Сторінки історії. Хто ми є.
preacher:
Первые украинские самолеты строили недалеко от Житомира в терещенковских мастерских
В 80-е годы XIX столетия было основано Товарищество братьев Терещенко - Николая, Федора и Семена. Ту часть России и Украины, где находился их бизнес и собственность, поделили на зоны. Братья покупали в Киеве и губерниях дворцы, строили сахароварни, спиртзаводы, лесопильни и соляные шахты. К 1900-му предприятия Терещенко производили четыре миллиона пудов сахара в год.
Тогда же Николай Терещенко выделил два миллиона золотых рублей на нужды Киева. Именно на его деньги сооружена больница для чернорабочих (сейчас - детская больница "Охматдет" по ул. Чорновола, 28/1), торговая школа для девиц на ул. Воровского, 18. Коммерческое училище на Ярославовом валу (сейчас здесь Театральный институт) появилось также благодаря Николаю Терещенко. Кроме того, он приобрел дворец на Бибиковском бульваре, где сейчас находится музей Тараса Шевченко...
Николай Артемович жил в Киеве, а резиденция Федора Артемовича находилась в селе Червоное, недалеко от Житомира. Здесь, а также в соседней Андрушевке по сей день работают основанные Терещенко спиртовые и сахарные заводы. А вот следов авиамастерских в Червоном не осталось. Но именно тут в начале прошлого века пытались собирать российские военные самолеты. Аэродромом же стал ипподром. Авиапроизводство началось в 1910 году по инициативе Федора Федоровича Терещенко, сына Федора Артемовича. На базе французских "этажерок" сделали семь машин. Седьмой самолет даже повоевал в российской армии - в Первую мировую. Разумеется, авиадело требовало специалистов. Инженером на предприятии чуть больше полугода работал тогда еще совсем юный и неизвестный Игорь Сикорский, впоследствии один из отцов мировой авиации. Война, а затем революция не позволили мастерским стать авиазаводом. Но самый большой в мире самолет того времени "Илья Муромец" был создан Игорем Сикорским на средства Терещенко. Построили же гигант в Петербурге, на Русско-балтийском вагоностроительном заводе.
preacher:
Разведчик и легкий бомбардировщик «Анатра-Анасаль» вошел в историю как первый серийный самолет, который выпускался на территории Украины. Его создали и изготавливали на первом в бывший Российской Империи специализированном авиастроительном заводе в Одессе, который принадлежал предпринимателю Артуру Анатре. Аппарат классической на то время бипланной схемы впервые поднялся в воздух 27 июля 1916 года.
Экипаж состоял из двух человек - пилота и наблюдателя-стрелка, вооруженного пулеметом. Он же, в случае необходимости, вручную снимал бомбы на неприятеля.
Серийное производство «Анатры» началось в бурный 1917 год, поэтому и судьба его оказалась преисполнена приключений. Довольно лишь указать, что ему пришлось повоевать под флагами... целых шести государств - России, Украинской Народной Республики, Австро-Венгрии, Австрии, Чехословакии и Венгрии. И это не учитывая использования в Белой и Красной армиях.
Всего в 1917-1918 гг. было построено свыше 350 самолетов „Анатра”, тем не менее, сохранился лишь один - в Чехии. В украинском музее представлен полномасштабный макет, созданный на Одесском авиаремонтном заводе.
Первый полет: 25 июля 1916 г.
Экипаж: 2 чел.
Двигатель: „Сальмсон”, 1х150 л.с.
Длина: 8.1 м
Размах крыла: 11.42 м
Площадь крыла: 37 м2
Взлетный вес: 1160 кг
Максимальная скорость: 144 км/ч
Практический потолок: 4300 м
Продолжительность полета: к 3.5 ч.
Время набора высоты 1000 м - 6.7 мин.
Разбег/пробег: 85/90 м
Вооружение: 1 7.62-мм пулемет, бомбы общим весом до 80 кг
Серийное производство: в 1917-1918 гг. на одесском заводе А.А.Анатры построено свыше 350 самолетов.
Стояли на вооружении армий Украины, России, Австро-Венгрии, Австрии, Чехословакии и Венгрии
Ветеран:
Очень рад появлению исторических материалов об авиации, спасибо! Не останавливайтесь, это очень нужно!
preacher:
Первый самолет империи
Летать люди научились задолго до появления первого работоспособного самолета братьев Райт. Однако полеты воздушных шаров и планеров проходили в буквальном смысле по принципу «куда подует ветер» – пилотам приходилось ловить потоки воздуха. «Правила игры» кардинально изменились, когда братья Райт установили на планер бензиновый двигатель. Это сделало летательный аппарат полностью управляемым.
Самолет был придуман Можайским в Украине
До 1903 года братья Райт, державшие веломастерскую в Детройте, построили несколько планеров, совершив на них около тысячи полетов. Затем им пришла простая, но гениальная идея – установить на планер бензиновый двигатель и пропеллер. Мотор удалось сделать легким и достаточно мощным – 12 лошадиных сил.
Однако лет за двадцать до Райтов установить на планер двигатель додумался русский контр-адмирал Александр Можайский...
Эта мысль к нему пришла в украинском селе Вороновица на Винничине. Там было имение его брата, у которого контр-адмирал поселился, когда вышел в отставку. Там он построил змей-планер (аппарат получил название по аналогии с воздушным змеем) и летал на нем. Змей-планер разгоняла тройка лошадей. По одной из местных легенд, Можайский перелетал через Днестр. Вероятно, по аналогии с принципом движения пароходов, он придумал оснастить планер паровыми машинами и винтами. С этой идеей и отправился в Петербург.
В 1885 году в присутствии царя Можайский попытался поднять свой деревянный самолет в воздух. Но во время разбега по деревянным рельсам аэроплан завалился на бок и сломал крыло. Следующий аэроплан конструктор решил сделать трехмоторным. Он заказал еще одну паровую машину, но дождаться ее изготовления ему было не суждено. А энтузиаста, который продолжил бы дело, не нашлось. Впрочем, проведенные в XX веке расчеты показали, что самолет с паровыми машинами из-за своей большой массы и малой мощности двигателей вряд ли взлетел бы. Кстати, сохранились сведения о тринадцати аэропланах с паровыми и даже бензиновыми двигателями, созданных изобретателями из разных стран до появления «Флаера» братьев Райт, но ни один из них не мог взлететь.
Самолет Кудашева
Приходилось слышать разные версии о том, где поднялся в воздух первый в Российской империи самолет. По одной из них, это произошло в Киеве.
Аэроплан, спроектированный и построенный профессором Киевского политехнического института князем Александром Кудашевым, поднялся в воздух 23 мая 1910 года, а самолет петербургского инженера Гаккеля – на следующий день. Однако первенство полета в Киеве тогда официально признано не было, поскольку Кудашев не подал соответствующую заявку во Всероссийский аэроклуб, а Гаккель подал.
Очевидец, киевский профессор Артемьев, писал в одном из журналов: «Кудашеву удалось дважды подняться в воздух и пролететь несколько десятков саженей (сажень – 152 сантиметра. – Авт.). Аэроплан Кудашева является первым русским аэропланом, поднимавшимся в воздух». Правда, продержался он там около 30 секунд. К тому же во время второго полета самолет врезался в забор Сырецкого ипподрома, где проходили испытания. Крылатая машина Кудашева напоминала аэроплан братьев Райт, однако была оснащена колесами и оригинальным винтом. «Кудашев-1» весил 330 килограммов, а его плоскости были сделаны из прорезиненной ткани.
Следующие самолеты князя были более совершенными. «Кудашев-4» был удостоен Большой серебряной медали на Международной воздухоплавательной выставке в Петербурге. Князю даже удалось совершить первый в истории ночной полет. Правда, аэроплан при этом потерпел аварию.
В 1990-е годы в технологическом университете Комсомольска-на-Амуре построили так называемую реплику – приблизительную копию аэроплана «Кудашев-3». Но летать на нем пока никто не решился. Кстати, в Национальном авиационном музее Украины представлена реплика самолета братьев Райт, собранная киевскими мастерами.
Кудашев сотрудничал с киевским конструктором Игорем Сикорским.
В 1910 году Игорь Сикорский был студентом Киевского политехнического института. Он помогал Кудашеву собирать самолет и конструировать винт. Параллельно с этим Сикорский с товарищами строил собственный аэроплан, который взлетел уже через 10 дней после кудашевского. Правда, «БИС-1» продержался в воздухе чуть более 10 секунд. Однако за следующие полтора года Сикорский создал еще пять более совершенных машин. На «Б-6» в Киеве Сикорскому удалось установить мировой рекорд скорости – 111 километров в час, взяв на борт трех пассажиров. Эта машина поднималась до полуторакилометровой высоты, а максимальная продолжительность полета составила 52 минуты. Столь впечатляющие результаты сделали Сикорского знаменитым уже в студенческие годы.
Впрочем, Сикорский бросил учебу – в 1912 году Русско-Балтийский завод приобрел у него права на производство аэроплана «Б-6А» и предложил должность главного конструктора авиаотдела. На работу в этот отдел Сикорский пригласил тех, с кем создавал самолеты в Киеве, в том числе Кудашева. Вскоре после этого под руководством Сикорского были разработаны первые в мире многомоторные тяжелые самолеты «Русский витязь», «Илья Муромец» и «Гранд». На «Илье Муромце» в 1913 году он совершил сенсационный по тем временам перелет Петербург-Киев-Петербург. Эмигрировав в Америку, авиаконструктор возобновил начатые в студенческие годы работы над созданием вертолетов. Его винтокрылые машины входили в число лучших. А Кудашев эмигрировал во Францию, после чего самолетами уже не занимался.
До революции Киев был самым крупным в стране авиационным центром: здесь создали более 40 различных моделей самолетов. Таких результатов не было даже в Петербурге. Многие конструкторы имели собственные мастерские. Они организовали Киевское общество воздухоплавания, а полеты проводились на двух аэродромах – на Сырце и Куреневке. Сырецкий считался военным. Над ним в 1913 году поручик Павел Нестеров на самолете «Ньюпорт» впервые в мире выполнил «мертвую петлю».
Созданием аэропланов увлекался даже миллионер Терещенко
Среди киевских авиаконструкторов было немало состоятельных людей, например, знаменитый сахарозаводчик, один из богатейших людей России, Федор Терещенко. В 1909 году он даже построил собственный аэроплан «Терещенко-1». Однако этот аппарат не смог оторваться от земли. Затем миллионер основал в своем имении Червоное на Волыни авиамастерские, которым было суждено «дорасти» до крупного авиационного предприятия.
preacher:
Петля Нестерова.
Первый летчик, выполнивший мертвую петлю и таран - Петр Нестеров родился в Нижнем Новгороде в дворянской семье. Сын штабс-капитана.
В 1904 г. окончил Нижегородский кадетский корпус, затем Михайловское артиллерийское училище (1906 г.)
Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы (1912 г.) и Авиационный отдел той же школы (1913 г.).
После обучения в Михайловском артиллерийском училище, 29.10.1906 г. был выпущен в 9-ю Восточно-Сибирскую стрелковую артиллерийскую бригаду.
С 31.12.1906 г. - в бригаде.
С 27.04.1907 г. - делопроизводитель 2-й батареи. Командирован в Офицерский класс Офицерской воздухоплавательной школы.
31.05.1913 г., по окончании Авиационного отдела той же школы, командирован в г. Киев, с прикомандированием к 7-й воздухоплавательной роте, затем ко 2-му авиационному отряду.
23.06.1913 г. 2-й авиационный отряд переименован в 11-й авиационный отряд (с 08.08.1913 г. - 11-й корпусной авиационный отряд).
С 29.06.1913 г. по 20.11.1913 г. - временно и.д. начальника отряда.
09.09.1913 г. первым в мире выполнил в Киеве, «мертвую петлю» - фигуру пилотажа, впоследствии названную в честь него «петлей Нестерова».
Занимался изучением маневренных возможностей самолетов. Подробно исследовал работу рулей управления самолетом на глубоких виражах. Организовал несколько групповых дальних перелетов, участвуя в них лично.
Награды
Ордена:
Св. Станислава 3-й ст. - ВП от 25.12.1912 г.;
Св. Анны 3-й ст. - ВП от 07.03.1913 г.;
Св. Владимира 4-й ст. - ВП от 09.08.1914 г.;
Св. Георгия 4-й ст. - ВП от 23.04.1915 г.
«за то, что в бою 26-го августа 1914 г., заметив в воздухе над г. Жолкевым неприятельский аэроплан, производивший разведку, по личной инициативе, поднявшись на аппарате, протаранил неприятельский аэроплан, упавший с двумя летчиками около д. Вола-Высоцка, при этом сам погиб славной смертью героя».
Участвуя в первой мировой войне, Нестеров сражался на Юго-Западном фронте с австрийской авиацией. Особенно досаждал русским авиаторам самолет системы "Альбатрос", который почти ежедневно появлялся над их аэродромом в районе Жолквы Львовской губернии. 26 августа 1914 года "альбатрос" появлялся дважды. Первый раз противник, как говорится, удрал от Нестерова, но вскоре появился снова. И тогда Петр Николаевич решил совершить таран. По свидетельству очевидцев этого события поручиков В. Соколова и А. Кованько-младшего, австриец летел на высоте 1000—1500 м. Нестеров на своем быстроходном "моране" пошел наперерез "альбатросу".
Вот он уже выше противника, делает над ним круг. Австриец снова попытался удрать, разгоняя самолет за счет снижения на полных оборотах мотора. Маневры П.Н. Нестерова быстры и решительны. "Нестеров зашел сзади, — пишет исследователь К.И. Трунов, — догнал австрийца и ударил "Альбатрос", как сокол бьет неуклюжую цаплю. Сверкнули в воздухе светлые крылья "Морана", и он врезался в австрийский самолет. Было 12 часов 5 минут. После тарана "Моран" стал по спирали падать вниз. От самолета отделился мотор — он упал метрах в 130 от самолета...
П.Н. Нестерова выбросило из поврежденного самолета, и он упал метрах в 25 от него. Момент, когда Нестеров был выброшен из самолета, установить не удалось. По одним показаниям, это произошло в момент столкновения, по другим — значительно позже".
Это был первый таран в истории мировой авиации, а гибель отважного летчика по праву считается героической.
31 августа (13 сентября) 1914 года П.Н. Нестеров был похоронен в Киеве в Аскольдовой могиле. Позже могила Петра Нестерова была перенесена на Лукьяновское кладбище.
Навигация