Комплектующие от беспилотников для СЛА
Perelesnik:
Чем фактически отличается пилотируемый аппарат от беспилотника?
По большому счету, только тем, что в одном случае пилот находится в самом аппарате и управляет им непосредственно, а в другом - пилот - "оператор" находится на земле и управляет аппаратом через радиоканал или с помощью предварительно написанной программы полета.
Размер, вес, конструкция ЛА при этом не имеют решающего значения и определяются только соображениями целесообразности (пилотируемый ЛА, как минимум, должен быть способен поднять в воздух вес самого пилота).
А для беспилотников ограничений по размерам/весу вообще не существует: БПЛА может и в кармане помещаться, и весить несколько тонн - для самого принципа управления, для аппаратуры это без особой разницы.
Самому контроллеру всё равно: управляет ли он элеронами площадью в несколько квадратных миллиметров или площадью в пару квадратных метров. Стоит ли на аппарате электромоторчик на 50 Ватт или ГТД на 1000 "лошадей". Будут отличаться только приводы управления. Будет некоторое отличие в настройках (да и в мире "карманных" БПЛА без индивидуальных настроек не обходится).
А ближе к делу, то отмечено, что в умах ряда рьяных энтузиастов частного авиастроения уже давно бродит идея создания гибрида БПЛА с пилотируемым ЛА - в плане создания весьма дешевого, легкого и полезного автопилота.
Контроллеру с БПЛА без особой разницы - возит ли он пилота, или не возит... Просто дополнительный вес. В то же время, пилот может уступить свое место в ЛА канистре на 100 литров с "химией" - тогда одноместный сверхлегкий самолет (или вертолет) будет выполнять такую же работу, как и аппарат с грузоподъемностью в 2 раза больше (пилот + та же канистра).
Или можно будет сделать впечатляющий фокус - взлететь на пару км, включить автопилот и покинуть кабину с парашютом, а самолет уже сам в режиме БПЛА возвращается на родную ВПП.
Или можно и не выходить из кабины, а просто наслаждаться полетом, с автоматическим взлетом-посадкой, следованием по маршруту... вплоть до выполнения всех фигур высшего пилотажа в полностью автоматическом режиме.
Да если (не дай Бог) пилоту вдруг поплохеет в воздухе (а ведь были уже такие случаи, все тут наслышаны), то автоматика переберет управление на себя и вернет аппарат с пилотом домой (или на ближайшую запасную посадочную площадку).
Идея, конечно, "весёлая", но... я бы пока не спешил с полностью беспилотными большими ЛА - в воздухе мы иногда не одни летаем, иногда встречаются и другие ЛА, да и при всяких взлета-посадках наличие пилота в кабине с его глазами-руками тоже далеко не лишнее. Всякое бывает.
А контроллер БПЛА пока что еще очень слабо "видит", что реально творится вокруг - он может очень точно и быстро обрабатывать данные с бортовых датчиков, определять высоту, дистанцию до препятствия... но комплексная оценка всей реальной ситуации, доступная опытному пилоту, для него пока что является практически недостижимой задачей.
Да, где-то над безлюдными колхозными полями - еще как-то можно, но над населенными пунктами и вблизи аэродромов летать ... Это пока что за гранью безответственности.
Однако, частичные функции, выполняемые контроллером БПЛА будут весьма полезными для пилота. Например, автоматическое поддержание высоты по рельефу местности при полете на сверхмалой высоте, автоматический заход на посадку, контроль оборотов двигателя, полет по маршруту...
Можно вообще начать с малого, просто с БПЛАшных датчиков (они, как минимум, дешевы в сравнении с обычными, "авиационными"). Тот же датчик воздушной скорости, например. Или компас. Или барометрический высотомер. Или акселерометр-гироскоп (для авиагоризонта). Работают они ничуть не менее надежно, чем те, что на "большой авиации". А нынче даже намного точнее "авиационных" работают.
Веса в них почти нет, к питанию неприхотливы, показания можно выводить как на отдельные приборы, так и на один общий большой экран.
И по цене. Тот же датчик воздушной скорости сегодня стоит в Украине по 452 грн. Свободно помещается в спичечный коробок. Диапазон измерения давления: -2 До 2 кПа
Да, к нему еще нужно пару трубочек подвести, и еще нужно его сигнал преобразовать в воспринимаемый пилотом вид (на какой-то экран или стрелочный прибор), но тем не менее.
Геннадий Хазан:
Perelesnik Какие цели вы преследовали написав свою статью? Ее осуждения?)
Perelesnik:
Цитата: Геннадий Хазан от 26.02.2018, 11:09:25 am
Perelesnik Какие цели вы преследовали написав свою статью? Ее осуждения?)
Снова не угодил... Да что ж такое?!!
Или я нечаянно посягнулся на какую-то "священную корову" этого форума?
По целям?
А у меня такая многолетняя привычка: делюсь информацией о всех существующих и потенциальных разработках, к которым имею случай быть непосредственно причастным, а дальше смотрю, что с этого получится.
Так как именно в данное время занимаюсь адаптацией БПЛАшных датчиков к нуждам пилотируемой авиации, то и сотворил эту тему.
Авось, кто скажет, что я что-то как-то не то или не так делаю, не в ту сторону смотрю, например.
У меня и представление о реальных задачах, о реальной проблематике, относящейся к автоматизации пилотирования, к перечню необходимых данных для пилота... всё это очень ограничено, так как я ни разу ни пилот. Я околоавиационный инженегр, которому приходится ориентироваться на то, что говорят реальные пилоты.
То есть, я многого не знаю, что реально Нужно для пилотов, а пилоты, в свою очередь, много не знают, что Можно сделать.
Живой пример: сказали сделать пару тахометров для вала несущего винта вертолета. С большим экраном. Сделал. С большим экраном. С большими цифрами, чтобы без очков было видно.
Я вот так, по ходу разговора, когда испытывали прибор, говорю: ну, это уже почти половина гувернёра получилась.
Спрашивают: а что, можно гувернер сделать?
Говорю: так можно же, если оно нужно.
Отвечают: нужно! А что еще можно туда впихнуть? Температуру и давление масла в двигателе можно?
Я: Можно. Всего пару датчиков докупить придется.
Они: О! Так это же все необходимые показания по двигателю можно на этот экран выводить?
Я: Само собой.
Ну и так далее.
Просто у людей своя работа, своя специфика, опыт, взгляд на вещи. А у меня своё. Что-то я не вижу в упор, что-то они в упор не видят. Так всегда и бывает.
Или стою в ангаре, как раз мою трихограммницу приделывают к самолету. Смотрю: рядом установка для "жидкой химии" лежит с насосом на ДВС.
Спрашиваю: а как жидкость дозируете?
Говорят: ну, как... газом регулируем.
Я: вручную?
Они: да, вручную, примерно по скорости полета и примерно по нужному расходу.
Я: так можно же точно так же, как с этой трихограмой - прибору без разницы, регулировать обороты электромоторчика или тягать заслонку карбюратора на помпе. Обычное пропорциональное управление. Выставляем дозировку, и оно по скорости с GPS очень точно регулирует внесение вашей жидкой химии. Пилоту остается только включить, а потом выключить. Отрегулирует оно всё само.
И получается: рядом лежат два аппарата для АХР - я между ними связь вижу, потому, что уже многократно пережевал все эти параметрические управления процессами, а кто-то совсем не видит. Просто у каждого своя специфика работы.
Поэтому глобальная цель: наладить какой-то мостик через эту пропасть. Чтобы наши "Нужно" и "Можно" могли всё-таки встретиться, а не гулять где-то в одиночестве.
Сейчас вот занимаюсь созданием парочки комплексов приборов для сверхмалой авиации. Что получается - буду показывать, конечно, в процессе. Ну, если не выгоните с этого форума, само собой :-\
И дальше намечается тема по все большей автоматизации, постепенно и осторожно. А для этого мне нужно собрать как можно больше "Нужно" - реальных задач, которые Можно переложить на автоматику.
То есть, я знаю "Как делать", но не знаю "Что делать" в полном объеме.
Вообще, все эти задачи до сих пор приходят слишком случайно, как в тех диалогах, которые я привел выше.
Но... если даже всё ограничится тем, что я просто напишу здесь о возможностях, для кого-нибудь это будет полезным.
А почему тему так назвал?
Чтобы обратить внимание хотя бы на такое:
https://arduino.ua/prod1506-9-osevoi-datchik-na-l3gd20h-i-lsm303-ot-adafrut
Или на такое (у кого уж совсем малый бюджет, а авиагоризонт хочется):
https://arduino.ua/prod512-akselerometr-i-giroskop-mpu-6050-modyl-6dof
mechanic:
Ваша тема - хороший намек на электродистанционное управление для ПИЛОТИРУЕМЫХ СЛА. Что сколько стоит и на сегодняшний день сколько весит, и сколько раз надо дублировать - это тема для работы, для хорошей Работы на Завтрашний день. У меня много вопросов, но они не про контроллеры, а про приводы (про механику т-есть)... Вопросы могут быть как "умными" так и "не очень"...
Геннадий Хазан:
Я задал Вам вопрос , для понимания того , на пример , лично мне быть только читателем, или принять обсуждение Вашей информации?
Перечисли и попробую объяснить, что лично мне резануло ухо:
Цитировать
"Однако, частичные функции, выполняемые контроллером БПЛА будут весьма полезными для пилота. Например, автоматическое поддержание высоты по рельефу местности при полете на сверхмалой высоте, автоматический заход на посадку, контроль оборотов двигателя, полет по маршруту..."
Теперь отвечу по порядку: Зачем выдерживать пилоту постоянную высоту по рельефу местности? У нас выполнение боевой задачи по прорыву ПВО врага на сверх малых высотах?
НЕТ! Мы приватные пилоты и выполняем полеты пользуясь барометрическим высотомером , на котором устанавливается давление среднее по конкретному району полетов. Называется - QNC
Автоматический заход на посадку говорите???
Так твое/мое/ или ваше воздушное судно должно быть оборудовано специальными СЕРТИФИЦИРОВАННЫМИ приборами основываясь показанием которых мы можем произвести заход по выбранной нами СИСТЕМЕ.
Контроль оборотов двигателя?
Так на приличных самолетах у которых имеется винт с изменяемым шагам , стоит такое вот устройство на пример для двигателей М-14П или АИ-14РА называемое Р-2 ( регулятор оборотов) прекрасно справляющееся со своей задачей.
Для понимания ситуации.... Совсем недавно мои друзья выполняли полет в город герой Винницу, так у них в СМУ отказало все навигационное оборудование основанное на спутниковой навигации. Причина была банальна - военные проводили учения и наглухо "прикрыли район" системами РЭБ от возможного появления БПЛА противника. Так парни продолжили заход пользуясь ИНЫМИ АВИАЦИОННЫМИ навигационными системами.
Цитировать
Тот же датчик воздушной скорости сегодня стоит в Украине по 452 грн. Свободно помещается в спичечный коробок.
А что будет если по трубочке попадет в этот самый датчик капелька атмосферной влаги? Откажет? Начнет выдавать абракадаброобразные данные? А что делать пилоту в это время? Покидать ВС с парашютом?)))))
Навигация