dusik
|
|
« Ответ #124 : 26.10.2012, 12:43:58 pm » |
|
День пятый – суббота. «Сам… Все сам!». Продолжение
Выслушав замечания Пита по полету – мы приступили обсуждать мое следующее летное задание. Несмотря на несостоявшийся Cross Country Solo, настроение было на высоте. Только что я отлетал самостоятельный вылет, совершил 5 посадок – все достаточно прилично, и все это после двух месяцев перерыва!.. Но радовало больше всего то, что я очень комфортно чувствовал себя во время этого вылета! Невольно вспоминались первые вылеты – переживаешь, думаешь, даже нервничаешь, в какой-то степени… А тут – все наоборот. Поработать конечно пришлось – но это был «другой» труд… Какой-то более осознанный, более «зрелый» что-ли… В голову лезла одна и та же мысль – «Вот так вот, понемногу, я стаю пилотом»… Но я уверенно гнал эту мысль – мне предстоял еще один самостоятельный вылет, может даже по маршруту… Первый в жизни!.. Каждый пилот немного суеверен – и мне очень не хотелось «накликать» на себя, своей самоуверенностью… Нет, я пока только ученик, курсант… Еще многое нужно сделать, многому нужно научится… Хорош хвалить себя – еще работать и работать…
Так как самолет забронировали для меня на всю вторую половину дня – у меня оставалось куча времени. Пит предоставил мне возможность самому решить, «что и куда» будем летать… Мне очень хотелось вылететь по маршруту – ведь допуск у меня есть, а на практике, я самостоятельно вылетал только в зоне аэродрома… Недолго посовещавшись, мы решили – лететь мне сегодня в Остенде! Выбор был до предельного прост и логичен: во-первых, я хочу лететь по маршруту, во-вторых, это часть моего планового Cross Country, в-третьих, штурманский расчет практически готов! Кроме того – в этот порт я уже летал, что давало дополнительную уверенность и понимания, Что я делаю! Пит полностью поддержал мой выбор, подписал бумаги и напоследок добавил:
- Хорошего полета Александр… Я поеду домой, позвони мне из Остенде…
Это было как-то… трогательно что-ли… Ладно, сопли в сторону – я уже лечу… Пока лечу на своих «двух» к самолету. Понимание того, что вот сейчас я полечу, по маршруту, сам – просто… Я не могу передать словами. Этот как первая посадка, как первый самостоятельный… Особенный этап в летной карьере студента – очередной, маленький… Но такой важный этап!
Делаю предполетную проверку… В этот раз немного «резвее», но так же тщательно, все по чек-листу… За использование (или неиспользование) чек-листов в школе особый спрос. Все требуют делать глядя в документ – никаких «я и так помню»… Я как то выдал на посадке старшему – ответ был таков: «Никогда не делай проверку по памяти, даже простейшую. Зачитывай каждый пункт, внимательно… Иначе, когда-нибудь ты забудешь выпустить шасси на посадке»… И не вольно в голову лезет случай с экипажем Аэрофлота в Дубаи в 2002 году... А ведь инструктор прав – все по процедурам, только так…
Привычным движением я запрыгиваю в свою малюсенькую Цессну. Но сейчас она уже не кажется мне такой маленькой… « - Предполетная проверка – завершена. – уже в привычной мне манере, произношу я в голос. - Ремни – застегнуты. - Кран подачи топлива – открыт. - Радио и электроника – выключены. - Тормоза – проверены, установлены. - Предохранители – на месте. ЗАПУСК ДВИГАТЕЛЯ: - Смесь – обогащенная. - Обогрев карбюратора – выключен. - Принудительный впрыск – по требованию, заблокирован. - РУД – на пол дюйма. - У винта – чисто. - Основное питание – подать. - Маневровые огни – включить. - Зажигание! - Режим - 1000 оборотов. - Давление масла – в норме. - Авионика – включить. - Транспондер – в режим ожидания. - Закрылки – убрать!»
Карта проверки зачитывается на одном дыхании… Я помню ее наизусть – всю, и даже карту предполетной проверки, которая втрое длиннее… Но читаю всю «с листа» - так меня учили… Так правильно… Так красиво! А в авиации – все должно быть красиво!
Походкой породистого скакуна я выруливаю на исполнительный – четкий доклад в эфир… Занимаем полосу… Скорость растет, обороты двигателя - в норме… Все те же 55 узлов – подъем… Только сейчас я отлетал пять взлетов и посадок – и все же очередной взлет приносит новую радость, новое чувство полета… Когда же это надоест? Когда превратится в «рутину»? А может ли надоесть такое? Каждый взлет – как рождение нового дня… Однообразный и, в тоже время, неповторимый …
Пролетев круг над аэродромом, подхожу к первой контрольной точке… С этого момента я и штурман и пилот в одном лице… Мне предстоит лететь больше часа, чтобы совершить новый, для меня, полет, осуществить посадку в международном аэропорту «Остенде»… И, засев в баре с чашечкой кофе, позвонить Питу и сказать: «Пит, я прилетел, все ок». Ничего лишнего! Просто прилететь – сделать свою работу и тихо порадоваться… Я знаю – он порадуется тоже… Тоже тихо, и никогда не скажет мне об этом…
С такими мыслями я пролетаю первый этап маршрута – через 19 минут я должен пролететь над Гентом, потом сверну на ААЛТЕР – точку входа в ТМА «Остенде», а дальше как диспетчер «наколдует»… Маршрут Hoevenen – Ostende я уже летал, но это было месяца два назад, в предыдущею «летную сессию», тогда – с инструктором. Что меня поразило – так это размер полосы! После 400 метров, к которым я привык в EBHN, 3200 метров полосы EBOS повергли меня в дичайший восторг!
Подо мной проплывают города, автомобили, реки, поезда… Там внизу привычным ручьем кипит жизнь – а здесь я, на маршруте… «Люди – я лечу в Остенде, сам!» Так и хочется прокричать на пол планеты… Однако, умерив пыл, предаюсь заботам земным… Точнее летным. «FREDA check: Fuel – normal, radio – set, engine instruments – on green, direction – correct, altimeter – set on regional QNH». Эту проверку мы делаем каждые 10-15 минут полета… Вообще, по правилам, навязанным в школе – поскучать в полете просто не реально! Проверки, радио, инструменты, VOR… Да что угодно – девиз «У пилота всегда много работы»… И приучают к этому на этих мопедах… Ох как же далеко я убежал, уехал, улетел от той романтики, к который начал было привыкать на «покатушках» в местном Винницком аэроклубе…
- Brussels information, OO-KMS, approaching Ostende TMA, would like to live your frequency. – пора переходить к процедуре подхода и захода, а по сему, пришло время попрощаться с диспетчером службы сопровождения полета. - OO-KMS, frequency changed approved! Have a nice day! – ох какой дисп вежливый попался… - Ostende approach, OO-KMS. – настроив частоту принимающего аэропорта необходимо заблаговременно, оперативно перехожу на нее. - OO-KMS, go ahead – привычной фразой встречает меня диспетчер Остенде. - VFR flight from EBHN to EBOS, at 3000 feet, inbond AALTER in about 5 nautical miles, POB 1! Information Alpha received. Request entry clearance with intend to land, OO-KMS. - OO-KMS, cleared to entry. Descend and maintain 1000 feet. Information Alpha is valid. QNH 1009. Report runaway in sight. - QNH 1009, report runaway in sight, OO-KMS. – быстренько «отстреливаюсь» я. С этого момента начинается процедура захода…
Так как диспетчер требует отчет о видимости полосы, есть подозрение, что дадут заход по прямой! Я люблю это дело! Никаких кругов! Правый-левый, второй-третий! Нет! Как у Боинга в АК – летел и прилетел!.. Окрыленный (помимо крыльев самолета) я снижаюсь до заданной высоты и следую параллельно автобану. Судя по карте именно так я выйду на прямую захода на полосу… Есть у меня какая-то внутренняя уверенность – мне дадут заход по прямой… Еще немного… Бинго!
- OO-KMS. Runaway in sight! – докладываю о видимости полосы. - OO-KMS, contact tower at 118.175 – меня передают на вышку… И почему мне все это так нравится?.. - 118.175, OO-KMS. – быстро переключаюсь на зараннее подготовленную частоту. – Ostende Tower, OO-KMS, with you. - OO-KMS, strain ahead in, report final, number one for landing. – вот так вот! Посадка с прямой!
Немного спустя докладываюсь на прямой… Однако прямая получилась растянутой – перестарался я с подходом… Я бы доложил Long Final, но по стандартам ICAO он докладывается на 8 милях, а у меня мили 4-5! И все же пархать минуты три не меньше… А тут другой борт «нирисовался» и его вторым номером, по кругу… Неудобно аж как-то… Ладно, слишком много о других думаю… Спокойно – заходим садимся… Дисп знает сам как ему борта на посадке расставить…
- OO-KMS, final, runaway 26. – наконец-то я подлетел поближе и доложился о посадке! - Диспетчер «поет мне песню» про ветер и давление и дает разрешение на посадку… Безумно приятный момент – шасси нежно касаются красивой и бесконечно длинной полосы… А на рулежке уже ожидает Follow Me Car… Послушно следую за ней… Не нужно думать куда и кудой рулить, есть маршал – он покажет… В частности за это я люблю «серьезные аэропорты»…
Припарковав самолет, запрыгиваю в машину маршала… Поехали… Рядом проплывают Боинги, Аэробусы, МД-шки… Я на автомате рассказываю «интересующемуся» маршалу историю «про студента из Украины»… Вот он – пассажирский терминал… Пошли пить кофе!
- Привет Пит, я прилетел! – первый кому я звоню, это мой инструктор… Сначала хотел позвонить всем – друзьям, родным, близким… А потом передумал – это моя маленькая победа… Они не поймут… Не разделят… И тихонечко, упаковывая новый НАВ-лог в наколенник, я поплелся на «контроль безопасности»…
Остенде – достаточно большой аэропорт с очень знатной историей. Где-то в 60-х этот порт был основным транзитным для бортов, прибывающих из Америки в Европу. Во времена, когда дальностью полета похвастать мало кто мог, многие борта приземлялись здесь на дозаправку и следовали дальше во всех направлениях… Сейчас порт обслуживает приличный процент грузового трафика прибывающего в Бельгию и является базовым для многих грузовых авиакомпаний… Кроме этого, в порту наличествует и пассажирский трафик, но не плотный. Как и положено в приличном аэропорту – контроль безопасности разделен на паксов (т.е. пассажиров) и Crew Members (т.е. членов экипажа)… Я гордо следую ко второму… Пройдя контроль, зарегистрировав вылет и уплатив сбор за посадку и обслуживание (24 Евро за все про все, вкл. маршала и доставку моего «тела и разума» туда-сюда) сажусь в машину, которая доставит меня на стоянку к моей ласточке…
Времени уже в обрез – после меня Деви должен лететь демо полет с новым студентом, точнее студенткой… И судя по всему – им придется меня подождать. Я хватаю чек-лист и быстренько… «Стоп! Никаких быстренько!» Останавливаю я себя – это авиация, здесь все нужно делать скрупулёзно, а предполетную проверку уж тем более! Подождут…
Запускаю двигатель, запрашиваю руления, а в ответ получаю “Stand by”… Вот те на… Не во-время я решил вылететь… На заходе Jambo Jet – т.е. Боинг 747, а на предварительном ожидает Аэробус А320… Еще один борт местной школы просит руление – получает тот же ответ… Наконец-то нам дают разрешение рулить на предварительный… Я плетусь вторым… Опять ждать… И тут меня осенила идея – открываю схему аэропорта и ищу «нужную» мне рулежку… Ведь полоса 3200 метров! На кой мне рулить в ее начало? Я и с середины взлететь могу! Да хоть с конца – метров 300 с головой хватит:
- OO-KMS, request departure via C1, - затаив дыхание ожидаю ответа… - О-MS, via C1 approved, contact tower at 118.175 when ready.
Вот-так вот! Оперативно запрашиваю разрешение на вылет… Вперед! Так и хочется помахать тому, другому студент, «застрявшему» в начале полосы на А1. Извини, парнишка – опыт, опыт…
Полет в обратном направлении проходил, как говорят пилоты , в штатном режиме… Никаких сюрпризов. Хороший ветер «под зад» ускорил процесс прибытия к аэропорту Hoevenen минут на 15. Отлично. Вежливо попрощавшись с Brussels Information, перехожу на частоту аэродрома и выкладываю в эфир «все что я о них думаю»… А точнее – намерения и схему захода… Так как местность мне хорошо знакома, целюсь в конец второго разворота, параллельно подготавливая самолет к посадке… Доложился на втором и сразу на третий… Хороший ветерок, узлов 15! Поэтому с третьего и четвертый получились спаренными... “O-MS, final runaway 15, landing with full stop”. Встречайте меня – я вернулся! Я слетал свой первый самостоятельный по маршруту! Было ли страшно – нет! Было ли сложно – немного! Но это было очень и очень интересно…
Довольный и уставший я вылезаю из самолета, сворачиваю гарнитуру (у нас каждый летает со своей), собираю НАВ-лог, карту, очки… Все! Иду пить пиво! Деви и новый, потенциальный курсант, уже поджидают у входа в штурманскую…
- Как дела Алекс, где ты был? - Привет Деви, я сегодня летал в Остенде. Сам! – гордо произношу я… Наверное мои сияющие глаза или мой задорный голос вызывают улыбку у обоих… Передаю ключи, док-ты на самолет, желаю приятного полета и плетусь в паб…И хоть Cross Country мне слетать наверное не удастся в этот раз, я безумно доволен и рад…
Сидя за барной стойкой и потягивая Leffe Broun, размышляю о проведенной здесь неделе, о вылетах, учебе, что сделано, что предстоит сделать… Мои размышления прерывает старший инструктор (он же владелец школы), внезапно вынырнувший из дверного проема:
- Привет Алекс. Ну как ты слетал сегодня Cross Country Solo? – помнит, приятно… - Привет Генри… Не летал – прогноз на Льеж не позволил… Зато слетал в Остенде! Это ведь мой первый самостоятельный по маршруту! – не скрывая щенячьей радости, отвечаю я. - Когда ты улетаешь на Украину? – он как буд-то не слышит меня… - Послезавтра, а что? - Ты можешь полететь Cross Country завтра! - Не могу, на завтра у меня запланировано два «часовых» вылета в разное время… Да и график плотный, вряд ли кто подвинется! Все хотят летать в воскресенье и субботу, ты же знаешь. – я снисходительно улыбаюсь. Но Генри «на своей волне»… Он достает Ай-фон и открывает сайт с погодой… - Посмтотри. – тычет мне свой Ай-фон - Погода на завтра идеальная, по прогнозу… Ты должен лететь! Расписание мы переделаем. Если надо, «приземлим» пару человек на завтра… Твой вылет – намного важнее! Я поговорю с Деви, он все организует…
Вот так поворот событий… Ну я ж не против! А погода? Сколько раз она уже «дразнилась» надо мной, сколько еще будет? Невольно вспоминаю слова Деви: «Я погоды на свой Cross Country, месяц ждал»… Это шанс! И не согласится нельзя!..
|