dusik
|
|
« Ответ #56 : 17.10.2012, 13:56:25 pm » |
|
День третий. Антверпен (EBAW).
Спалось плохо. Всю ночь в голову лезли мысли о маршруте, мозг не произвольно вспоминал тонкости радиообмена… И Льеж – что за порт, как там заходить, визуальные ориентиры…
Проснувшись пораньше, сразу же за комп – проверить погоду… И сразу же облом! На сейчас погода сносная, можно летать, а вот прогноз на после обеда – по всем трем аэропортам сильный дождь. А в Льеже и с грозой!!! Вероятность – высокая. Эх… И что делать? Досчитывать маршрут или спать дальше? Ведь мне предстоит посчитать снос ветра, определить курс, скорость, топливо. Учитывая то, что маршрут у меня получился из 27 прямых – работки хватает, а пригодится они или нет? Ну, я ведь должен быть «правильным» студентом – не поймут если на вопрос «покажи маршрут и расчеты» я отвечу: «Да, знаете, забил… Ведь прогноз хреновенький!»… А вдруг прогноз изменится?... Ведь сейчас только 7 утра, а вылет назначен на 13.00. Будем считать – в худшем случае, хорошая практика… Вы можете подумать: «А почему бы не посчитать все, на потом пригодится!». Да в том то и дело, что не пригодится – ветер меняется и на завтра будет другим и по скорости и по направлению, а соответственно – все предварительные расчету Тузику под хвост и начинай заново… Вот с такими нелегкими мыслями я засел «убивать» утро и «нагуливать» аппетит. Закончив часам к одиннадцати, и плотно позавтракав – порулил в сторону Антеврпена.
Ехать часа полтора – ночевал то я в Голландии… И опять мысли – полечу, не полечу. С одной стороны ой ка хочется, а с другой – статистика говорит, что около 90% авиапроисшествий с легкими самолетами случается в следствии влияния неблагоприятных погодных условий. При этом, около 80% этих случаев случается по вине пилота – в следствии неправильного решения на вылет!... Подтверждать статистику своими «подвигами» как то не хотелось… Ладно, доеду до аэропорта, просмотрю «свежую» погоду и решим… Раздумия прервала смс:
Деви (он мой инструктор на сегодня): «Алекс проверь погоду…»
Блин, да знаю я – три раза уже проверял, и что?... Звоню:
- Привет Деви, как дела? - Привет Алекс, ты погоду смотрел? - Смотрел – прогноз не радует. Дожди по всем портам с высокой вероятностью. - Я только что разговаривал с Генри, он категорически против чтобы ты вылетал… - докладывает мне Деви… - Понимаю. – коротко отвечаю я. – Давай так, я доеду до Антверпена, проверю еще раз, а там решим, ок? - Договорились.
Похоже накрывается мой «подвиг» медным тазиком… Такое чувство непонятное – с одной стороны все понимаешь, нельзя рисковать, не оправдано, глупо… Это же авиация – здесь безразсудливых не бывает, они тут просто не задерживаются! А с другой – ведь это должен был быть мой «звёздный день»! «Пришел, увидел, победил!». Ведь слетай я свой Cross Country через два месяца перерыва в самостоятельных вылетах, да и еще как свой первый вылет по маршруту – я бы стад притчей во языцах на всю школу…
Добрался до компа… Не стать мне «звездой»!... Не сегодня. Погода не выдерживает никакой критики… И тучки сгустились… Вот и дождик пошел. Все – отбой.
- Деви, привет, погода «никакая», принял решение отложить вылет! – докладываю я своему инструктору. - Молодец, Алекс, именно это я и хотел услышать! Правильное решение…
Немного поразмыслив, чем бы себя занять – напросился к Деви поучить теорию. Он смышлёный малый и всегда с удовольствием поможет. А у меня куча вопросов по навигации накопилась – заеду к нему, поучусь… И все же есть положительные стороны этой «медали». Наконец-то я могу уделить хоть немного времени теории. Это важно – ведь теория один из самых сложных элементов обучения за границей. Я до сих пор терзаю себя мыслями – как ее, собаку, сдавать… Добравшись к Деви – был радушно встречен хозяином, собакой и чашкой кофе. Засели за «науку»… Раздался звонок.
- Звонил Генри, спрашивал о твоем решении. – говорит Деви. (О, все так оживились! Да все ок – я не дурак, не полетел.) – Он все же настаивает на сегодняшнем вылете! Хочет, чтобы мы с тобой полетали по приборам. Тебе еще 2 часа «добрать» нужно… Я проверю погоду – если получится, можем слетать короткий по маршруту. Попрактикуешься, а я запишу тебе полет по приборам, ок?
«Конечно, ок! То что надо! И вспомню как по маршруту лететь и с диспами «пообщаюсь», и часик «по приборам» допишу. Гуд! Вери, гуд!» - такие мысли откровенно радовали.
- Погода обещает быть хорошей после пяти вечера… - Деви отоврался от компа – Мы можем еще позаниматься часика два и рулить в аэропорт. - Отлично, но если мы летим по маршруту, мне надо этот маршрут подготовить! - Давай используем максимум из того что ты рассчитал. Просто выбери точку назначения по ближе… Давай посмотрим.
Я достаю карту. Четко вырисовываются два варианта – можем слетать из Антверпена в Гент. Но аэродрома там нет – просто покружим над городом и назад. А можем слетать в Урзел (EBUL) – маленький «клубный» аэродром, но с асфальтовой ВПП, длинной 800 м!!! Этот вариант мне больше нравится – чем больше посадок в разных портах, тем лучше! Это же опыт – самая дорогая вещь в жизни пилота! И маршрут практически готов – по моему Cross Country, я планировал пролететь в 2 милях от этого порта. Значит, лечу по «заранее утвержденному плану», а две мили – ерунда, это в пределах видимости! Просто свернул, зашел по схеме и сел! Решено – летим в Урзел.
Собирались мы долго! Часть времени ушло на теорию, потом Деви заканчивал «срочные» дела… В общем, вместо вылета в пять, как я себе планировал, мы только в пять выбрались из дому. По приезду в аэропорт уже было ясно – в Урзел я не слетаю. Времени не хватит – туда минут сорок, назад столько же. Там часа пол не меньше… Заход в районе 19.45, а сейчас уже почти 18.00… Свои мысли изложил Деви, на что услышал уверение что «усе в порядке»… Было предложено облететь аэродром «Урзел» без посдаки – по сути та же навигация… По сути да, но… - без посадки же… Так не интересно – я так не играю… Но губки дуть не будем – вариантов не много, летим.
Ангар, проверка, запускаемся, АТИС… Перехожу на частоту аэродромной наземной службы:
- Антверпен граунд, OO-KMS вылет по правилам визуального полета Антверпен – Урзел. У анграра чарли, два человека на борту, информацию «новембер» получил, прошу инструкции на руление. - OO-KMS, не могу найти ваш план полета, вы его подавали? - Негатив, OO-KMS. – кажется я чего-то не то «ляпнул». - OO-KMS, еще раз ваш маршрут. - Антверпен – Антверпен – вклинивается в разговор Деви… - Принято, вы усепете вырнутся в течении часа?... - Конфирмед, OO-KMS – рапортует Деви.
Тут меня осенило, мы вылетаем почти на закате, времени в обрез. Конечно если у Вас допуск к вылетам в темное время суток – нет проблем! Но обычно у студентов таких допусков нет! А я ляпнул Урзел – вот дисп и подвис малехо… Туда, назад – не успеют, заявки на ночной вылет нет…Ну ничего – разрулили… и порулили…
Занял предварительный, проверился, доложился, прослушал «напутственную» речь от диспа о ветрах и давлении… Clear for take off…
«Еще один стандартный вылет»… Промелькнуло в голове… Как же я ошибся… Оторвавшись от земли, я чуть рот не разинул! В суматохе я как-то не обратил внимание, что летать мы будем раельно на закате дня! Вы когда-нибудь летали на закате? А за штурвалом?... Как же это красиво… Ты летишь на запад – к солнцу, а оно, как будто пытается убежать от тебя… Смотришь вниз – там уже темнеет, для «них» день уже закончился, солнце уже спряталось за горизонт… Но не для нас! Мы тут в небе – все еще купаемся в последних лучиках… Я не могу сдержаться: «Вау», само вырывается из моих легких… Не могу оторвать взгляд от этих неземных видов… Как же по разному выглядят обыденные вещи с неба – вот в тень ночи прячется река, а вот в теплице зажгли свет… А облака… Сколько цветов переливается в них…
«Каким курсом мы здесь идем?...» – прерывает мои размышления, Деви… Еханый-перееханый, я же на маршруте! Романтику в сторону, карту на штурвал, поехали! Вышел на прямую, вот точка отсчета, засекаем время. Эту прямую нам лететь почти 19 минут, аж до Гента… Следи за курсом, поглядывай на время и не выпускай ориентиры из виду… Не хитро правда?... Вроде не хитро – только нужно следить за приборами и временем аккуратно, очень аккуратно. Хорошо если летишь радом с рекой или автобаном, а если среди лесов? Там только курс и время! Сделал расчет правильно – в подарок получишь аэропорт назначения, а если просчитался… Ой даже думать не хочу. Представьте – Вы в самолете, потерялись… Куда лететь? А топливо то заканчивается! Хорошо если GPS под рукой… Но вот студентам ими пользоваться «под угрозой пытки» запрещено… И тогда, покорно смирившись, взываешь диспа и говоришь так мол и так, халэпа случилась…«Ай нид хелп»… Стыд и позор… Поэтому готовиться к вылету по маршруту нужно. И делать это нужно на 5 балов – халатности здесь быть не может…
Поглядывая на ориентиры и сверяясь с указателем направления, понимаю что немного отклоняюсь… Точнее много – градусов на 10! Что за нах… Я же вроде считал! Корректирую… Пролетели 3 минуты – опять отклонился! Значит не так посчитал. Корректирую опять и честно признаюсь Деви… Так мол и так иду курсом 075, вместо 085 – где-то ошибка в расчётах…
- А ты ветер какой счилат? - Направление 230, скорость 23 узла… - На какой высоте? – что-то опять «хитрит» - На 2000 футов… - Угу… А когда проверял? - Утром, - с увереностью отвечаю я. Ведь я все-таки расчеты добил! И ветер считал… - А ветер, после обеда всего-то 15 узлов… и Курсом 180… - Деви это произносит как старпер-препод, с како-то язвинкной в голосе… - Ветер нужно всегда проверять перед вылетом! Осоебнно если вылет на вечер!
Вот так вот оплошать… Стыдно. Я знаю что ветер меняется в течении дня. Это и в теории описано… Ну спешил, не проверил… Красней теперь. Подлетая к Генту, смотрю на часы… Странно, сейчас еще семи нет, а темновато то как-то становиться.
- Деви, когда ты говоришь заход солнца? - Вроде бы в 19.47! А что? - Да темно как-то. – я реально сомневаюсь в правдивости этого утверждения. - Так запроси у Диспа! Не стесняйся! Всегда спрашивай, если нужно. - Брюссель информация, OO-KMS с запросом. – переключаюсь я на диспа. - ОО-KMS, продолжайте. - Дайте мне время захода солнца на сегодня, OO-KMS. - Один пять, три, три…
Еп… 19.33 по местному, а не 19.47! Почти на 15 минут меньше… Мне уже понятно – до Урзела мы не долетим… А если и долетим, то и ночевать там прийдется!
- Деви, нам нужно возвращаться в Антверпен. – я произношу это таким уверенным голосом, что Деви остается только мотнуть головой…
Приходится менять маршрут по ходу… Я этого никогда раньше не делал, но как это нужно делать вроде бы знаю… Теоретически… И так – выбираю ориентир на карте, прикидываю курс, поворачиваю… И уже наблюдаю этот ориентир из кабины… Вот и все! Потом еще один, и еще один… Деви пытается отвлечь меня очередным отказом двигателя… Ох и любит он это дело… Замахал… На тебе поле, на тебе заход, на тебе… Опа… С высоты казалось подходящее поле, а уже с высоты метров 200 видно, что это «подходящее» поле засеяно кукурузой высотой в 2 метра… Да уж, не самый хороший выбор… Пытаюсь свернуть на соседнее, за что получаю подзатыльники и кучу критики. «Нельзя менять поле! Нельзя! Выбрал – садись, никаких исключений! Если ты начнешь задом вилять на высоте 150 метров – то рискуешь вообще никуда не сесть!»… Он прав – свернуть дело не хитрое, а если там провода, забор, дом… Да что угодно! Уж лучше в кукурузу…. В общем, не «сел» я… Но зато какой урок! И опять же – в копилку опыта…
Уже на подлете к аэропорту, ложу карту в сторону и позволяю себе еще раз насладится этим неописуемым видом… Как же красиво – вот там, далеко на востоке, уже «ночь»… «Ее» видно, отсюда, с неба… А там на западе еще можно поймать теплый лучик солнца…
- Антверпен тауэр, OO-KMS, полосу наблюдаю… - докладываюсь я по форме. - OO-KMS, заходите на посадку, доложитесь на прямой…
Торопят! Никакого «второго» или хотя бы «третьего». Сразу разрешают прямиком на полосу. Дисп не глупый – понимает, что истекают крайние минуты светового дня… По правилам мы обязаны сесть, зарулить и остановить двигалель ДО времени захода солнца (то есть 19.33 на сегодня)… Я отдаю камеру Деви: «Снимай. Сделай красивое кино»… И, распределив задания, мы направляемся прямиком к четвертому развороту… «На прямой – к посадке готов!» Диспетчер сразу же дает разрешение… Ветра почти нет, поэтому посадка получается ровной и красивой… Основные стойки шасси нежно «целуют» землю… Тяну штурвал чтобы облегчить нагрузку при касании на переднюю стойку… Покатились… Руление, перрон… Все! Глушу двигатель… Мы вместе смотрим на часы – 19.30!
- Видишь все успели, - ухмыляется Деви – еще три минуты в запасе… А если честно, ты меня порадовал своим решением. Если бы ты не сказал, что нам нужно возвращаться я бы сам это сделал минут через пять… Хороший тайм менеджмент… Да, и не забудь – мы сегодня «по приборам» летали, если вдруг спросят…
Ну что ж. Cross Country Solo не слетал… В Урзел – тоже… Но это был опять особенный день и особенный полет… Еще один – обычный полет студента по маршруту… Обычный и совершенно не похожий ни на один другой…
|