То, что у нас называют «сваливание» (при одном существующем способе вывода), за «бугром» сваливание (stall) разделяется на виды и стадии, а для каждой стадии свои признаки и способ вывода. Классическое обучение сваливанию проводится с г.п. и уменьшением оборотов двигателя до м.г. Т.к. у нас понятий видов и стадий не существует, то даю их на английском, способ вывода для всех типов самолетов одинаков, а вот признаки стадий сваливания индивидуальны для каждого типа самолета. Привожу признаки для Л-29(39) и порядок вывода с потребными высотами вывода, по которым определяется зачет для оценки правильности действий курсанта.
1. Clean stall:
* incipient stall (большой угол атаки) - начало предупредительной тряски (на Л-29 по элеронам, на Л-39 по РВ). Уменьшаем угол атаки (ручку управления от себя), обороты максимал, плавно и координировано, не допуская крена (элеронами и РН) и падения скорости, вывести из снижения в г.п. (потеря высоты не менее 100 м);
* developed stall (угол атаки близкий к критическому)- тряска и возникновение крена. Педалью (РН) парировать возникающий крен (вплоть до его уборки), уменьшаем угол атаки (ручку управления от себя), обороты максимал, координировано (РН и элеронами) убрать оставшийся крен и вывести из снижения в г.п. (потеря высоты не менее 100 м);
* fully developed stall – после 1-й стадии проходим 2-ю быстрым кратковременным взятием полностью ручки управления на себя (угол атаки критический), тангаж перестает увеличиваться (при взятии ручки на себя), самолет начинает опускать нос. Ручку от себя, обороты максимал, координировано (РН и элеронами) убрать крен и вывести из снижения в г.п. (потеря высоты не менее 200 м).
2. Dirty stall (в посадочной конфигурации) - срыв происходит без предупредительной тряски, самолёт самопроизвольно опускает нос. Вывод как в fully developed stall и перевести в набор как при уходе на 2-й круг (потеря высоты не менее 200 м).
Отсюда видно, что понятие stall «там» имеет более широкие границы и определенную технику вывода из каждой стадии. И я бы дал такое определение: «stall – это отклонение самолета (как правило, самопроизвольное) от установленных устойчивых параметров режима полета (по крену, тангажу, угловой скорости, …) на больших углах атаки или углах близких к критическим и критическим». На практике, перед попаданием в штопор, мы последовательно проходим последовательно 3 стадии clean stall. Благодаря четким определениям стадий stall и способов вывода, можно предотвратить (в нашем определении) «сваливание» с последующим переходом в штопор с минимальной потерей высоты. У нас же отрабатывается сваливание, которое по их понятиям сответствует fully developed stall, а еще нечто похожее на incipient stall и developed stall – «перетягивание ручки» на пилотаже. Но у нас не обучают выводу из developed stall с помощью педали (РН), несмотря на то, что в теории по аэродинамике указано примерно так: «... на больших углах атаки и углах близких к критическим, элероны неэффективны, а в некоторых случаях наступает обратная реакция по элеронам..., … управление по крену здесь эффективно путём создания скольжения, т.е. с помощью РН». Неэффективное управление по крену элеронами или обратная реакция по элеронам на больших углах атаки характерна для некоторых современных самолетов (МиГ-29, Су-27), а неграмотное исправление отклонений на таких углах атаки неоднократно приводило к летным происшествиям.
www.osobgour.narod.ru