"В 30-е годы прошлого века он был известным полярным летчиком, героем, орденоносцем. Но воздушные пути-дороги арктического аса не всегда были простыми и гладкими...
Фабио Брунович Фарих родился в обеспеченной семье петербуржского служащего 26 мая 1896 года. Отец его Бруно Васильевич был заядлым автомобилистом и принимал участие в первых российских автогонках на своем элегантном «Бразье». Ген лихачества и любви к техническим новинкам передался и сыну – сам Фабио Брунович на склоне лет вспоминал: «Мне с детских лет нравилась техника, связанная со скоростью и движением». В 1916 году юноша окончил Михайловское реальное училище в Москве, поступил на курсы шоферов. В марте 1918 г. он получил водительские права и вскоре добровольцем ушел в Красную Армию. Затем были три года гражданской – голод, тиф, перестрелки – в конце 21-го помощник начальника санитарного поезда по технической части Фарих демобилизовался. Увлечения остались прежними – своими руками из металлического хлама он собрал последовательно велосипед, мотоцикл и даже автомобиль!
Еще с юности, увидев в небе над Москвой первые хрупкие аэропланы, он «заболел» небом. В 1923 году, узнав о наборе механиков в гражданский воздушный флот, Фабио Брунович без раздумий подал заявление, прошел отбор и через несколько дней летел на пассажирском «юнкерсе» в Ташкент. В 1928 г. он прошел обучение в Московской школе бортмехаников и стал летать по маршруту Иркутск – Якутск – Бодайбо в экипаже опытного полярного пилота Маврикия Слепнева. В 1929 году они летали на Чукотку со спецзаданием на поиски погибшего американского летчика Эйельсона и его бортмеханика Борланда. В этих сложных перелетах Фабио Брунович приобрел немалый опыт, и в 1930 году он без труда окончил Московскую школу ГВФ – а Слепнева всегда считал своим наставником. Мечта сбылась.
Уже в 1931 г. он выполнил важное задание наркома Орджоникидзе – на самолете У-2 с отечественным мотором совершил перелет Красноярск – Дудинка, без единой поломки преодолев за 35 летных часов 4392 км. Растроганный Серго наградил героя от души, по-наркомовски – вручил новенький автомобиль «форд». После этого Фарих стал пилотом знаменитого «отряда самоубийц» газеты «Правда» – в любую погоду они обязаны были доставить гранки в крупнейшие города Союза. Через год, в феврале 1932 г., летчик-испытатель Фарих открыл на самолете К-5 № Л-418 воздушную трассу Москва – Архангельск – Усть-Цильма. Летали без аэродромов, карт, навигационного обеспечения – на свой страх и риск. Следующий перелет стал для Фабио Бруновича серьезным испытанием: на новейшем Р-5 № Л-736 ему поручили вылететь на о. Вайгач и привезти в Москву начальника экспедиции ОГПУ Федора Эйхманса. О сложности этого маршрута говорит тот факт, что, отправившись из Архангельска 12 апреля, самолет достиг Вайгача только 2 мая – были вынужденные посадки в тундре, тум
аны и пурга, девять дней на грани смерти от голода и холода. На обратном пути 6 мая в районе реки Лаи случилась авария двигателя. Фарих не растерялся и спланировал на лед водоема, но при посадке одна из лыж провалилась в промоину. Воздушное путешествие завершилось, и летчикам пришлось два месяца на небольшом острове ожидать прихода судна.
В феврале 1934 года опытный полярный ас получил задание совместно с уже знаменитым Василием Молоковым и группой военных летчиков отправиться на спасение экипажа погибшего в Чукотском море парохода «Челюскин». Маститый Фарих вступил в конфликт с амбициозным командиром эскадрильи Николаем Каманиным: в отместку тот отобрал у Фабио Бруновича самолет и вероятную возможность стать одним из первых Героев Советского Союза. Впрочем, за перелет в сложнейших условиях на о. Врангеля Ф.Б. Фарих Указом ЦИК СССР в августе 1934 г. был награжден орденом Трудового Красного Знамени (№ 463). Тогда же он прикрутил к форменному кителю почетный знак ГВФ № 53 «За налет 300 000 километров», а в декабре 34-го за испытание самолетов получил ценный подарок – немецкий фотоаппарат «Лейка». В 1935–1936 гг. он продолжил службу в авиации в престижной агитэскадрилье им. Горького. По воспоминаниям современников, полеты летчика-испытателя Фариха завораживали своей красотой и бесстрашием – у самой земли он показывал каскад фигур высшего пилотажа
.
В марте 1936 года Ф.Б. Фарих взял курс из Москвы в Амдерму на оранжевом двухмоторном самолете Г-1 Н-120. И снова его экипаж преследовали неудачи: при подлете к Амдерме отказали компас и рация, началось обледенение, пурга – лишь случайно обнаружив Усть-Кару, Фарих с трудом посадил тяжелую машину. Выждав улучшения погоды, 2 апреля он продолжил маршрут, но, не долетев 25–30 километров до Амдермы, спланировал на торосистый лед, так как кончился бензин. Три пассажира, не послушав опытных пилотов, решили пешком добраться до поселка – двое из них так и сгинули в ледяном безмолвии Карского моря...
Звездным часом Фариха стал трансарктический перелет Москва – Уэлен – Москва – 24 тысячи километров, 145 летных часов и 47 рискованных посадок – и все это в тяжелых зимних условиях, во время полярной ночи, без ориентиров, часто без связи. Фабио Брунович доказал свой высочайший уровень подготовки – 17 июня 1937 г. он заслуженно был награжден орденом Ленина (№ 3389) и премией в 15 000 рублей, стал пилотом ГВФ 1-го класса (3.10.37.). А уже на следующий день, 4 октября 1937 г., в составе спасательной эскадры командир громадного АНТ-6 Н-213 Фабио Фарих вылетел на Землю Франца-Иосифа искать пропавший самолет Леваневского. Экспедиция эта завершилась безрезультатно весной 1938 года.
В ноябре 1939 года с началом советско-финской войны майор Фарих был призван в ряды военно-воздушных сил: знаменитый полярный пилот занялся подготовкой молодых военных летчиков для «слепых» полетов. На бомбардировщике ТБ-3 он также совершил двадцать боевых вылетов по тылам белофиннов. В годы Великой Отечественной войны уже подполковник Фарих совершил восемнадцать боевых вылетов в глубокий тыл врага, занимался испытанием новых типов самолетов. В 1944 году его наградили орденом Отечественной войны 2-й степени (№ 100771). В послевоенные годы Фарих много летал над привычными просторами Большеземельской тундры – перевозил почту, грузы, пассажиров. Но 1 июля 1948 года его неожиданно арестовали, и по надуманным обвинениям дали 25 лет исправительно-трудовых лагерей – восемь из них он отбыл. Лишь 26 июля 1956 г. Фабио Брунович был освобожден и полностью реабилитирован. Его восстановили на летной работе, но уже через год старого пилота списали по состоянию здоровья: годы заключения не прошли бесследно.
Четверть века он был небожителем, героем – а стал персональным пенсионером союзного значения. Другой бы на его месте писал мемуары и играл в шахматы, но неугомонный Фарих в 1962 году устроился рабочим на завод «Красный металлист». До октября 1975 года (то есть почти до 80 лет!) бывший полярный ас работал нормировщиком и сторожем, многократно поощрялся премиями и благодарностями, был награжден медалью «За доблестный труд. К 100-летию со дня рождения Ленина» (1970). Последние десять лет жизни он тихо доживал в Москве. Умер Ф.Б. Фарих 2 июня 1985 года в возрасте 89 лет, похоронен на элитарном Новодевичьем кладбище.
На карте нашего округа фамилия довоенного героя-летчика отметилась в названии небольшого рыболовецкого поселка на побережье Баренцева моря. И осталась еще память о бесстрашном первопроходце северного неба.
Материал подготовлен по документам именного фонда Ф.Б. Фариха в Народном музее авиации Севера (г. Архангельск).
Юрий КАНЕВ,
член окружного общества краеведов"
http://www.nvinder.ru/archive/2006/may/27/08.shtml