dusik
|
|
« Ответ #95 : 21.10.2012, 18:30:45 pm » |
|
День четвертый – пятница. Льеж (EBLG). Продолжение… Кристофер завороженно смотрит на один из бортов, припаркованных у пассажирского терминала: - Это же Аэробус А-340! – с непонятным мне восхищением произносит он. Я улыбаюсь и подтруниваю. - Ты никогда не видел Аэробус А-340? А в Брюсселе Вы только Цессны принимаете… - с издевкой произношу я. На самом деле я чего-то недопонимаю. Ну Аэробус, ну 340-й, ну большой… Ну и что?!! - Да ты на сам борт посмотри. Внимательно… Видишь, часть окон открыта, а часть «заклеена»… Это не грузовой борт! И не пассажирский… Это самолет для ВИП персон! Может какой президент прилетел… И я бы понял если бы в Брюссель, но что он делает в Льеже…
Я всматриваюсь в самолет, в самом деле – устройство салона заостряет внимание.
- В этом самолете наверняка есть и личный кабинет, и комнаты для совещаний… Спальня, и не одна… Ванная.., да что угодно! – не унимается Кристофер…
Тем временем, следуя указаниям маршала, я паркую нашу ласточку на перрон. Далее следует фотосессия на фоне пресловутого ВИП-борта… Ну, а затем, стандартные процедуры – пойти отчитаться, заплатить сбор за посадку и обслуживание, попить кофе и обратно в воздух.
Бельгия – уникальная страна. Часть населения говорит на голландском, другая – на французском. Кроме языковых традиций, народ разделают как культурные, так и историко-этнические расхождения. Попросту сказать – одни ненавидят других! Поэтому переехав из одной части в другую нужно очень аккуратно подходить к вопросу общения. Так как я, в основном, нахожусь и общаюсь в «голландской», то к общению с местными «французами» как то не привык. И по прибытию в терминал аэропорта Льеж взял да и ляпнул чего-то на голландском… Думал меня застрелят на месте, причем без оружия! В силу этого, решено было, что общается со всеми Крис. У него свободный французский – ну и флаг, как говорится… Благодаря ему и его «языку» мы достаточно быстро нашли навигационный офис. Вот сейчас уплатим, зарегистрируем вылет и вперед! Ага, щас!!! Тут никто никуда не торопится (особенность «этой» части Бельгии). На то, что в Антверпене у нас уходит минуты 3 – здесь ушло 25! Терпение и еще раз терпение… На последок мы поинтересовались у служащего аэропорта, что за борт такой «крутой» у терминала и кто на нем прилетел. На что услышали ответ: «А так это же шейх Катара, путешествует!...» Еб-тель, моб-тель… Такая «дура» для одного «туриста»?!! Пусть и даже ВИП туриста – но это же игрушка стоимостью как минимум в пол миллиарда евро!!! Живут же люди… Все это еще больше поднимает интерес к ВИП-борту и на обратном пути, попив кофе, я не упускаю возможность сфоткать все это по ближе… Что примечательно – никакой охраны, ходи себе, фотографируй…
Добравшись до самолета, делаем предполетную, запускаемся и запрашиваем руление. Нам дают разрешение на взлет и спустя несколько минут – мы уже в небе. Я не перестаю удивляться размеру полосы – я бы раз пять точно бы сесть успел… Находясь на 500 футах над полосой – я по привычке отворачиваю на 90 градусов, и уже спустя две минуты слышу голос диспетчера: «OO-KMS, turn right as soon as possible. Maximum altitude 1 200 feets». Одновременно слышу инструкции другим двум бортам – сохранять высоту 1 500 футов… Военные тренируются – в Льеже аэропорт совместного базирования, используется военными и гражданскими судами одновременно. Разминаемся с «вояками» - заметьте, никто никому не мешает! Летай себе на здоровье… А у нас?... Попробуй пролети рядом с чем-то военным!...
Потихоньку подкрадываемся к точке выхода из зоны аэропорта и нас передают на Brussels Information. Крис накручивает VOR индикатор… Что-то задумал…
- Александр, ты хотел потренировать полет «по приборам»?.. - Эээ… Вообще-то, Деви мне сказал, что у меня с этим и так все в порядке. Вот только часик «дописать» надо… - В порядке говоришь?.. Ну вот и проверим – летишь до аэропорта Антверпена по приборам! Слушай меня внимательно и четко выполняй инструкции, ок? – И не дожидаясь ответа, Кристофер начинает «заклеивать» мне окно «подручными» материалами. Убедившись, что видимость близка к нулю, выдает первую инструкцию: - Курс 285, высота 2000 футов. - Курс 285, высота 2000 футов. – эхом отзываюсь я…
М-да. Такого «поворота событий» я не ожидал. Нет, я не против – просто настроился пролететь легкий маршрут, а тут на тебе… По приборам и по маршруту! По-моему такого в курсе PPL нет. Но я тихонько радуюсь – все опять же, в копилку опыта!.. Пролетев немного, Крис начинает имитировать отказ инструментов. Сначала у нас «уходят» индикатор поворотов и указатель вертикальной скорости… Ерунда – у меня есть авиагоризонт! Справлюсь! При этом, Крис постоянно корректирует курс, а иногда спецом дает мне «250», через три минуты «300», а потом – обратно «285»… «Снижайся до 1500 футов, курс 320»… Я покорно выполняю… По прежнему без двух инструментов! Теперь Крис открывает эту пару «будильников» и заклеивает высотометр… Ерунда – опять же авиагоризонт и указатель вертикальной скорости не дадут «промахнутся»… Признаюсь – мне такие упражнения очень даже понравились… А после Flight Simulator – я, как и раньше, глядя на «будильники», чувствую себя как рыба в воде… Дабы понять расстояние до аэропорта, я накручиваю частоту маяка VOR, расположенного непосредственно на аэродроме и на мгновение переключаюсь… 37,5 мили.. Отлично! Крис уловил мои движения, и выдал очередной комплимент… Молодец мол, пользуешься всеми доступными средствами…
- Отказ вакуумной системы! – командует мой инструктор и перемещает заслонки на индикатор направления и… О, нет!.. Авиагоризонт!.. Именно эти два прибора работают от вакуумной системы, и, в случае ее отказа, пилот должен уметь работать без них… А я без авиагоризонта, как без рук… - Не волнуйся, - добавляет Крис, - используй магнитный компас как гироскоп, а индикатор поворота для того, чтобы держать самолёт ровно… Курс 290. – добавляет он…
Вспоминаем теорию… Для поворота на 30 градусов, нужно накренить самолёт на «уровень 1» в индикаторе поворота и посчитать 10 секунд. Ведь 1 секунда = 3 градуса при Rate 1 turn! Конечно же, у меня есть еще и компас, но он в поворотах не помошник. Кто летал по магнитному компасу, наверняка помнит, с каким опозданием он поворачивает на север, и как «спешит» на юг… Нет, на это прибор мы будем смотреть только на прямой…
«Один, два, три…., десть. Выравниваем», произношу я сам себе… Проверяю компас – бинго! Ровно 290! Не опозорил украинских пилотов, знай как мы летаем! За что и получаю заслуженную похвалу… Но тут Криса как прорвало – курс меняет каждые три-пять минут. Меняет достаточно кардинально – иногда на 10 градусов, а иногда и на 60! Я понимаю – он просто хочет меня потренировать… Раз за разом я отсчитываю секунды и в какой-то момент понимаю, что я уже и так ориентируюсь… Просто чувствую! И компас уже вращается не так «странно»… Очередное задание – уже не считаю, просто поворачиваю и… Промахнулся… Как же так! Назад-назад! Кроме компаса – ориентиров нет! А ориентироваться по нему – ох как не просто! Магнитный компас вращается в обратную от поворота сторону, что очень не способствует удержанию курса… Но мне ничего не остается. Понемногу я выхожу на заданный курс… Крис добился своего – он специально давал мне побольше заданий, ожидая, что мне надоест считать… Он не ошибся, а я… Я – ошибся.. Вот она лень и халатность…
Выслушав «лекцию» о важности использовании часов и секундомера, каждый следующий поворот уже не просто считаю – засекаю на секундомере… Наградой мне – приближающийся аэропорт!
- Крис, мы уже подлетаем к точке входа в CTR! – я краем глаза вижу дома, трассу, мост… - Пора перейти на частоту Антверпена! Вон уже мост видно! - Не переживай! Нам еще миль 5 лететь! Этот – просто похожий. Я за этим слежу – успокаивает меня инструктор…
Немного спустя, мы входим в зону контроля аэропорта и Крис «расчехляет» окна… Вот оно – долетели! Почти час я не видел ничего кроме приборов! Вот так тренировка – вот так полет по приборам!
- Antwerpen tower, OO-KMS. – так называемый initial call (т.е. первый контакт с диспетчером). - OO-KMS, go ahead. – диспетчер готов меня выслушать. - ОО-KMS, VFR flight from EBLG to EBAW, inbound KONTI in about 3 nautical miles at 1 500 feets, two persons on board, for landing instructions, information Mike received. – я запрашиваю разрешение на посадку, следуя стандартной фразеологии. - OO-KMS, descend to 1000 feet, joint left down wind, report final. – нам дают заход слева. Я посматриваю на Криса, «не забыл ли ты парень чего-то?»... - Крис, может «вернешь» мне авиагоризонт? – с издевкой спрашиваю я. - Нет, у нас по прежнему «проблемы с вакуумной системой»… Сажай так. – отрезает мне Крис…
Вот тебе на! Такого я еще не делал… Ничего – высотометр «работает», а больше на посадке мне ничего и не нужно… Да и тот – только чтоб на высоту круга без ошибки выйти, а остальное – «жопомер» подскажет… Плавно выхожу на прямую – огни PAPI подсказывают, что иду немного выше глиссады. Я так часто делаю – предпочитаю иметь запас по высоте… Прибираю режим немного раньше и просто планирую на полосу… Касание, покатились… Диспетчер дает разрешение на руление к нашему ангару. Крис просится на парковку. Ему сейчас лететь еще один «урок», а с парковки идти меньше… Не зря говорят – пилоты самые ленивые люди на земле!
Мы заруливаем на парковку и останавливаемся рядом с шикарным «Пиллатусом»… Чудо одномоторной техники! Может и я когда ни-будь буду возить какого-то ВИПа на таком! А может и у меня такой будет!.. А сейчас я просто студент, для которого важно опять пролететь «правильно»… Вынести для себя очередной урок и сложить все это… Ну вы поняли – в копилку… Что ж, сегодня я кое-что туда положил… Никогда не полагайся на «чуство полета». Всегда пользуйся всеми доступными средствами! Приборами, часами… Строго по процедурам! Человек, всего лишь – человек и ему свойственно ошибаться!..
|