Выпуск газеты №54(1172) от 15.07.2008
Отметим, опытный образец легкомоторного самолета СМ-1 (Степанцов-Марков — первая модель) изготовлен еще в 2000 г. Проект аппарата защищен в летно-испытательном институте им. Громова. В то время его создатели (пилот-конструктор Михаил Степанцов и УП «ВАМКОН») были полны оптимизма. Сегодня это уже история, с сожалением отмечает директор «ВАМКОНА» Владимир МАРКОВ.
— Самолет СМ-1 — летательный аппарат короткого взлета и посадки проектировался как учебно-тренировочный. Его назначение — первоначальная подготовка летного состава. Были проведены необходимые мероприятия по сертификации СМ-1 на годность к летной эксплуатации. В 2000 г. он первый раз взлетел. За рубежом новинку заметили. На международных выставках вооружения Milex-2001 и Milex-2003 аппарат удостоен 4 дипломов. Что касается Беларуси, обращались в Совмин, Госкомавиации с предложениями о необходимости производства самолетов малой авиации, но понимания не нашли.
Свою позицию чиновники аргументировали тем, что в Беларуси нет процедуры сертификации, поскольку самолеты у нас не производились. Но это чисто технический момент. Сертификационные комиссии имеются во многих странах: Литве, Украине, России… Главное — желание заниматься этим вопросом.
— Насколько обширна возможность применения малой авиации в Беларуси? Теоретически она может быть использована для патрулирования пограничных и таможенных зон, для контроля за состоянием газо- и нефтепроводов, в народном хозяйстве.
— Совершенно верно. Кроме того, они используются для оказания оперативной медицинской помощи в отдаленных районах, при взлетах и посадках с неподготовленных площадок, для аэрофотосъемок, для бизнес-полетов наконец. Все это учитывалось при разработке конструкции модели СМ-1. После международных оборонных выставок первыми на нашу модель обратило внимание министерство авиации Казахстана. Там рассматривали возможность применения самолета для сельского хозяйства этой страны. Для борьбы с саранчой, например. Кстати, возможная география поставок модели СМ-1 Казахстаном не ограничивается. Была проделана большая работа с Латвией, Швецией, ОАЭ, Россией и т. д.
— В Казахстане заинтересовались, а в Беларуси признали нецелесообразным?
— Мы стучались во многие двери. Обращались в Министерство лесного хозяйства, Министерство спорта и туризма. Единственную поддержку в Беларуси в 2003-2004 гг. нашли в Министерстве по чрезвычайным ситуациям. Тогдашний его руководитель Валерий Астапов поддержал инициативу. В 2005 г. МЧС готово было выделить финансы на приобретение двух самолетов. К сожалению, министр ушел в отставку, и работа остановилась.
— Как оценивались потребности и возможности организации серийного производства самолетов подобного типа в Беларуси в 2007 г.?
— Потребность огромная. Только для учебно-тренировочных целей надо порядка 40 машин. Кроме того, по нашим расчетам, стоимость СМ-1 по сравнению с моделью подобного класса западного или американского производства в несколько раз дешевле, а это экономия средств народного хозяйства.
— Каков итог попыток наладить производство малых самолетов в Беларуси?
— Модель самолета продана в Украину. Там с него пытаются сделать копию.
http://www.neg.by/publication/2008_07_15_10008.htmlНу что. Мошенники господа из Аэроскифа???