Очень скоро мы вышли в пилотажную зону и я получил управление. Сделал несколько осторожных виражей. Сергей все подбадривал:" ну, давай в облако, давай!" Я слегка растерялся: облако для меня, визуального пилота, было табу. Опять забыл, что у нас есть
инструменты! Слегка "подстриг" облако, полетал между облаками и понял, что я плохо готовился к пилотажу. Вот, теперь я могу делать ВСЕ что хочу, но что я хочу??? А главное, что я знаю хоть теоретически, КАК делать? Все эти петли, бочки, перевороты, они раньше меня как-то не интересовали. То есть в РЛЭ и альбоме это все есть, но при чтении я сосредоточился на приборах, думал что до всяких фигур в моем первом полете дело не дойдет. Еще как дошло! Сергей понял что мы теряем драгоценное время и взял управление на себя. Сразу сделал петлю Нестерова, с перегрузочкой 6g, так что я почувствовал, что перегрузки больше 6g мне противопоказаны, да и петлю больше делать как-то не хотелось, поскольку образовалось специфическое ощущение в области диафрагмы
Но все же я не совсем раскис, и, получив снова управление, полетал виражи с креном градусов 80. Обнаружил, что область приятных перегрузок - это где-то до 3g. Кроме того, у Л-29 очень жесткая ручка. Мне казалось, что ручка вварена намертво в пол и, нажимая на нее, я кручу вручную весь фюзеляж самолета, что кстати и впрямь недалеко от истины, потому что у Л-29 отсутствуют бустеры и рули управляются мускульной силой летчика на всех скоростях аж до за 700 км/ч. Правда, скорость во время этого была около 300-350, на номинале. Время летело быстро, пора было снижаться.
С ориентацией в пространстве больших проблем не было: возле аэродрома были очень приметные ангары Агро-Союза. Поэтому, снизившись в довольно крутой спирали, я стал строить заход, и он сразу начал у меня получаться, хоть и с подсказками из задней кабины. Правда, я привык сидеть слева в кабине, да и выступы впереди слева на фюзеляже сбивали с толку, все напоминали кок винта. Секрет успеха очень простой: заход на Л-29 на полосу 1 км со скоростью 200 выглядит точно так же, как заход на СЛА на полосу 600 метров со скоростью 110. Просто все масштабируется примерно 2:1, т. е. круг вдвое больше, угол глиссады примерно тот же, по времени и с виду все как всегда. Конечно,
ЕСТЕСТВЕННО, с высотой выравнивания и выдерживания были проблемы, потому что трава внизу несется со скоростью 200 и кажется очень близко, кабина непривычная над полосой. Разумеется, про всякие мелочи типа шасси, закрылки, обороты, тормоза и руление пришлось думать Сергею в задней кабине
Потому что я просто не знал, как этим всем управлять. То есть в принципе читал, но естественно не помнил макс. скорость выпуска шасси, закрылков, и пр. Совершенно не представлял себе, какие обороты турбины надо ставить на снижении. И все-таки после посадки я был очень рад, потому что у меня было чувство, что именно я посадил наш самолет. А для первого раза это все-таки очень неплохо!