Добрый день, я Mike и я имею особое мнение по этому вопросу.
Рано или поздно любой любитель задумывается об этой теме. Вы - не исключение. И тут на форуме немало тем, где в разное время, молодые и не очень авиаторы поднимали этот вопрос. Скажу больше на любом иностранном форуме - таких тем валом. Я не исключение, где то я тут об этом уже писал - мне то же эта мысль буравила не один месяц (точнее около года). Я изучил доступный мне опыт в нашей стране. Признаюсь нашел три содружества. Один - уважаемый Zulu и кампания и другой два Андрея (светлая память Tango
) и еще донЮрий с партнером. Это, положительный опыт.
В свое время я предлагал всем кого знал войти со мной в совместное владение в отношении приобретения и эксплуатации и обслуживания самолета. Откликнулись многие, но только один действительно мог потратить сумму более 30 тыс. долларов на эту идею. Мы много обсуждали с Геннадием Хазаном этот вопрос, в итоге юристами был создан договор, который будучи естественно лишь базовым, закладывал основу гармоничного содружества. Все шло динамично, но в последний момент у моего будущего партнера возникли жизненные обстоятельства, которые отсрочили решение на неопределенный срок. Воспользовавшись паузой, я исследовал вопрос в Европе.
По итогу моих личных исследований могу сказать следующее:
Минусы (-)
1. Сложность принятия решений. Первое же решение - какой самолет покупать. Без жесткого компромисса тут не обойтись.
Поэтому чаще в Европе присоединяются к уже существующему предложению. На профильных газетах, досках, часто можно встретить объявление такого содержания: "Владелец Piper PA-28 ищет двух партнеров по владению". Но решения касаются всего.
Апгрейтов:
а) я хочу поставить стормскоп,стоит 15 000 б/у. Ах, никто не хочет! Так я поставлю сам, но вы редиски будете им пользоваться
б) Иван хочет получить STC на автобензин, но я не хочу, меня устраивает цена 3 евро за авгаз, я не хочу разюираться и желаю летать безопасно.
в) и так далее.
2. Делигирование полномочий. Кто чем занимается? Всегда кто то несет ответственность (моральную) за какую то часть работ. С этим нужно смирится. Перфекционистам тут не место. Доверие прежде всего. Как сделан энюал, как востановлен амортизатор и прочее.
3. Финансовый вопрос. Готовьтесь жертвовать многим. Если потребуется перекрасить самолет, сделать орерхол двигателю, востановить авиагоризонт, поменять левый бак, стартер, и одно магнетто, то совершенно гарантировано кто-то не захочет делать половину из этого просто по тому, что нет достаточно денег. Т.е. выберется самое главное, и на это изыщутся деньги. Часто за счет самого летающего.
4. Вопрос выхода из союза. Это не просто. Что бы выйти, люди часто продают свою долю. К тому же весьма невыгодно.
*** дописал позже ***
(+) плюсы
1. Экономия средств на всех этапах.
2. Коллективное решение всех вопросов.
3. Делигирование ответственности.
Далее. Для такого рода партнерства нужен механик или другой персонал, для учета летных часов каждого из участников. Без этого будут проблемы с честностью. Поверьте на кону слишком большой соблазн.
Я лично, видел много примеров очень не желательного состояния самолета при паевом владении. Socata TB-20 в Германии. Ребята решили перекрасить самолет, но сэкономили и испортили фюзеляж, половина авионики не работает, шасси в ужасном состоянии, по кокпиту ползают пауки. Просто по тому, что один из пайщиков... умер! Да и такое бывает, а жена не желает заниматься вопросом, и 60% финансов уплыла в могилу вместе с пожилым авиатором. Были и другие примеры, но не буду о них.
У кого я не спрашивал из французов, а Франция очень, очень развитая в авиационном отношении, страна, все мне говорили:
Хочешь летать дешево? Стань проф. пилотом, или добро пожаловать в клуб.
Клуб? Но это совершенно другая история....