Последовав советам, углубился в чтение ЛП по данному типу. Нашел вот что:
http://www.aaib.gov.uk/cms_resources.cfm?file=/dft_avsafety_pdf_507894.pdfКому интересно прочтите, а я смысл понял так:
Дело было в Англии тут:
http://maps.google.com/maps?q=Netherthorp&hl=ru&ll=53.317236,-1.196287&spn=0.00805,0.017316&sll=53.31657,-1.195343&sspn=0.008306,0.017316&t=h&radius=0.43&z=16&iwloc=AИтак самолет Томогавг совершая разбег с курсом 24, не набрал достаточную скорость, тем не менее взлетел, но не набрав высоту врезался в изгородь и упал.
Интересно расследование.
Нетерторп имеет две короткие грунтовые полосы. Последние несколько дней шел дождь, однако во время взлета дождя не было, ветер был спокойным. TORA = 490 метров, а общая длина 553 метра (ASDA?). Градиент высоты полосы - 1,9%. Самолет был загружен примерно по максимуму взлетного веса - 1670 фунтов (757 кг) с нормальной центровкой. Пилот наблюдая удачный взлет 4-х самолетов перед ним, вырулил на исполнительный, но не использовал все длину полосы. Закрылки 21
о, как рекомендуется для взлета с коротких полос. Разгоняя самолет на пол пути обнаружил, что скорость 40 узлов, при рекомендованной для подъема носового колеса 53. Однако такая рекомендация для длинной или нормальной полосы. Для мякгой поверхности рекомендовано в РЛЭ поднять колесо как можно раньше, и разгонять самолет уже в воздухе. Однако пилот ожидает скорости 55 узлов и не достигая ее даже на 2/3 полосы, начинает нервничать. Поскольку пилот был без солнцезащитных очков и взлетал на закате, он не рассмотрел торца полосы и внезапно оказавшись перед ней взлетел за 20 метров до изгороди на приборной скорости менее 50 узлов. Сработал датчик срыва, но через изгородь удалось перелететь буквально зацепив колесами деревья. Затем пилот отдал от себя, что бы разогнать скорость, но заметил препятствие высотой около 7 футов (2 метра), и решил не рисковать и приземлится за 30 метров от этой преграды... Далее приводить не буду, в итоге самолет сгорел, но люди остались живы.
Интересен ход расследования далее.
Погода.
Ветер до 1 узла 360
о. Точка росы 7
о. Давление 1008 Мб (QNH). Кол-во осадков за 9 дней 43 мм, включая в день аварии 7,4 мм.
РЛЭ Томагавка содержит диаграмму, показывающую взлетную дистанцию до высоты 50 футов (15 м.) предполагая следующее: для сухой взлетно-посадочной полосы, и максимальном взлетном весе 1670 (757 кг) фунтов, установить первую ступень закрылков, дождаться скорости 53 уз., полная мощность до отпускания тормоза. Предполагая нулевой ветер, температуру 9°С и давления на высоте 400 футов. Это как раз условия Нетерторп в день аварии) Опубликованная взлетная дистанция до высоты 50 футов составляет 1300 футов (396 метров).
РЛЭ содержит CAA изменение, которое требует, что бы взлетная дистанция была умножена на 1,05, так как во время летных испытаний не удалось добиться указанных производителем параметров. Таким образом, фактическая взлетная дистанция до высоты 50 футов (396) х (1,05) = 416 метров. И эта цифра предполагает сухую ВПП. ВПП же в Нетерторп была влажная грунтовая и с наклоном. РЛЭ не дает поправочные коэффициенты для этих условиях, но CAA бюлетень 7B предусматривает следующие факторы:
2% уклон - 1,1
Сухая трава - 1,2
Влажная трава - 1,3
Дополнительная безопасность - 1,3 (это коэфициент износа двигателя и частей во времени)
Таким образом можно применить эти поправки к условиям Нетерторпа в день аварии.
(416 метров) х 1,095 х 1,25 х 1,33 = 757 метров
Таким образом выясняется, что причина ЛП в недостаточной длине ВПП. А уверенность пилота базировалась на том, что он уже однажды удачно взлетал с этого аэродрома.
Какие будут мнения?
PS. нашел пока изучал интересную картинку
http://www.aerodromo-cascais.pt/tora_toda.html