Поисково-спасательная служба ВВС Украины - сами спасатели требуют спасения
Никифор Лисица
для “Спейс-Информ”
Двадцать шестого октября в нашей стране отмечали День спасателя. Его своим профессиональным праздником считают и специалисты поисково-спасательной и парашютно-десантной службы (ПСС, ПДС) Военно-Воздушных Сил Вооруженных Сил Украины. Обычно в такой день принято рассказывать о заслугах и достижениях представителей этой, без преувеличения, героической профессии. И оснований для этого более, чем достаточно. Однако есть большая необходимость привлечь внимание к тем проблемам, с которыми специалисты ПСС, ПДС ВВС сталкиваются каждый день и от решения которых в значительной мере зависит безопасность авиационного движения в нашем воздушном пространстве.
Не будет преувеличением, если скажу, что деятельность поисково-спасательной службы ВВС есть важной и жизненно необходимой как для Вооруженных Сил Украины, так и для государства в целом. Ведь полеты воздушных судов, от зарождения авиации до сегодняшнего дня связаны с определенным риском. И довольно часто возникают ситуации, когда лишь от уровня профессиональной подготовки и опыта специалистов ПСС, зависит своевременность выявления потерпевшего самолета, предоставление необходимой помощи, а, главное, спасение жизни пассажиров и членов экипажа. Это, к сожалению, доказывает горький опыт, как мировой практики, так и бывшего Союза.
Одиннадцатилетняя история украинских ПСС и ПДС преимущественно не связана с авиасобытиями. В большинстве ее страницы заполнены действиями в непредвиденных ситуациях. Например, участие в поисках исчезнувшего экипажа катамарана в Черном море, в освобождении заложников наводнения на Закарпатье, в эвакуации рыбаков с дрейфующих льдин на водохранилищах... Возможно, именно поэтому спасательному делу в Украине не придают такого значения, как в европейских странах или, скажем, в Соединенных Штатах Америки.
В Украине поисково-спасательное обеспечение полетов авиации осуществляется собственными силами министерств, которые используют самолеты в своей деятельности. Функции по обобщению состояния дел, осуществлению оперативного и стратегического планирования, государственного надзора за работой поисково-спасательных служб возложены на Министерство по чрезвычайным ситуациям. Ему же государство выделяет определенные средства для осуществления этих мероприятий, а также с помощью него осуществляет финансирование поисково-спасательных операций, закупки оснащения и т.п. На первый взгляд будто все верно и не вызывает сомнения. Однако реалии жизни показывают, что эти средства расходуются большей частью для обеспечения и удержания собственной ПСС. Военным спасателям из этого „пирога” не перепадает даже крошки, хотя именно в их руках сосредоточено подавляющее большинство сил и средств ПСС. И вдобавок практическое выполнение поисково-спасательных операций, обычно, возлагается на военные части Министерства обороны Украины.
Поэтому довольно тяжело понять, кто же в Украине непосредственно отвечает за поисково-спасательное обеспечение полетов в целом. Кто и как будет осуществлять эти мероприятия тогда, когда на нашей территории будет терпеть бедствие, скажем, иностранное воздушное судно? Конечно, вспомнят, кому на это выделяют средства из бюджета. Но в МЧС для проведения поисково-спасательных работ нет достаточно ни сил, ни средств. Поэтому сразу же обратятся к военным, которым и поручат практическое выполнение поисково-спасательного мероприятия.
Учитывая вышесказанное, целиком логически возникает два вопроса: на что государство расходует средства и является ли удовлетворительным состояние дел с поисково-спасательным обеспечением? И вдобавок к тому же не понятно, почему финансируются лишь спасатели МЧС, а задачи выполняют ПСС Министерства обороны.
По поводу второго вопроса, то, конечно, такое положение не удовлетворяет ни пользователей авиатранспорта, ни тех, кто предоставляет услуги по авиаперевозкам. В соответствии с международными стандартами, Украина является повышенной зоной риска для полетов авиации, из-за недостаточного поисково-спасательного обеспечения. Поэтому многие иностранные авиакомпании прокладывают маршруты полета своих лайнеров в обход нашей территории, что приводит к потере государством определенных валютных поступлений.
Что и говорить, в Украине даже не существует соответствующего органа, который бы занимался сертификацией поисково-спасательных команд на право проведения ими спасательных работ. А это не простая задача. Ведь, в соответствии с международными стандартами, даже обычный парашют должен быть сертифицирован. Поэтому здесь, очевидно, нужны кардинальные изменения.
Впрочем, не хочется, чтобы у читателя сложилось впечатление, будто это у нас вообще некому прийти на помощь при возникновении авиакатастрофы. Конечно, лучше чтобы их вообще не случалось. И в любом случае это сделают военные спасатели. Сегодня в Военно-Воздушных Силах Вооруженных Сил Украины создан Центр управления поисково-спасательным обеспечением полетов авиации ВС Украины, который является руководящим органом функциональной подсистемы единой системы предотвращения чрезвычайных ситуаций техногенного и естественного характера. Осуществляются дежурство поисково-спасательных сил и средств на аэродромах в Борисполе, Виннице, Конотопе, Львове, Одессе и Чугуеве. Уровень подготовки военных спасателей не уступает военной подготовке заграничных специалистов.
Однако по поводу обеспечения необходимым снаряжением ПСС и ПДС Военно-Воздушных Сил, то оно ниже всяких минимальных норм. Так, например, сегодня в их распоряжении есть лишь восемьдесят парашютов, пригодных для тренировки спасателей. И это при общей потребности как минимум в пятьсот единиц. Еще один предмет необходимый спасательной группе – электропила для вскрытия фюзеляжа самолета. Из тридцати спасательных команд лишь три обеспечены такими приборами. Иначе как катастрофическим такое состояние не назовешь.
Теперь про самое главное – организацию воинской поисково-спасательной службы. Сегодня Вооруженные Силы Украины – единственные среди воинских ведомств авиационных стран мира, в котором поисково-спасательное обеспечение полетов авиации осуществляется внештатными силами и средствами. От такой схемы давно отказались как страны, которые входят в состав Северо-Атлантического альянса, так и Вооруженных Сил Российской Федерации.
В чем же состоит неэффективность нашей практики? Первым и основным недостатком является то, что проведение мероприятий авиационного поиска и спасения внештатными силами приводит к децентрализации руководства. Иначе говоря, это означает, что при одинаковых условиях, например, российские спасатели уже будут проводить поиск, в то время, как наши, еще не будут знать об авиационном событии. А это потому, что будет потрачено время из-за несовершенной системы оповещения и, в дальнейшем, на координацию действий при проведении спасательного мероприятия. Второе, это – безответственность внештатных групп за конечный результат.
Кроме того, тяжело понять, каким образом будет осуществляться поисково-спасательное обеспечение в особый период, когда военнослужащие, включенные во внештатные группы, будут выполнять непосредственные должностные обязанности.
Минувшей весной в Конотопе проводились организационно-методические сборы специалистов поисково-спасательных и парашютно-десантных групп военных частей Учебного авиационного командования. Там военные спасатели продемонстрировали высокий профессионализм и способность выполнять задачи, несмотря на продолжительные перерывы в тренировках. Это свидетельствует о том, что в Украине еще есть высококлассные специалисты. И здесь, на собрании выяснилось, что большая часть их участников тренировалась на... собственных парашютах. Комментарии, как говорят, излишни. Остается лишь удивляться этим энтузиастам. Не каждый способен выложить немалую сумму денег из собственного кармана ради общего дела (цена нового парашюта составляет около 800, а “second hand” колеблется от трехсот до четырехсот условных единиц).
Но, как говорят, на голом энтузиазме далеко не уедешь. Необходимы неотложные кардинальные меры. Специалисты Центра управление поисково-спасательным обеспечением полетов авиации Вооруженных Сил Украины предлагают прежде всего создать штатные подразделения поисково-спасательного обеспечения в составе Военно-Воздушных Сил, с соответствующим материально-техническим обеспечением, а также ввести в штат авиационных частей должности начальников наземных поисково-спасательных команд. На этот Центр с его командами и возложить ответственность за проведение поиска самолетов, которые терпят бедствие на территории Украины, и спасения их экипажей и пассажиров. И при этом обеспечить им надлежащее финансирование. Такие решения не противоречат выбранному курсу на оптимизацию численности Вооруженных Сил Украины, и вместе с тем положительно скажутся как на готовности групп к выполнению задач, в частности предоставления помощи, так и на их профессиональной подготовке. В отношении подготовки нельзя допустить, чтобы ее уровень понизился, а для этого нужны регулярные тренировки, прыжки с парашютом. Однако все упирается в горючее. Его, кстати, чтобы полностью восстановить утраченные навыки, необходима тысяча тонн, а чтобы поддерживать их на протяжении года - всего триста шестьдесят. И вдобавок оно может быть использовано с двойным эффектом: вместе со спасателями мастерство будут совершенствовать экипажи самолетов. Но пока ничего этого нет, и сами спасатели требуют спасения. Неужели для того, чтобы сдвинуть с места эту проблему необходимы какие-то чрезвычайные события? Однако тогда уже может быть поздно.
Так шо, эти люди будут "запрещать ковыряться в носу...
"