В конце прошлой недели в жизни малой авиации Украины произошло два, как я считаю, важных события. Одно получило огласку в СМИ, второе - осталось незамеченным.
Новость первая. Кабмин принял, наконец, постановление о разрешении беззаявочных полетов легкой авиации на Украине до высоты 1500 м. Приведу аналогию, как было раньше, на примере водителя и автомобиля. Вы купили автомобиль (или построили его сами, есть и такие умельцы), прошли регистрацию в ГАИ, получили номера, прошли медкомиссию, получили права, оформили страховку. Вроде все - садись за руль и вперед... Ан нет. Пожалуйста, за сутки до выезда приди в ГАИ и напиши заявку во сколько, куда, зачем собрался ехать, куда собираешься заехать по дороге, где останавливаться. Но и после этого только 50/50, что тебе разрешат поехать. Вот тут и возникает вопрос: зачем я покупал машину, зачем регистрировал, зачем учился, зачем платил деньги государству, если ездить все равно нельзя.
А теперь мы гораздо ближе к Европе - позвонил за 5 минут до вылета, сообщил о том, что вылетаешь и вперед. Правда, по звонку проверят, есть ли регистрация на самолет, есть ли права и страховка. Так, что с одной стороны упрощение для добросовестных владельцев, а с другой - усиление контроля за безопасностью полетов. Это и хорошо. При такой системе, например, в Чехии (которая размером с Донецкую и Днепропетровскую область) имеется 420 аэроклубов, а на сегодня в наших вышеперечисленных областях всего 3-4. А об аварийности в той же Чехии с легкими самолетами вы не услышите - она практически отсутствует.
Разрешительная система в свою очередь стимулирует производство легкой авиатехники, которое у нас и так есть, но Аэропракт (Киев) из 400 построенных самолетов продал на Украину всего 10. Та же Чехия является лидером в производстве и в том числе и потребления легких самолетов. А это и экспорт, и рабочие места, и передовая технология. Здравый смысл требует двигаться и нам в этом направлении.
Новость вторая. Прокуратура наконец-то закрыла уголовное дело о Преступной группировке Ахтырских самолетостроителей в связи с отсутствием состава преступления. Самолет вернулся авиаторам (правда, не будем уточнять, в каком состоянии после 5-ти месячного хранения в гараже с протекающей крышей). Как итог: самолеты на Украине можно строить, можно покупать, можно летать. Это вторая победа украинских авиаторов на прошлой неделе.
В связи с этим, я бы хотел остановиться на двух других вопросах, вытекающих из этого дела, и возможно, касающихся всех.
После возбуждения уголовного дела мы подали иск в суд о безосновательном возбуждении дела, об отсутствии в нем состава преступления. Суд тщательно рассмотрел дело и вынес вердикт: состав преступления есть, дело возбуждено законно.
А теперь после этого решения Суда, прокуратура (как орган обвинения) закрывает дело в связи с отсутствием состава преступления, Я в таком случае задаю вопрос: чего стоит решение суда, как последней, объективной и независимой инстанции. А ведь во многих случаях это решение влияет не просто на кусок железа, типа самолета (хотя в него и положен человеческий труд), а на судьбы людей.
Тема следующая - экономическая, для тех, кто не поленится посчитать хотя бы в уме.
Восстановим хронологию;
1. За нами полгода следили, в том числе есть информация и об аудиозаписях разговоров, записи телефонных переговоров. Периодически к нам заезжали гости под видом интересующихся авиацией.
2. В операции по задержанию принимало участие до десятка сотрудников ОБОП, транспортной милиции, прокуратуры.
Приехали они в выходной день к нам из Сум, Киева, Харькова на крутых служебных машинах.
3. В течение 4-х месяцев расследование вела следственная бригада в составе 10 офицеров во главе с целым полковником, причем часть группы была из Харькова и находилась в Сумах в командировке (наш адвокат удивлялся, что в его практике даже в делах о серийных убийствах следственная бригада была намного меньше).
4. Работал суд по расследованию нашей жалобы.
5. Следствием привлекались специалисты управления инспекции государственной авиационной службы Украины.
6. В решении вопроса принимал участие народный депутат Украины Козак В.В. со своими сотрудниками.
7. Рассматривала это дело и генеральная прокуратура, работала и транспортная прокуратура г. Сумы.
Это я только перечислил работу Государственных органов, расходы которых мы оплачиваем в т.ч. своими.налогами.
А еще мы лично понесли затраты по транспортировке самолета, услугам адвоката, поездки на допросы, восстановлению повреждений, моральный ущерб - что теоретически должно возместить государство, если мы подадим опять иск в наш самый гуманный Суд и, конечно, если выиграем его.
А теперь, кому не лень, возьмите калькулятор или в уме, просуммируйте статьи затрат, которые понесло государство (а значит и все мы) в ходе этого открытия и закрытия дела. А сколько таких дел может быть на Украине? Вот и летят в трубу наши (государственные) деньги. Хотя деньги, может быть, в этом случаи и не главное. Хуже, если за это время где-то не хватило сотрудника органов, чтобы предотвратить или расследовать действительно серьезное преступление.
Выводы делайте сами.
Сергей Греков
http://www.okhtyrka.net/content/view/3350/106/