но не унимается: «Закрывай глаза»… Я опять принимаю позу «тибетского монаха»… Крис очень старается меня запутать – маневры с самолетом продолжаются минуты полторы! «Recover», вдруг слышу я и открываю глаза – все что я вижу это яркий свет. Не могу понять что к чему, глаза привыкли к темноте – а тут на тебе. Через мгновение понимаю, что нос задран вверх – поэтому и меня и слепит. Взгляд по сторонам – слева вижу землю. Вспоминая напутствия Криса – доворачиваю влево. Самолет как-бы переваливается через крыло. Взгляд на скорость – 45 узлов!!! Е-прст!!!! Сейчас свалимся! Самолет начинает стремительно набирать скорость, сразу же даю РУД от себя… 55, 70, 85… Выравниваю…
- Ты видел? – Крис выглядит немного «переполошенным»… - Что видел? – я не понимаю вопроса! - Скорость! Почти-что сваливание!!! - Ну да… Я обратил внимание. – на удивление даже для самого себя, я какой-то уж очень спокойный. - Давай повторим! - Без проблем.
Мы повторяем маневр… Разница в том, что я уже знаю в каком положении окажется самолет, но это не важно! Нам ведь интересно посмотреть на параметр скорости… Крис принимает управление – нос вверх, РУД на малый газ… Глаза – на спидометр… 70 узлов, 60, 50 – «выводи»!!! Я беру управление и «докрениваю» самолет – скорость продолжает падать… 45… Срабатывает сигнализация сваливания, но мы уже несемся вниз, стремительно набирая скорость… «Cool» - все что я могу сказать. Интересное упражнение! Я в восторге! И пусть это не входит в программу PPL – пригодится потом, ведь на лицензии частного пилота останавливаться никто не планирует!
По дороге назад в Hoevenen мы много беседуем… Все выглядит так – как будто ты с друзьями залез в автомобиль и просто поехал кататься! Погода шепчет, все стрелки на месте – идиллия! Заход на посадку дается легко – параметры все аккурат в норме!
- Пора бы и перекусить! – я проголодался и хочу есть! Через два часа снова летать и нужно быть в форме! - Хорошо тебе… А мне опять в небо! – немного с сарказмом говорит Крис. – Увидимся через пару часиков! Приятного аппетита!
Уже через полтора часа я опять проверяю свою Цессну… Как и планировали утром мы летаем круги… Ничего особенного – простая рутинная тренировка! За час времени успеваем сделать 7 взлетов-посадок. Тогда мне казалось, что это много, но спустя несколько месяцев я осознал – пилот должен тренироваться! Тренироваться всю жизнь… И пройдет не один месяц учебы и не один десяток, а может и сотня посадок, пока все начнет получатся «как надо»… Пока все не пойдет «как хочется»… А сейчас – практика, практика и практика… И уже вечером – совсем обессилив от тримеров, тангажей, кренов, закрылок – засядешь в местном ПАБе и потянешь бокальчик-другой пива! Сегодня можно – на сегодня отлетали… А завтра будет новый день и новый вылет! Со своими особенностями и сюрпризами… Но это уже завтра!
|