Юбилей 809 УАП

(1/1)

striker:
5 февраля в Ахтырке, возле памятного знака (м-рн Дачный),  в 12 часов состоится митинг, посвященный 57 годовщине 809 учебного авиационного полка (в/ч 19109)

http://www.809uap.okhtyrka.net


Владимир62:
Привет ахтырчанам и сослуживцам!

striker:
5 февраля 809-ому учебному авиационному полку исполняется 57 лет

21 августа 1937 г. Совет народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) издали постановление «О выселении корейского населения из пограничных районов Дальневосточного края». За шесть месяцев из Приморья в Узбекистан были принудительно перевезены 75 тысяч корейцев - 16307 семей. Так в Ферганской долине, в городе Намангане Узбекской ССР появилась семья, с распространенной корейской фамилией Пак.

Старое название города «Нама кан» в переводе означало «соленое озеро». Много веков назад там иноземные рабовладельцы добывали соль. В годы Великой Отечественной войны Наманганский химический завод выпускал стропы для парашютов. С этого мужественного вида спорта мы и начнем рассказ.

На аэродроме в Фергане, где дислоцировалась транспортная авиация, произошло ЧП - во время выполнения пятнадцатого парашютного прыжка, воин-десантник мертвой схваткой ухватился за поручни в самолете Ан-2 и категорически отказался шагнуть в открытую дверь с парашютом за спиной. Инструктор-парашютист, который производил выброску группы, не смог справиться с десантником, мастером спорта по вольной борьбе, и вскоре Герман Пак вступил на твердую землю аэродрома. А виноватым в этом ЧП был его товарищ и однофамилиц, Леонид Пак.

Леонид Пак родился в 1950 году в Намангане. Как и все дети, ходил в школу. В классе из 43 учеников было 26 национальностей (благодаря эксперименту с переселением народов). Вместе с ним учились украинцы и евреи, крымские татары и дунганы, чеченцы и ингуши, турки и китайцы, японцы. С одноклассниками жили дружно. Увидев однажды, как в небе под белыми куполами парили парашютисты, захотелось и самому испытать незабываемое чувство полета. Но в Наманганском аэроклубе порекомендовали подождать, ему еще не было 16 лет. Но прыгать-то хотелось сегодня. И Леонид через некоторое время приходит с документом однофамильца, старшего на год. Так в аэроклубе появился спортсмен-парашютист Герман Пак. Совершил свой первый прыжок, второй,... четырнадцатый. Прошло время. Студент института физкультуры, мастер спорта по вольной борьбе Герман Пак закончил ВУЗ и военкомат призвал его в ряды Вооруженных Сил. Куда можно направить мастера спорта по борьбе и парашютиста, совершившего 14 парашютных прыжков? Конечно же, в воздушно-десантные войска... После ЧП с отказом, перевели писарем в штаб, где и дослужил год срочной службы Герман.

А Леонид после десятилетки поехал поступать в Оренбургское высшее военное училище летчиков. Но один из врачей признала его негодным по состоянию здоровья - в те годы конкурс в летные училища был огромный и медики при малейших сомнениях выносили отрицательный вердикт. С мечтой пришлось распрощаться.

Интерес к физике и химии (по этим предметам Леонид участвовал во всевозможных олимпиадах) повлиял на выбор профессии, и он поступает на вечерний факультет Московского нефтяного института им. Губкина, что находился в городе Альметьевске. Днем он работал в Альметьевском управлении буровых работ. Через год учебы, желая перевестись на очное отделение Казанского химико-технологического института, пишет завление о переводе. Не разрешают. Тогда Леонид Дмитриевич поступает на первый курс Казанского ХТИ. Полтора года успешно изучает предметы, сдает экзамены. Но выходит постановление правительства и в Казани открывается учебно-авиационный центр ДОСААФ на реактивных самолетах Л-29. Решил проверить себя, и к своему удивлению, врачи признали его годным без ограничения. В авиацию была открыта дорога, и он без колебаний меняет статус студента второго курса престижного вуза на курсантские погоны. Первый год полеты на Л-29, затем курсанты продолжили обучение в Кинель-Черкасском УАЦ ДОСААФ на самолетах УтИ МиГ-15 и Миг-17. Это были боевые машины с тремя пушками на борту. В 1972 - 73 годах он уже летает в центре в Богай Барановке. На этом карьера летчиков обычно заканчивалась и все становились младшими лейтенантами запаса, летчиками - истребителями. Многие из тысяч подготовленных в центрах летчиков, так и не стали военными пилотами. Их готовили для резерва. Но были периоды в истории авиации, когда некоторым выпускам УАЦ везло. В Багай Барановку в 1973 году приехали «купцы» - представители ВВС для отбора желающих летать в частях. Среди отобранных претендентов оказался и Леонид Дмитриевич Пак. Сдав «с отличием» экстерном за среднее военное училище, лейтенант Пак получил право выбора места будущей службы. Выбрал ближайший аэродром от Харькова, откуда летали самолеты «Аэрофлота» в Узбекистан - в/ч 19109. Так в Ахтырке появился летчик, корейской национальности.

После прошедших в начале 60-х годов сокращений авиации, открывались ранее закрытые летные училища и стране нужны были летчики. Планировался даже выпуск пилотов подготовленных до уровня - «военный летчик третьего класса». А чему может научить курсанта инструктор со средним образованием? - подумали «наверху» и в 1974 году в ХВВАУЛе открыли Две заочные группы обучения для летчиков - инструкторов. В этом первом наборе учился и Леонид. В 1978 году на его груди появился ромбик об окончании военного ВУЗа и, минуя должность старшего летчика, его назначают командиром звена. С 1981 по 1993 годы он проходит службу в 809 учебном авиационном полку в должности заместителя командира авиационной эскадрильи. За это время, через его руки прошло более 450 курсантов, многие из которых стали первоклассными летчиками. Среди его первых курсантов, которым он дал путевку в небо, был и Коля Диордица. Сегодня это Герой России, заслуженный летчик - испытатель, полковник Диордица Николай Федорович. В 1996 году Президент России Борис Ельцин вручил ему звезду Героя России не в Кремлевском дворце, а прямо на летном поле аэродрома Ахтубинск, после показательного пилотажа на малых высотах. Именно Диордица испытывал палубный самолет Су-27К, совершив многочисленные посадки на авианосец.

Старший механик авиационного оборудования, старший прапорщик Воротыло Николай Васильевич родился в 1948 году в Черкасской области. После школы, получив профессию в ФЗУ, проработал год на производстве. В декабре 1967 года его призвали в армию и направили в Днепродзержинскую школу младших авиационных специалистов (ШМАС). Изучал электрооборудование самолета в группе авиационного оборудования. Через полгода учебы, его с двумя товарищами из взвода поезд вез в Казахстан, на «седьмую площадку» в боевой полк. Именно там проводились испытательные полеты на боевое применение. Николай попал служить в отдел мишеней.

На взлетное поле из солончака летчик сажал самолет, которому предстоял последний взлет. Это были самолеты разных типов, от МиГ-15 до МиГ-21. В кабину для балансировки загружались мешки с песком и устанавливалась автоматика. Взлет производился в автоматическом режиме, затем самолетом управляли дистанционно, по радио. Это уже был не самолет, это была маневрирующая воздушная мишень, которую сбивали с другого самолета пуском ракет. Служба в районе озера Балхаш была интересной и после двух лет срочной службы, Николай Васильевич остался на сверхсрочную.

Но через некоторое время грянули сокращения, и Николай вернулся домой. На железнодорожном вокзале вечером случайно встретил двоюродного брата, Владимира Мельника, который в это время служил заместителем командира АЭ в Ахтырке. С мая 1971 года Николай Воротыло уже служил в в/ч 19109 старшим механиком авиационного оборудования. С 1980 по 1982 годы - начальник группы высотного специального снаряжения. С введением новых, 5 и 6 АЭ, предложили стать старшиной эскадрильи. В августе 1986 года его, вместе с десятью сослуживцами, направили в командировку на ликвидацию аварии на Чернобыльской АЭС. Наши авиационные специалисты не очищали энергоблок от радиоактивного мусора. Они занимались совершенно иным делом, но не менее опасным. Как известно, над самым реактором зависали вертолеты, с которых сбрасывали песок и другие конструкции на реактор. После наработки определенного времени, эта авиационная техника попадала в руки авиационных специалистов, которые занимались дезакгивизацией. Только сам редуктор вертолета излучал 20 рентген. Драили, чистили, обрабатывали, чтобы в свою часть вертолеты были возвращены с допустимой нормой излучения. Через месяц их заменили специалисты из Великой Кручи.

На следующий год, новая командировка, теперь уже в республику Афганистан. Проходил службу на аэродроме Кабул, где дислоцировались и советские войска, и афганские. Взлетная полоса в Кабуле в направлении с запада на восток, делит аэродром на две части. С востока к аэродрому подступают горы, поэтому взлет и посадка осуществлялась только в западном направлении, где была лощина и так называемая «зеленка». На южной части аэродрома находились афганцы на самолетах Ан-30, с северной стороны - наши АЭ, на самолетах Ан-12, Ан-24, Ан-26, вертолеты Ми-24 и Ми-8. Чуть позже посадили и штурмовики Су-25. Перед взлетом транспортного самолета, вначале в небо поднимались две или четыре «вертушки» Ми-24, которые летали по курсу взлета и затем сопровождали самолет, отстреливая противоракетные ловушки. Это было связано с большими потерями от переносных зенитных ракетных установок, которые использовали душманы. Запомнился Николаю случай, который произошел вскоре после прибытия в Кабул. На взлете самолет Ан-12БК столкнулся с вертолетом Ми-24, который производил посадку. В результате ошибки диспетчера, от самолета остался один двигатель, погибло 18 человек. Несколько случаев потерь на аэродроме Кабул были с вертолетами Ми-24, когда из стрелкового оружия на взлете попадали в пилота. В тесной кабине, оператор, который находился в передней кабине, не мог справиться с управлением, которое зажималось во второй кабине, и вертолет падал в конце полосы, на глазах у всех и... взрывался.

Старшина подразделения Воротыло, по службе бывал и в штабе 40-й армии, который находился в бывшем дворце Амина. Дворец в 1979 году был окружен шестью кольцами обороны и вся близлежащая территория простреливалась.

С местной властью существовали договорные отношения, они должны были сообщать о появлении в их кишлаках душманов. Однажды, во время выполнения полета на разведку погоды, самолет командира полка был обстрелян духами. Он по радио поднял эскадрилью и этот кишлак сравняли с землей. А после обеда, в этот же день моджахеды взорвали склад боеприпасов, который находился за стоянкой на аэродроме Кабул. Бомбы оглушительно рвались. Был мрак. В июне 1988 года на аэродроме Кабул ракета попадает в крыло самолета Су-25. А самолеты стояли вплотную друг к другу и как спички, один за другим вспыхивают и сгорают восемь самолетов. Уцелел один самолет, который был прицеплен к тягачу для выполнения ремонтных работ. Водитель автомобиля успел запустить двигатель и отогнать машину с самолетом на безопасное расстояние. Обстрелы проводились ежедневно с 15 до 18 часов. Участвовал прапорщик Воротыло и в операции «Магистраль» по освобождению Хоста. В октябре 1988 года он вернулся в Ахтырку на должность старшего механика авиационного оборудования. Было ему только 40 лет. Но в армии решили провести омоложение личного состава и уже в 1990 году, в числе первых 20 человек, старшего прапорщика Воротыло Н.В. уволили в запас.

Леонид Дмитриевич и Николай Васильевич являются активными членами городского совета ветеранов войны и военной службы «Честь имею» МУСУВ и часто выступают перед подрастающим поколением.

5 февраля 809 учебному авиационному полку исполняется 57 лет. Возле памятного знака в микрорайоне Дачный, на митинг в 12 часов соберутся сослуживцы. С Днем части, дорогие однополчане.

■ Ильдар БЕКБУЛАТОВ

http://www.okhtyrka.net/content/view/3088/106/

Andreas:
Дар летать. К юбилею 809-ого УАП

5 февраля 809-ый учебный авиационный полк отметил свой очередной день рождения. 64-ый по счету. Накануне праздника бывшие однополчане собрались в офисе Ахтырской городской организации ветеранов войны и военной службы «Честь имею» обсудить разные проблемы и хлопоты, вспомнить былое.

Кажется, еще вчера чертили Ахтырское небо самолеты вдоль и поперек. В лучшие времена здесь было 120 единиц авиатехники. Полеты шли в две, иногда, в три смены. Были задействованы полевые аэродромы Близнецы, Пески, Лебедин, Левковка: грунтовые, металлические, бетонные полосы. Вспоминали ветераны лагеря, куда летчики приезжали с началом весны, и где батальон обеспечения задерживался до снежного ноября.

Между делом сам собой поднялся вопрос: какая служба самая сложная, нужная, ответственная или другими словами, с чего начинается авиация.

...

http://www.okhtyrka.net/content/view/6667/200/

Навигация

[0] Главная страница сообщений