Ульяныч
...будем жить, ребята...
Авиаторы
Karma: +26/-0
Offline
|
|
« Ответ #20 : 14.01.2013, 22:31:04 pm » |
|
- Через день уже вылетели? - Да. Настоящее «веселье» ведь начинается в Канаде, а до нее ничего особенного не было. Растолкали меня затемно, приехали в аэропорт, я как зомби из Зомбилэнда обошел самолет с чеклистом, даже когда керосин нюхал - не проснулся. Майк поглядел на меня и сказал «Участок простой, пусть пока папа полетает, а ты ложись сзади и досыпай». Я даже особо не возражал. Проснулся, когда заходили в Чапел Хиллз, это аэропорт такой в какой-то там Каролине. Было ясно и солнышко, папа сел визуально без проблем. Покормили самолет, сами поели, пошли делать флайт-план. Посмотрев, где будем пролетать, прямо там в FBO чуть с папой не подрались - кому лететь. Тетенька смотрела на нас большими глазами. Я победил. Тогда папа попробовал подраться с Майком, но Майк сказал, что нефиг, в Гудзонском коридоре мы его убьем. Участок был и правда классный. Все восточное побережье пролетели: Вашингтон, Филадельфию, а перед Нью-Йорком перешли на VFR, Майк взял управление (сказал – «а то ты сейчас рот разинешь, рассматривая Манхэттен, и устроишь 11 сентября»), снизился аж до 450 футов и заложил вираж вокруг статуи Свободы с креном градусов под 50. Я на CAP10 в летной школе такие виражи делал, когда учился срывным режимам и штопору, только я это делал где-то на пару километров повыше. Было здорово, Майк сказал, что здесь можно только так, что это больше для вертолетов. А потом прошли по Гудзонскому коридору на 1000 футов вдоль всего Манхэттена. Майк мне показал авианосец, причал Титаника, место, где Салли А-320 посадил. И Манхэттен справа очень красивый. Интересно очень, только там и правда трафика толпа, куча вертолетов, если б я управлял – точно бы об кого-нибудь убился. Потом Майк отдал мне управление, и я летел VFR до самого Бостона. Посадил визуально в аэропорту Гарднер недалеко от Бостона. Опять заправились, я подал флайт план - в Штатах это вообще просто, в Чапел Хиллз я под присмотром Майка флайт план делал, дальше, сказал, будешь делать сам. Я взлетел, и мы полетели дальше на северо-восток, в Мэйн. Заходил уже почти в темноте на маленький аэродром под названием Карибу. Погода там была похуже, облака и дождик. И ветерок поддувал, но почти по полосе. Полоса небольшая, 4000x100 футов, и мокрая. Когда мы послушали погоду, Майк только на секунду оторвался от книжки (он всю дорогу читал на айпаде книжку про Гарри Поттера), сказал «Заходи и садись», и вернулся к книжке. Ну, я зашел и сел, без проблем. Со второго раза. Просто у меня там получился смешной go around. Я уже был на short final, футах на 200, иду по оси, все хорошо… как вдруг – Раз! –все огни полосы гаснут! Я от неожиданности вздрогнул, РУДы на взлетный – и на второй круг! Майк справа: «Что за…?» А потом как захохочет! Я, пока набирал высоту, вспомнил много интересных английских слов. Говорю Майку: «Что смешного-то? Я счас сяду и пойду на вышку кому-то лицо бить за такие шутки!» А Майк все угорает: «Не возражаю, сядем – набьешь себе лицо, я прослежу. Дружок, ты перед заходом полосу включил?». Я в полном ауте. Майк говорит: «Здесь пилоты сами себе огни включают, нажми кнопку передачи в эфир пять раз». Я думал, он продолжает надо мной глумиться, говорю: «Ага, и сказать туда «Елочка, зажгись!», да?» Он смеется: «Да я не шучу, попробуй, увидишь сам!». Я нажал, и полоса включилась! Майк объяснил: «За 15 минут до тебя другой борт садился, включил себе огни. 15 минут прошло – огни по таймеру выключились, ты ведь перед заходом не продублировал. За это тебе «два», а за то, что моментально и грамотно ушел на второй круг – «пять». Средняя – «три». Со второго захода я сел хорошо, Майк повысил до «четыре». Потом на земле еще папа меня ругал – где я таких слов набрался. Мы переночевали в этом городке Карибу. На следующий день встали не очень рано, так как Майк сказал, что летим только до Гус Бэй в Канаде, там лететь всего три с половиной часа. Посмотрели погоду, а в Гус Бэй туман, видимость 600 футов, а ко времени прилета прогнозируют туман 1700 футов. Но Майк сказал – ничего страшного, посадишь, если не получится – там запасные есть. Если совсем плохо, можно даже назад вернуться. Но в Карибу тоже погода плохая стала, дождь, ветер и облака на 500 футов. Я, если честно, немного нервничал. Папа предложил, чтоб летел он, но Майк сказал что все, шутки кончились. Я осмотрел и подготовил самолет, пока папа и Майк разбирались с таможней и подавали план, и мы полетели. Я на взлете замучился ось держать, DA42 в этом смысле сам по себе забавный, а тут его еще мотало, и через стекло было плохо видно из-за дождя. Я набирал высоту в облаках, к 8000 футам температура за бортом подошла к нулю, Майк включил TKS, и велел мне поинтересоваться насчет верхнего края облачности. Пролетавшая «Дельта» мне ответила, что примерно 20000 футов - дофига. На 9000 началось жесткое обледенение, Майк сказал, что вверх лезть смысла нет, и велел мне просить FL070, снижаться и идти в облаках. А там болтало по-взрослому, и автопилот постоянно отключался. В результате я два с половиной часа летел в облаках вручную, там еще и ветер был в морду, путевая скорость была всего 120. У меня уже все лапы отваливались, а Майк даже не подумал мне помочь, сидел и «Поттера» читал. А мне самому попросить стыдно было, думал, он скажет: «Щенок, а если бы меня тут не было?». Иногда выскакивал между двумя слоями облачности, там включал автопилот и отдыхал чуть-чуть. Папу стошнило, а мне даже как-то не до желудка было. После пролета залива я переспросил верхний край. Слава Богу, сказали 10000, я попросил FL110 и вылез из этой гадости. Летели в итоге четыре с половиной часа. Я еще нервничал всю дорогу, каждые полчаса спрашивал у диспетчеров погоду в Гус Бэй, все говорили – туман, 600 футов. Блин, я в такую погоду даже не взлетал бы. На подлете послушали ATIS (автоматическую информацию) Гус Бэя – там сказали – туман, видимость 1500 футов. Майк мне сказал: «Заходи спокойно, не бойся, все получится. Только не ищи глазами землю на глиссаде, лети по директорам до 200 футов, как будто за шторкой». И действительно, зашел и сел вообще без проблем, даже сам удивился. Там большой шикарный аэропорт, широкая полоса три с половиной километра, ILS, огни такие, что я их километра за полтора увидел в этом тумане, потом даже попросил убавить. Майк сказал, что он там и при 600 футах посадил бы. На стоянку рулил следом за военным C-130, прикольно, как будто задница слона в тумане. Майк велел близко не подъезжать, а то слон пернет и сдует. На стоянке я выполз из самолета на четвереньках. Майк сказал: «Ничего, сейчас пообедаем, и у вас с папой будет расслабление в бассейне». Я спросил – «А вы?», а он ответил, что он в том бассейне уже всласть нарасслаблялся. Бассейн оказался немного не такой, как я думал. В нормальных бассейнах раздетыми плавают, а здесь я натянул свой водолазный костюм прямо на толстые штаны и свитер. Инструктор показал мне, как его правильно застегивать , чтоб вода не протекала, сверху я надел еще надувной жилет, и плюхнулся во всем этом прямо в бассейн. Папа тоже плюхнулся в своем «скафандре». Вода была вообще ледяная. Мы поплавали, я научился плавать в этом костюме и держаться рядом с папой. А потом началось полное веселье. У них там такая железная кабина, имитирующая кокпит самолета. Нас с папой посадили внутрь этой кабины и сбросили кабину в бассейн. Нужно было под водой открыть дверцы, вынырнуть оттуда, и после этого надуть жилет. Первый раз у нас не получилось, мы чуть не утонули. Но потом стало получаться. Я маленький, мне там было проще повернуться, я открывал дверцу, папа меня выталкивал оттуда и потом выныривал сам. Потом еще кинули в бассейн надутый плотик, а внутрь кабины положили сверток, такой же, как этот плотик, когда он не надут. Нужно было обязательно вытащить этот сверток, когда выныриваешь, а потом забраться в плотик. У меня руки совсем не слушались после полета, и я никак не мог туда забраться. Папа меня затаскивал, но инструктор сказал, что так не пойдет и я должен забраться сам. Я долго мучился, но у меня получилось. Инструктор выдал нам бумаги, что мы прошли тренировку, и спросил, неужели я тоже собираюсь лететь через Атлантику. Я сказал что да, и что я – второй пилот у Майка. Оказалось, инструктор знает Майка, и он сказал, что у Майка совсем крыша поехала. Я заснул в машине, когда мы ехали в отель, папа мне потом сказал, что ему пришлось меня тащить до кровати и раздевать. Утром за завтраком Майк сказал, что сейчас мы летим в Икалуит, канадский аэропорт еще 700 морских миль к северо-западу, и скорей всего на сегодня все, если только погода на Гренландию не станет вдруг идеальной, но пока что ее вообще нет. Я чуть со стула не упал – что мы там забыли? Я был уверен, что мы из Гус Бэя полетим сразу в Нарсарсуак в Гренландии – там ведь всего-то те же 700 миль лететь! Нафига такой крюк?? Папа тоже сильно удивился – у нас что, экскурсия по арктическим достопримечательностям? Майк объяснил, что, во-первых, 700 морских миль над Ледовитым океаном и 700 миль над континентальными Штатами очень сильно отличаются, тут даже десять лишних миль могут оказаться приговором. А во-вторых, нас на Нарсарсуак просто не выпустят, так как на этом маршруте VHF связь не достает, и требуется HF радио, которого у нас нет. Тут папа снова удивился: «А Иридиум нам на что? Если мы будем звонить по телефону в центр и докладывать координаты – это их не устроит?» Майк ответил, чтоб папа позвонил в CAA и спросил. Может, окажется 100-тысячным спрашивающим, и в честь юбилея нам разрешат лететь. Туман в Гус Бэй прошел, было ясно, но поднялся ветер. Но с этим никаких проблем не было, так как в Гус Бэй две полосы крестом, и я взлетал против ветра. На этой огромной полосе показалось, что взлетел как вертолет, совсем чуть-чуть пробежал. На маршруте ничего особенного не было, папа спал, Майк читал книжку, а я сидел с автопилотом, вел связь и смотрел, как лес потихоньку заканчивается, и начинается голая тундра и скалы, и все время океан справа, на котором ближе к Икалуиту стал попадаться лед. И даже скалы кое-где были снегом покрыты. Интересно, чем-то похоже на Канары, хотя загорать на этих пляжах что-то не тянуло. Ветер на маршруте все время был почти точно боковой, летели на 12000 футов четыре с небольшим часа - нормально для такого расстояния. Когда подлетали и я увидел сверху этот Икалуит – я даже сначала не понял, что это он и есть, удивился, нафига мы сюда прилетели – какая-то маленькая деревня с домиками, разбросанными на голых скалах, прямо как остров Олух из мультфильма «Как приручить дракона». Почувствовал себя мальчиком Икотой на драконе из мультика. Оказалось, что в Икалуите тоже сильный ветер, 40 узлов, Майк посчитал и сказал, что боковая составляющая 18 узлов. И еще, на 1000 футов ветер сильнее и почти поперек полосы, и где-то ниже сдвиг ветра. Майк спросил меня – умею ли я садиться с сильным боковым ветром. Я сказал что да, мы с инструктором специально летали и учились сажать со сносом, но не уверен насчет сдвига. Майк почесал затылок и сказал, так, с сомнением: «Нууу…попробуй, зайди визуально. Полоса длинная и широкая, топливо есть. Если промахнешься – уйдешь на второй. Скорость на прямой обязательно держи повыше. И если скажу тебе «Мое управление» - мгновенно отпускаешь ручку, педали и РУДы, понял?» Мне было страшновато, но я же не мог отказаться, если Майк мне доверяет! Уже на downwind жестко стаскивало в сторону полосы, я сделал спаренный левый разворот с хорошим креном, и все равно успело стащить под ветер. Мы с папой на каяке по горной речке как-то сплавлялись – вот очень похоже. Ну, вылез на ось, заодно почувствовал угол сноса, чуть-чуть отпустил под ветер и пошел к полосе правым крылом вперед, наблюдая полосу чуть ли не напротив носа Майка на правом сиденье. И когда я был футах на 400 – каак заколбасит! Хорошо, что мы пристегнуты были. Пока говорил «Ой!» - уже провалились ниже «глиссады», скорость вообще никакая, меньше 70 – а я ведь только что летел с запасом 10 узлов! И быстро улетаю с оси влево. Было очень страшно, как будто кто-то вдруг убрал весь воздух и самолет больше не может лететь. Я быстренько повернул мордочку к полосе, добавил газу чуть ли не до взлетного - вместе с Майком, он положил свою руку на мою и потащил РУДы вперед, будто я без него не вижу. Потом вывел в горизонтальный полет, чтоб вернуться на «глиссаду». Вернулся на «глиссаду» и ось, опять отвернул мордочку на ветер, уже поменьше. Только я успел опять стабилизировать заход – как уже прилетел к торцу. Поставил малый газ, и только я стал выравнивать мордочку по оси – слева как дунет! Я на автомате дергаю ручку до упора влево, жму педаль сильнее вправо – ветер же дует об хвост и самолету мордочку влево разворачивает. И как-то тангажом пытаюсь удержать высоту, чтоб вверх не выбросило. Подумал с ужасом – «Элеронов не хватит, и ветер нас перевернет….» И еще - «Счас порыв пройдет, нас об полосу как трахнет, и не будет у меня самолетика…» . Майк справа: «Fu... Go…», и схватился за мою руку на РУДах. И тут же замолчал и убрал руку. Все это было секунды 2-3, не больше. Потом порыв прошел, я подхватил, и мы тут же мягко сели справа от оси, высота была сантиметров 50, я все-таки смог ее удержать. Даже заруливать было страшно, все боялся, что самолетик на крыло положит ветром. На стоянке меня оставили в кабине, папа с Майком привязали самолет, а потом мне велели бегом бежать в желтое здание, потому что я был весь мокрый и они боялись, что меня продует. Там папа накинулся на Майка, что Майк совсем охренел - давать маленькому ребенку сажать самолет в таких условиях. Майк, как всегда, пожал плечами и сказал: «Он же справился!». Но потом извинился, сказал, что не попадал в такой ветер в Икалуите, поэтому забыл, что здесь из-за скал рядом с полосой бывает сдвиг ветра прямо на полосе. Но что я молодец, среагировал быстрее, чем он сам, так что он «конечно старый дурак, но жалеть нам не о чем, не надо обижать прекрасного пилота». Он наверно специально меня хвалил, потому что меня трясло и я там опять чуть не расплакался. Я сказал, что это жутко, и в сдвиг ветра я больше никогда в жизни не полезу. Майк усмехнулся и ответил: «Видите, заодно и парню польза, один раз на своей шкуре попробовал – и объяснять уже не надо». Еще я спросил у Майка, посмотрел ли он шасси, я волновался, что все-таки ударил их вбок и шасси сломались. Майк улыбнулся, сказал, что я сел чисто, все в порядке с моим самолетиком, он внимательно шасси осмотрел. И еще, что если я так люблю самолет – любовь обязательно будет взаимной.
|