Первую ночь дома я не мог спать. Я просыпался каждых пару часов в холодном поту и искал глазами авиагоризонт с целью вернуть непослушную стрелку на место и стабилизаровать самолет. Постепенно сознание того что ты не в воздухе приходит и я с облегчением снова засыпаю. Вот такие последствия полета через Атлантику.
Анализируя огромный массив информации, которую я приобрел в этом полете и, сравнивая этот полет с предыдущими, хочу поделиться некоторыми практическими выводами:
- Судя из того что я слышу в Эфире Украины наша малая авиация выходит из пеленок и выходных полетов по кругу над местными аэродромами. У нас просыпается жажда путешествий и мы начинаем летать «кросс-кантри». Это хорошая новость. Для этого не подходят ультралайты, которые невыносимо трясет даже в слабую дневную турбулентность. Нам нужны более тяжелые самолеты с хорошими круиз- параметрами. Неплохо-бы также Авгас иметь как например в Польше, про Америку молчу. Но по автомобильным бензиновым СТС я уже почти профи
Так что обращайтесь ко мне за Цесснами, Пайперами и Муни (тоже классная машина). Помните - Самолет не роскош – а Средство передвижения, причем достаточно эффективное.
- При наличии определенного опыта и здравого смысла Атлантика не есть пролема. В Кефлавике (Исландия) мы пересеклись в отеле с целой группой перелетчиков. Один летел в Швецию на старой Бонанзе 1950го года, другой летел в Бразилию на маленьком джете (что-то типа Эмбраера Феном) на обслуживание самолета, третий оказался капитанои какого-то джета побольше, ну и мы с Хью – экипаж цессны 182. Компания собралась достойная, но никто не считал свой перелет чем-то особенным, выходящим за рамки повседневности.
- Зима в Атлантике опасна обледенением, но если самолет оборудован Де-айсингом, то Зимой лучше лететь из Америки в Европу. Зимой в этом направлении вдоль «Великой кривой» стабильно дует западный ветер причем можно получить до 100 узлов прибавки на “Tail Wind”. Кстати если антиобледенения нет – тоже не проблема, держитесь (выжидайте момент) вне облаков, а если пробиваете их вниз или вверх то рассчитывайте не более пары минут в молоке с вертикальной скоростью 1000-1500 футов в минуту. Если словите лед зимой – возможно Вам не удастся от него избавиться вообще, хотя попробовать стоит
- Летом обледенение наступает в облаках на высоте около 10 тыс футов и выше. Рецепт простой, если до 11-13 тыс (курс на Восток) вы не избавились от облаков (перенасыщенная среда) и у Вас нет кислорода – срочно снижайтесь на 8-9 тыс пока температура за бортом не станет больше +1 по Цельсию (лучше +2)– потом свяжитесь с диспетчером и затребуйте эшелон 090. Контролируйте уровень обледенения на крыле или подкосе, на лобовом стекле конечно тоже. Так что летом полет в облаках – не проблема.
- В Атлантике Вы врядле сможете словить летом погоду так чтобы не иметь 2-3 часа непрерывного полета в молоке. Так что если Вы к этому не готовы (Instrument ready) – не летите в Атлантику вообще.
- Если у Вас нет кислорода или «прешюрайзед кабин» - не летите в Атлантику в одиночку. На высотах выше 10 тыс футов кто-нибудь один обязательно заснет...
- Если у Вас только один мотор, не скупитесь на качественную инспекцию двигателя и винта, причем инспектор должен сделать запись про инспекцию в Лог-Буке. Если он отпирается от записи - не летите. Если он требует что-то заменить – меняйте.
- Топливный рассчет в Атлантике – очень важная штука. Если Вы неправлильно рассчитаете ветер на Вашей высоте – будете плавать в ледяной воде в костюме «телепузика» в ожидании спасательного Сикорского (здоровенный вертолет из Нарсакьюака – Гренладния). Если у Вас к тому же не окажется страховки на перелет – Вам выставят кругленький счет, который Вы будете оплачивать всю жизнь по-любому.
- Кстати костюм телепузика лучше просто купить в Америке (красный спас-костюм). Потом будете ездить в нем на зимнюю рыбалку Его аренда на перелет стоит тех же денег что и новый костюм.
- В Гренландии все жутко дорого и надо стараться минимизировать время пребывания там и топливо, приобретенное там. Но зато как красиво лететь на малых высотах фьердов между скалами. Советую заранее проработать маршрут захода в Нарсакьюак. Снижение в близости аэродрома чревато ошибкий на скалы, между которыми он находится. Заход на малых высотах между скалами тоже требует предельной концентрации...
- Исландия дешевле Гренландии – но тоже дорогая страна. Горячая вода в отеле из гейзера. Держитесь подальше от вулканов
- В Шотландии обязательно прикупите пару бутылок скотча «Old Palteney» выдержки 12-21 год. Никогда не пил лучшего виски нигде в мире. Кстати не оставляете у себя шотландских фунтов, их нигде в мире не берут кроме GB.
- Не еште и не пейте ничего перед полетом (разве что пол чашки эспрессо), если у Вас нет туалета на борту. Туалет типа бутылка из-под Ice-Tea – не считается
- Рекомендую хорошее пиво: США – СэмАдамс, Канада – Голубой Пилзнер, Шотландия - МакЭванс, Гиннес, Германия – любая марка, Польша – Живец, Окосим.
- Если кому что интересно по полету в деталях, есть желание перелететь Атлантику самому или купить небольшой самолет для дома – для семьи (От Cessna 172 /182 до Cessna CJ1 /CJ3, Piper PA28, Mooney и т.п.) – обращайтесь
Звоните. Юрий +380-672098436. Пишите
[email protected]