Тесно не только в немецком небе.
Перепощу с сайта Сергея Пролагаева
http://serega.aero/?cat=41&paged=2Сергей, думаю возражений нет?
Время шло, лето подходило к концу. На 19,20,21 августа были назначены маленькие сборы в Хаммонтоне. Серега Боряк должен был там быть в качестве тренера. Но 19-го не было погоды. А 20-го у моей старшей дочки был День Рождения и мы с семьей поехали в лес на шашлыки отмечать это событие. Где-то около 13:00 Серега Боряк позвонил мне и сказал, что Кирюхе пришлось прыгать…
С его слов, события были примерно такие: Кирюха выполнял обязательный комплекс в боксе. Примерно на высоте 700 метров Кирюха с обратного полета выдавил вертикаль вверх, выполнил поворот на вертикали и почти что сразу после этого, когда скорость была еще небольшой, в него влетел другой самолет. Lancair-IV. Левым крылом он срезал хвост Яку. Как позже выяснилось, тем самолетом управлял дедушка 71-го года возрастом. Что он там делал в самолете не ясно. Куда смотрел не ясно. Как можно не увидеть большой, ярко раскрашенный Як пилотирующий прямо по курсу тоже не ясно. Левое крыло у Лансейра отвалилось, дедушка погиб.
Со слов Кирюхи (статью, которую он подготовил для журнала «Sport Aerobatics» можно почитать здесь в PDF формате) он не понял что произошло. Самолет начало вращать очень сильно вокруг поперечной оси с большой отрицательной перегрузкой. На рули самолет не реагировал (рули в то время уже летели к земле отдельно от самолета, см фото). Кирюха понял, что пора выбираться из самолета. Попробовал открыть фонарь, но удар Лансейра пришелся где-то в полуметре за кабиной и направляющие фонаря кабины немного согнулись. Все, что Кирюхе удалось сделать, это открыть фонарь сантиметров на 25-30, протиснуться через эту щель и благодаря приличной отрицательной перегрузке его выбросило из самолета. До того, как Кирюха занялся самолетным спортом, он занимался парашютным. Этот опыт позволил ему сориентироваться в данной ситуации и перед тем, как открыть парашют ему удалось сначала стабилизировать свободное падение. Это все долго рассказывать. Но реально со слов Боряка, который наблюдал всю картину снизу, между столкновением самолетов и отделением Кирюхи от Яка прошло где-то секунды четыре. Между открытием парашюта и приземлением примерно десять секунд. Так что, несмотря на то, что столкновение было где-то на высоте 800-900 метров, времени едва хватило. Однако, этим история не заканчивается. Не все прошло так гладко как могло бы быть. Выводы, конечно, сделаны, но цена была довольно высока. Вот такой вот вывод: если вы летаете с парашютом, подвесная система которого имеет грудную перемычку, — продайте этот парашют и купите другой, где лямки идут крест-накрест. При открытии парашюта из-за сильного динамического удара, грудная перемычка Кирюхиного парашюта как бы подскочила вверх. Или на самом деле он как бы немного провалился вниз на ножных обхватах и грудная перемычка ударила его по горлу. Позже выяснилось, что были полностью разбиты голосовые связки, перебита со смещением трахея (горло). На адреналине Кирюхе удалось дойти до дороги, где его уже ждали полицейские (ребята с аэродрома позвонили 911, и полиция отреагировала очень быстро). Кирюху на вертолете доставили в госпиталь. Проблема была в том, что это была суббота и хирург, специализирующийся по подобным травмам появился только в воскресенье вечером. В ночь с воскресенья на понедельник Кирюхе сделали операцию, которая продолжалась около пяти часов. Когда доктор закончила операцию, она сказал аннам, что есть небольшая вероятность, что голоса у Кирюхи не будет, но она постаралась восстановить голосовые связки как только можно было. И сделала она это замечательно, потому что голос у Кирюхи есть и даже свой. Может слегка с хрипотцой, но практически такой же, как был. Только полное выздоровление заняло еще несколько месяцев. Пока еще Кирюха лежал в реанимации и не мог говорить (только писать на бумаге) мы договорились поискать Су-26 и купить его на двоих.