Aleks
Karma: +0/-0
Offline
|
|
« Ответ #592 : 11.06.2010, 11:55:02 am » |
|
Хотел написать одну заметку, и больше не вступать в дискуссию. Неинтересно. Ажиотаж раздувается искусственно. От авиации мало что осталось, одна политика. Просто выяснилось, что не осветил пару вопросов. Да и не поблагодарить за тёплые слова, написанные в мой адрес, было бы невежливо. Правда прозвучала реплика: Les2: “Да и вы уж так же постарались, ничего не скажешь. Кстати, набирали-то вы текст не через форум - переводы строки остались” Я, к сожалению, не понял упрёка. Когда объём текста большой, я набираю текст в Word, потом корректирую, дабы нечаянно не сморозить глупость или, если фраза получилась двусмысленной, никого ненароком не обидеть. Я и внука тому учу. Прежде чем что-то сказать - подумай, что бы потом, когда уже ничего не исправить, не жалеть о сказанном. Однако вернусь к катастрофе. В данном случае к фонарям, которые обслуживали то ли менты, то ли ещё кто-то. Когда я только начинал летать на севере, мои командиры, действительно АСЫ и полярные волки, намертво вдолбили в мою голову одну непреложную истину, которой должен следовать опытный пилот: НЕ ВИДИШЬ НЕ САДИСЬ. Иначе это не искусство пилотирования, а русская рулетка. Поляки в неё сыграли! Что до самих фонарей. Какая страна, такие и аэродромы, такое и светотехническое оборудование. Когда эти лампы перегорят, а оставшиеся украдут, и цена на нефть упадет настолько, что купить новые будет не на что, летать будем при свечах. Может к тому времени ещё не все старые пилоты вымрут. Расскажут, как летать вообще без фонарей. На Крайнем Севере ночью, на лыжах, используя дополнительные выпускные фары, летали с подбором площадок с воздуха. Правда не на Ту-154, а на Ан-2 и Ли-2. Ну а когда по краям площадки зажигали бензин в четырёх консервных банках, это вообще было как международный аэропорт Шереметьево. Кстати, наши Ил-14 проводили ледовую разведку на Северном ледовитом тоже ночью, увешанные прожекторами. Когда ночью, в полёте он включал всю свою иллюминацию, и начинал ею вращать, то с земли было полное ощущение, что летит всё в огнях что-то неземное. К фонарям. Так уж случилось, что у меня в моёй лётной жизни был перерыв на полгода. Пришлось поработать начальником смены аэродромной службы. Зима. Полярная ночь. Мороз за минус сорок. Пурга. В моём распоряжении были и грейдеры, и мощные бульдозеры, и шнекороторы. С очисткой полосы от снега ещё справлялся, правда, не всегда. Иногда пока до середины полосы дойдёшь, начало уже перемело. Начинай всё сначала. А вот с очисткой ФОНАРЕЙ совсем плохо. С грейдером к ним не подлезешь. Нет, в принципе снег можно отгрести, но вместе с фонарями. Поэтому приходится врукопашную. Давали для этой целей мне взвод СОЛДАТИКОВ. Ментов правда не давали. Ну и что? Много они успеют в пургу расчистить? Один раз пригнали бойцов родом из средней Азии. Загнал я их погреется в вагончик. Один разувается – мама родная – в валенках на босу ногу. На улице мороз под сорок. Ну куда я его пошлю с лопатой? Останется без ног. Пришлось запретить вообще на улицу выходить. И ведь что удивительно. Не один экипаж, после посадки не сказал мне: «Ты, Саша, плохо работаешь – фонарей не видно». Если бы я, не дай Бог, разложил бы на посадке самолёт, и в качестве причины сказал, что это потому, что у вас лампочка перегорела, то надо мной хохотал бы весь аэрофлот. По поводу распыления реагентов. Ну, нельзя же так. Вы подрываете обороноспособность России. Подобные установки стоят на Ту-160. При атаке самолёта истребителями или ракетами с задней полусферы, командир Ту-160 открывает бомболюк, откручивает вентиль производства Италии /сами делать уже не можем/, и высыпается порошок, попав в облако которого, вражеский истребитель или ракета падают на землю, как мухи от дуста. По поводу распыления воды. Когда лет мне было мало, и ума тоже немного, я решил в воздухе помыть свой Ан-2. Ну и залез в ливень под ближайшее грозовое облако. В результате чуть не сел на вынужденную. Двигатель начал захлёбываться и давать перебои. Было это на материке, в районе Ачинска. Справедливости ради, надо сказать, что такого я больше не испытывал, хотя приходилось летать на Ан-2 и под облаками и в облаках, но уже не специально. Что касается реактивных двигателей, в частности турбовинтовых /Ан-24/: Глава 12. СИСТЕМА ВПРЫСКА ВОДЫ “Система впрыска воды во входной канал двигателя предназначена для увеличения взлётной мощности двигателя при высокой температуре и пониженном барометрическом давлении воздуха. При включении впрыска воды специальные форсунки подают в воздухозаборник распылённую воду. Испарение воды в компрессоре снижает температуру воздуха в тракте компрессора, что приводит к увеличению весового расхода воздуха через двигатель и, следовательно, к снижению температуры газов перед и за турбиной. …… Таким образом, впрыск воды увеличивает расход воздуха и топлива в двигатель и тем самым поддерживает его взлётную мощность….” АВИАЦИОННЫЙ ТУРБОВИНТОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ АИ-24Т Инструкция по эксплуатации. Издательство Машиностроение 1971г. При запуске двигателя в промежуточном порту Подкаменная Тунгуска, куда я сел на дозаправку, при запуске двигателей в жару, на самолёте Ан-26, правый двигатель запустился нормально, а на левом начался помпаж. Это такая БЯКА, при которой начинается тряска, заброс температуры и двигатель не выходит на обороты. На Ан-26 системы впрыска воды нет. По инструкции необходимо вызывать с базы бригаду техников, которые ещё неизвестно когда прилетят. Они отрегулируют двигатель, распишут бумаги и тогда можно будет лететь. На это потребуется несколько дней. Вот для этого и надо изучать матчасть, чтобы грамотно нарушать руководство и наставления. Наморщив лоб и почесав затылки, мы с бортмехаником решили вызвать по рации пожарную машину. При слове «пожарная машина» диспетчер сразу встрепенулся, на предмет, что горит. Пришлось соврать, мол пыль, песок, мелкие камушки. Надо полить землю перед винтами чтобы не засосало в двигатели. Командиру прибывшего пожарного расчёта поставили задачу – устроить нам дождь. То есть направить брансбойт с водой перед двигателем вертикально вверх, но ни в коем случае не в двигатель! После этого благополучно запустились и улетели домой в Норильск. По прилёту в формуляры запись делать не стали. Кому охота своими руками вырезать талоны в пилотском. Просто шепнули техникам, те “самостоятельно” нашли неисправность и ликвидировали её. По Ту-154. Было расшифровано. ВСЕ СИСТЕМЫ ДО СТОЛКНОВЕНИЯ С ЗЕМЛЁЙ РАБОТАЛИ ИСПРАВНО!!! Возвращаясь к проблеме оврага. Самолёт пилотируют на заходе по БАРОМЕТРИЧЕСКОМУ ВЫСОТОМЕРУ. При нырянии в овраг, возрастёт вертикальная скорость по сравнению с расчётной! Если её кто-то рассчитывал! Что бы мне не возвращаться к этой теме. Вроде уже все возможные диверсии перебрали. Если у кого-то возникнет желание списать катастрофу на инопланетный разум, то могу заверить, летающие тарелки на гражданские самолёты не нападают. В семидесятые годы экипажи самолётов Ан-26 Норильского авиаотряда несколько дней подряд наблюдали над Таймыром инопланетные корабли. Причём именно корабли, а не оптические явления. Диспетчера видя наши самолёты, других объектов в воздухе не наблюдали. Так вот даже идя лоб в лоб, они подныривали, что бы избежать столкновения, резко уходя вниз. Геннадий, я не совсем понял направление ветки. Надо установить причину катастрофы или выгородить экипаж? Если установить причину, то она понятна. А всё расследование ведётся так долго потому, что существует определённый порядок проведения расследования и нужно всё задокументировать. Ну а если экипаж надо отмазать, и вы выступаете в роли как бы прокурора, то всего этого я бы писать и топить своих коллег лётчиков не стал, а нашел бы кучу причин, по которым они не виноваты. Поверьте, за столько лет работы в авиации опыт имеется. У меня даже жена говорит, мол, ты не когда не бываешь виноват, всегда найдешь оправдание. Всегда можно доказать, что белое - это черное и наоборот. Зависит от того, под каким углом смотреть. Достигается это многолетней тренировкой в общении с различными комиссиями и инспекторами. Когда я только начинал летать, один из наших командиров произнёс фразу, впоследствии ставшею крылатой: «Я, ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ ЛЁТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ НАПИ**Ю СТОЛЬКО, ЧТО НЕ ТОЛЬКО НЕ НАКАЖУТ, А ВСЕ БУДУТ УДИВЛЯТЬСЯ ПОЧЕМУ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА НЕ ДАЛИ». Произнёс он эту фразу после расследования. Были мы тогда ещё совсем зелёные. Мой друг у него был вторым пилотом, поэтому я всё знаю из первых рук. При возвращении домой в Норильск /на АН-2/, ночью, над горами плато Путараны они блуданули. Выловили их диспетчеры центрального аэроузла, правда в тот момент, когда они уже выходили на трассу. Диспетчер запросил курс, с которым они следуют, и второй пилот – мой друг /сейчас летает по всему миру на аэробусе/ на голубом глазу сообщил курс с которым они идут. Понятно, что курс выхода на трассу, отличался от того, которым они должны были следовать, почти на девяносто градусов. Происшествие скрыть не удалось. ЧП, блудёжка, расследование. Они отказываются, мол ориентировку не теряли. Тогда члены комиссии приводят казалось бы неубиваемый довод. Существует магнитофонная запись, на которой вы сообщили свой курс. Оспорить сей факт невозможно. Как вы думаете, что ответил командир? Никакой потери ориентировки не было. Что бы лучше определить ориентир, в условиях лунной освещённости, я ввел самолёт в вираж. В это время диспетчер запросил наш курс, а второй пилот, ну что с него взять – молодой, зелёный, назвал текущий курс компаса в вираже. Понятно, он отличался от курса следования! Всё. ФИНИШ. Комиссии только оставалось развести руками, так как они на этой версии стояли насмерть! Вот после этой комиссии, он и произнёс свою фразу, ставшею впоследствии знаменитой. Прошу прощения, опять получились мемуары. Больше не буду. Пользуясь случаем, позвольте поздравить Братский Украинский народ с Праздником 12 июня – ДНЁМ НЕЗАВИСИМОСТИ РОССИИ, ныне переименованном в ДЕНЬ РОССИИ!
|