Стартапы. АгродроныСтартап Kray Technologies объявлен одним из победителей конкурса Pitch Day, организованный Украинским фондом стартапов (УФС). Стартап получил грант на $50 тысяч. На конкурс стартап представил автоматический дрон для внесения средств защиты растений и подкормки в полевые культуры с индустриальной производительностью (до 470 га в день). Использование БЛА уменьшает стоимость внесения на 90% до $2/га на рынке США и обещает прирост урожайности.
https://delo.ua/business/ukrainskij-fond-startapov-profinansiruet-proekty-372697/ Вот только дешевле это ни разу не получается. Начиная со стоимости самого беспилотника, которая заявлена в "около 50т. долларов" . Китайский дрон - опрыскиватель на те же 15-22 литра сейчас стоит в 5-6 (!) раз дешевле. Да, конечно, у "китайца" какие-то там характеристики могут быть хуже, но уж точно не в 5-6 раз хуже. Может, без RTK, без машинного зрения... Но китайцы совсем не стоят на месте, а Очень динамично совершенствуются.
Ну это как бы такой вопрос - цена "железа". Что такое 50т долларов? Это по ценам Штатов или Голландии всего лишь стоимость обработки 1000-2000 Га (а по нашим - то под 10 000 Га...). Тут и грантов не нужно - если аппарат за день способен обработать 250 Га - отправляем своих же родных ребят-разработчиков с аппаратом в командировку в ближайшую Голландию, и за 4-8 дней имеем требуемую сумму. А почему нет?
На практике всё очень не просто.
Вот, например, сейчас, по подсолнуху. 4 литра "Реглона" на 1 Га. Ладно, даже пусть 3,5 литра. В полет берем 15 литров - это на 4 Га. Или даже 22 литра - это 6 Га. Теоретически(!) за 1 час - 4 полета. При захвате 5 метров на 1Га - 2 км пути, на 6 Га - 12 км, при средней скорости полета в 60 км/ч (допустим) - это 12 минут. С подлетми -долетами (если работаем прямо с краешка поля, и всё идеально) - то 15 минут. Хорошо, идеальный случай - 4 полета, мгновенная заправки бака а замена батарей, итого за час 6Х4 = 24 Га.
И теоретически за день можно 250 Га... за 10-12 часов работы без остановок. Но именно теоретически. Потому, что не будет 10-12 часов погоды в день. И речь даже не о ветре, а о температуре воздуха. 10-12 часов - это ночные полеты. И то, в идеале.
Работать нужно прямо с края обрабатываемого участка, с минимальными долетами. А это разобрать-собрать "наземку", доезды (кто по нашим полям катался, тот в курсе, какие бывают "доезды" на край поля). Днем это еще полбеды, а ночью?
10-12 часов непрерывной работы для беспилотника - это всегда "что-то случилось", а ночью - это в несколько раз больше "что-то случилось". Поэтому нельзя выезжать на поля, имея только один рабочий беспилотник. Нужно 2 или 3 иметь на прицепе. И ящик запчастей (пропеллеры, лучи, насосы, распылители, фильтры, много-много аккумуляторов...). И специалиста, способного быстро и квалифицированно исправить Любую неисправность прямо в поле.
И ходить в центр поля подсолнуха за совершившем там "посадку" дроном. И тащить эту негабаритную "дуру" через высокий подсолнух на руках к бусу для диагностики и ремонта. Это по любому. За 10-12 часов непрерывной работы - по любому. Хорошо, если в это время запущен второй дрон, и работает дальше...
Полеты на Сверхмалых высотах = экстремальные полеты.
Если сравнивать работу турецкого супер-пупер "Байрактара" (от которого писают кипятком други и недруги) или даже американского нереально дорогого "Глобал Хавк" с работой любого агродрона...
Скажем так, это как сравнить плавание в открытом океане и сплав по порогам бурной горной реки. Как сравнить семейную лыжную прогулку в лесу со скоростным спуском на лыжах по крутому склону... через густой лес... ночью... иногда с закрытыми глазами... много часов подряд. + агроном над душой, у которого комбайны уже под парами.
Это как сравнить езду (даже с "Тесловским" автопилотом) по германскому автобану и по трассе Кропивницкий - Николаев в ее прошлогоднем состоянии. Не забываем о агрономе и "окне погоды", агроном требует, чтобы через Воссиятское ехали с той же скоростью, что и по автобану в крайней левой полосе.
Главный момент, который мало кто хочет Понимать: беспилотник - это Не значит, что не нужен пилот. Ладно, эта специальность называется не "пилот", а "оператор", но требования к уровню профессиональной подготовке от этого ничуть не меньше. Это стальные нервы и мгновенная реакция, это редкое умение работать на пределе человеческих возможностей много часов подряд, ежедневно... когда любое неверное решение - это очень дорого. Потому, что летит аппаратик ценой... да что там говорить, недешевый.
А о состоянии аппарата можно судить по отметке на карте и по телеметрии (когда они есть, ибо ЛЭПы и рельеф местности), и по картинке с камеры (которая бывает еще реже, потому что ЛЭПы и рельеф местности, и летаем низко), и ситуация может измениться мгновенно, и на принятие решения + действие может быть меньше секунды. И эта секунда может случиться в Любой момент полета. В любую секунду из теоретических 10-12 часов работы в сутки.
Это при полетах от 100 метров над землей и выше можно кофе попить и перекурить даже - там мгновенно ничего не происходит. А когда до кукурузы 2 метра - то происходит все именно мгновенно. А у тебя в руках аппарат за 50т. долларов + агроном с матюками. Ладно, пусть даже китайский аппарат за 8т. долларов - от этого не сильно легче.
Подготовка оператора, который Реально способен работать в поле - это ничуть не легче, чем подготовка пилота, который способен Реально работать в поле. Не на перелетах, не на покатушках, а именно в реальном поле. С ЛЭПами против солнца, лесополосами, "сквозняками" и турбулентностью у самой земли, с взлетами-посадками при боковом, на тормозе...
Это десятки и сотни часов налета в различных реальных условиях. Это Дорого - подготовить реального оператора.
Оператор - это не тот, кто нарисовал квадратик на поле, разлинеил его гонами, загрузил программу, нажал "старт" и сидит, пьет кофе, ждет обильную зарплату. Это только в красивой теории так. В реальности ни разу не так все просто.
Да, если высота метров 20-50, то оно иногда так, но не 2-5 метров. Когда 2-5 метров - это потная спина, волосы дыбом, пальцы дрожат и глаза выпадают от усталости.
Потому, что если работать так, как оно типа "должно работать" - нарисовал программу, запустил, оно само себе работает... то оно так работает час-два. А потом "что-то случается". И после этого дорогого опыта оператор уже не отрывает пальцы от органов управления, и глаза с монитора в сторону боится отвести.
Еще раз говорю: обучить толкового оператора - Долго и Дорого. Правда, дать плохо обученному оператору работать на реальных объемах - это еще дороже получится. И обычно в первый же день закончится обзвоном всех знакомых дельталетчиков и пилотов, чтобы хоть кто-то прилетел обработал эти поля. За любые деньги.
А еще есть жизненно необходимая профессия - "техник", он же инженер. Если что-то случилось в поле, никто не будет отправлять аппарат на ремонт производителю, даже не возникнет времени, чтобы производитель прислал нужные запчасти, не будет времени, чтобы представитель производителя выехал в поле и решил проблему на месте.
Полевой техник должен разбираться в аппаратуре настолько, чтобы иметь возможность в поле, за полчаса найти и исправить любую возникшую неисправность. И иметь все оборудование, все необходимые компоненты, чтобы это сделать. Да, с консультациями по телефону с производителем, но не в стиле "вон там, из среднего размера серой коробочки выходит красный проводок третий слева, если смотреть со стороны разъема".
Техник должен уметь разобрать и собрать аппарат до винтика и до проводка (что бы там ни говорил менеджер производителя), точно понимать, что и как работает. Потому, что в реально поле рано или поздно придется добираться и до винтика и до проводка. И в тех условиях, когда до ближайшего населенного пункта 100 км, а в том населенном пункте
из специалистов -20 бабушек и 10 алкоголиков, а из техники - кувалда и мистически-бессмертный комбайн "Нива".
Меня вот уже "научило" - теперь если приглашают установить какое-то оборудование, я принципиально не делаю это собственноручно. Это делает тот человек, который в дальнейшем будет обслуживать его в реальных полях. А я стою рядом, курю, пью кофе и иногда тыкаю пальцем. В этом случае мне
не приходится позже внезапно в 5 часов утра по телефону, когда из трех слов слышно полтора, и химия уже в баке, и техник вообще "дупля не отбивает", пытаться догадаться, что произошло, и что сделать, чтобы срочно вылететь, пока есть погода.
А беспилотник - он реально сложнее наших самолетов и мотодельт. "Химический" беспилотник, способный летать по рельефу местности - тем более.
И принцип тут един: нельзя рассчитывать на то, что в полете не возникнет сложностей, можно рассчитывать на то, что пилот справится с возникшими сложностями. Нельзя рассчитывать на то, что техника никогда не откажет, можно рассчитывать на то, что рядом есть человек, способный справиться с возникшей неисправностью. Это работает в любой сфере - от космических полетов до походов на подводной лодке.
Поэтому мне крайне слабо верится в цену 2 доллара га гектар на химии. Тем более, в Штатах.
Потому, что 250 Га за сутки - это всего 500 долларов. На весьма напряженный рабочий день как минимум пары высококлассных специалистов. С беготней и перебазированием, с уровнем ответственности... + Куча сопутствующих расходов, + износ оборудования, + несколько аварийных посадок аппарата за сезон (без этого не бывает).
Что-что, а спецов в Штатах умеют ценить. И они себя тоже ценить очень неплохо умеют.