dusik
|
|
« Ответ #40 : 14.10.2012, 18:11:54 pm » |
|
День второй – Вторник. EBAW (Antwerpen)
Забегая наперед, скажу сразу – в этот день мне самостоятельно вылететь опять не удалось, несмотря на мою полную уверенность и готовность к этому действу…
Вылет был назначен на 13.00 местного времени в аэропорту Антверпена. Факт того, что летать будем в EBAW уже радовал – я очень люблю этот порт из-за интенсивного движения, необходимости вести «правильные» переговоры с диспом и всяких там схем заходов и т.д. Здесь как ни на одном маленьком аэродроме, присутствует дисциплина… Завелся, прослушал АТИС, запросил руление – строго по форме! Просмотрел карту рулёжных дорожек, ну так на всякий случай (хоть и знаешь их все наизусть, но все же)… Дисп дает распоряжения – ты строго повторяешь слово в слово… Как положено… На предварительном зачитывают ветер, температуру, курс, высоту… На последок, как благословение, звучит: “Clear to take off” (Взлет разрешил)… Кстати это единственный момент в радиопереговорах когда пилот используется слово «Take off» (взлет). Во всех разрешениях до того – необходимо использовать слово «Departure» (отправление). Вы скажите: «какая разница?»… Ой поверьте – огромная… Не по сути… Просто диспы считают крайне не профессионально путать эти понятия. Я как то ляпнул – позора натерпелся на весь Антверпен…
Проснувшись по раньше – сразу же сажусь за комп проверить погоду. В окошке ласково светит солнце, но в авиации это не показатель – мне вылетать через 6 часов, все может измениться кардинально. С трепетом захожу на сайт Belgocontrol (организация обслуживающая воздушное движение в Бельгии и Люксембурге)… Ведь именно от погоды будет зависеть – выпустят самостоятельно или нет. Облом… С облаками порядок, видимость – тоже, а вот ветер… Ветер – собака, 12 узлов уже, а к обеду усилится до 14… Вроде и не так много, если бы не боковой! Могут и не выпустить. Да и хочу ли я летать сам после 2-ч месяцев перерыва с таким ветром?... Да – хочу, блин… Хочу! Ладно – посмотрим что скажет Барт.
Сегодня я летаю не с Деви, а с Бартом Янсенсом – самым опытным инструктором в школе. Его общий налет уже далеко перевалил за 10 тысяч часов. В основном летает на бизнесс джетах и тренирует курсантов на тренажёре Боинга 737… Классный мужик и первоклассный летчик… Кто-кто, а он может и выпустит. Барт всегда доверяет студентам и порой разрешает им то, что другой ни позволит никогда…
Еду в аэропорт, немного заранее, чтобы получить свежую метеосводку. Проверяю… Блин… 14 узлов, порывами до 25! Ровно 90 градусов к полосе…
- Привет Алекс, рад тебя видеть! – я даже не заметил как вошел Барт. - Привет Барт, я тоже рад. – пожимаю руку и сразу же перехожу к делу – Барт, чем будем заниматься сегодня… - Понятия не имею… - видно у инстра запара… Или просто не проверил мой файл… - А что тебе осталось из упражнений… - Вообще-то я уже все отлетал, вот только самостоятельных часов не хватает… - А ты ветер проверял? - Да, боковой, 14 узлов… - угрюмо произношу я и жду… Жду, что же скажет босс… - 14 узлов, многовато. Я не могу выпустить тебя самостоятельно… - Барт, но я же уже летал с боковым в 14 узлов… С тобой, помнишь? - Помню… Не в этом дело – самостоятельный вылет с ветром более 12 узлов с боковым компонентом студентам запрещен… Пойми, я не могу идти в разрез с законом… Да и страховка не покроет, в случае чего… Sorry… - Жаль… - реально мне жаль. И добавить нечего. Наверное, так и должно быть – успокаиваю себя… - Ну давай полетаем конвеер (взлет-посадку)… Идеальные условия для повышения мастерства!
Мы направляемся в ангар. Но перед этим нужно оповестить навигационную службу и пройти контроль безопасности… Все по взрослому – снимаем часы, ремни, выворачиваем карманы, проходим в рамочку.
- Ваш посадочный! – мило спрашивает симпатичная бельгийка… - У нас частный вылет. – гордо отвечаю я. - Тогда лицензию, будьте добры…
Я гордо достаю свой «студенческий» и протягиваю сотруднице аэропорта… Хоть это и студенческая лицензия, но она дает право самостоятельно выходить в рабочую зону аэропорта, шататься по перрону и т.д.
И так – формальности соблюдены и перед нами перрон международного аэропорта Антверпена. Так как это базовый аэропорт для школы, нам разрешают ходить к ангару пешком, что существенно экономит денежку на наземном обслуживании. Два месяца я не был здесь, а такое впечатление, что два дня… Вот стоит привычный City Jet, который через час увезет пассажиров в Манчестер или Лондон… А вот грациозно приземляется бизнесс джет – наверное на обслуживание прилетел… И конечно же мой любимый General Aviation Parking – парковка малой авиации с бесконечным множеством легких летательных аппаратов…
Заходим в ангар, Барт помогает провести мне предполетную подготовку… Топлива хватает, можем вылетать. Завожу, сразу же включаю радио на частоту АТИС и слушаю погоду… Записываю самое необходимое и переключаюсь на Antwerpen Ground:
- Антверпен граунт, OO-KMS, у ангара чарли, информацию Янки получил, два человека на борту, для вылета по конвееру, предоставьте инструкции по рулению.
Получаем ожидаемый ответ и смело рули на предварительный… Дальше как обычно – прогазовка двигателя, проверка магнето, вакуумной системы, электрооборудования, установка приборов…
- Антверпен граунд, OO-KMS, на предварительном полоса 29, готов… - OO-KMS, работайте с вышкой. - Антверпен вышка, OO-KMS, на предварительном полоса 29, готов к вылету по конвееру.
Диспетчер монотонно зачитывает разрешение на маршрут… И я уже на ходу произношу: «Взлет разрешили»… Вот она моя любимая полоса, вот эти огромные цифры «29»… Режим взлетный, осевую держим по …. (ни скажу, может девушки читают)… 55 узлов – подъем…
Ну и ветерок, самолет реально летит боком… Все же правильно, что сам не вылетел… Немного борюсь с непривычки, 500 футов, поворачиваем… Дальше рутина – борюсь с ветром, подгадываю когда свернуть с четвертого… Так как аэропорт контролируемый – дают и правый и левый круг. При боковом ветре, работа на 4-м развороте очень сильно отличается – так как при правом заходе ветер получается встречный, а при левом – попутный… Крути головой и не прозевай!
Вроде получается ничего… Опять на прямой, уже 3-я посадка, иду бочком-бочком, еще немного, выравниваем по осевой и сразу же правую педаль почти до упора… И креном прикрылись – касание на левое колесо, потом на правое, тянем штурвал, еще-еще… И вот носовая стойка сама нежно касается полосы…
- Полный газ, закрылки убрать! – в голос командую я… - Управление принял! – неожиданно произносит Барт. - Управление отдал. – послушным эхом произношу я. - Смотри!
И с этой фразой Барт показывает мне, что не нужно «бороться» с самолетом. Пусть и сильный ветер, пусть и боковой… «Самолет очень стабилен, смотри, я отпускаю штурвал и что… Вот порыв ветра, ничего – он сам выровняется! Видишь, пусть самолет работает, а не ты! Понимаешь?»… Я понимаю и восторженно смотрю на «творение мастера»… Ведь простым полетом это не назовешь – самолет словно обузданный конь, робко повинуется харизматичному пилоту… И Барт не устает произносить «Видишь, видишь! Он никуда от тебя не денется… Не борись с ним… Просто лети…». Наверное я мог бы пролетать не одну сотню часов просто пассажиром наблюдая как летает Барт… Все так гладко и просто. И вот полоса опять перед нами:
- Я немного высоко, уберу режим до 1600 оборотов… Ну вот два красных, два белых, в глиссаде.
Я смотрю на огни PAPI – Барт ровненько держит самолет по осевой… Просто идеально в глиссаде и это при таком ветре… Если бы самолет был потяжелее, наверное касания и не почувствовал бы… Катимся. «Управление отдал»… «Принял»… Берусь за штурвал, вдохновленный уроком… Дальше был заход и поскадка и еще заход, и еще посадка, и еще и еще…
Крайняя запомнилась особенно! Уже на прямой, буквально в сотнях метров до полосы, я смог почуствовать, что значит порыв ветра в 25 узлов… Случись это где нибудь на кругу – ерунда, а вот прямо перед полосой… Нервы немного шатнулись. Самолет накренило градусов на 30 – я машинально произнес что-то типа «Ух» и крутнул штурвал в противоположенную сторону… Сели… Ровно и аккуратно… Снимаю наушники – все мокрые… Да – хороший урок, хорошая тренировка… Все в бесценную копилку опыта…
- Барт, спасибо, что не выпустил самостоятельно. Это была не самая умная затея. – произношу я на последок. - Ты молодец. Хорошо справился. Кстати многие школы, например БАФФА, не летают в такой ветер вообще! Даже с инструктором. – ответил мне Барт и хитро подмигнул…
|