Украинский Авиационный Форум Crewshop
Добро пожаловать, Гость.
Вам не пришло письмо с кодом активации?
 
 
18.11.2024, 10:53:16 am
   Начало   Поиск Календарь Тэги Войти Регистрация  
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » |   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Как у нас с трихограммой?  (Прочитано 134346 раз)
Perelesnik
***

Karma: +125/-5
Offline




WWW
« : 21.02.2018, 15:22:42 pm »

Один из доступных вариантов для некоторой материальной компенсации "летательного хобби". Чем хорошо - вес аппаратуры и вносимого материала минимальный: доступно не только для мотодельтапланов, но даже для небольших беспилотников. Это не подкормка озимых селитрой, и даже не десикация.
Чем сложно: щепетильное дело само по себе, мало агрономов в курсе дела, небольшое "окно" времени эффективного внесения, целая наука по энтомологии. Ограничения по погоде тоже довольно жесткие.

У всех свои представления о том, как, сколько, когда и зачем вносить ту трихограмму. Кто-то за то, чтобы "дорожкой" сыпать, кто-то - только точечно, квадратно-гнездовым способом. И дозы внесения в разы могут отличаться.


У кого какой опыт в этом деле?
В прошлом сезоне вносили и с коптеров, и с пилотируемых аппаратов. С пилотируемых - гораздо лучше получалось. А вот относительно к "Северным соседям", то они в основном на беспилотниках работают по трихограмме.
С беспилотников - дешевле выходит по горючему и по обслуживанию, да и аэродромы не нужны. Но там куча своих сложностей, и основная, как оказалась - отсутствие опытных "пилотов", так как летать среди ЛЭП с их помехами - то еще "удовольствие". И время полета ограничено сильно. У коптеров ограничено, а у крылатых беспилотников - проблема взлета/посадки в полевых условиях.

В прошлом году делал трихограммницы и для пилотируемых аппаратов, и для беспилотников, всё нормально отлетало (хотя многое приходилось доделывать прямо по ходу работ на полях), сейчас готовлюсь к новому сезону, пытаюсь определить границы требований к аппаратуре.

Собственно, интересуют дозировки, ширина гонов, скорости полета при внесении.

Да, кто-то меня может помнить по слётам в Знаменке - я туда пару больших квадрокоптеров привозил.
Типа таких:



А еще, тут заказали аппаратуру для внесения отравы для мышей на полях с беспилотников. У нас эта тема как-то присутствует? А то заказали "не наши", и я вообще об этом первый раз услышал.

Записан

Хто визволиться сам, той вільним буде, Хто визволить кого, в неволю візьме. Л.Українка.
ALEX17
Авиаторы

Karma: +31/-2
Offline


« Ответ #1 : 23.02.2018, 13:01:16 pm »

Килограмма 3-4 тротила и всем МЫШАМ кабздец!!! Смеющийся Смеющийся Смеющийся (особенно если мыши НЕ НАШИ) Показает язык Показает язык
« Крайнее редактирование: 23.02.2018, 13:03:37 pm от ALEX17 » Записан
Фрай
**

Karma: +7/-9
Offline


« Ответ #2 : 23.02.2018, 13:18:52 pm »

Ой, как интересно!
В детстве подрабатывал разнося по кукурузе трихограмму, а тут распылять/рассыпать?  Шокированный
Записан
Perelesnik
***

Karma: +125/-5
Offline




WWW
« Ответ #3 : 23.02.2018, 13:36:39 pm »

Ой, как интересно!
В детстве подрабатывал разнося по кукурузе трихограмму, а тут распылять/рассыпать?  Шокированный
Эта "пошесть" из Европ к нам пришла - то ли там школьники сильно ленивые, то ли там сильно любят всё механизировать.
И у нас, при "тоталитаризме" тоже начали авиацией это дело распылять... хотя возить пару кг смеси трихограммы с манкой на большом и прожорливом АН-2 было изначально как-то мало похожим на разумную идею. А в сельхозхимии особых вариантов и не было: АН-2, МИ-2, да Камов иногда. И с аппаратурой тоже было все "не слава Богу"... но это отдельный разговор.
Но летали и на этом, распыляли.
Потом, уже при Независимости, когда сельхозхимия благополучно накрылась, начали подключаться энтузиасты. И начали с мотодельтапланов - что вполне логично. Минимальный вес вносимого материала - дельталёт это дело даже особо не замечает.
Пошла тема беспилотников - начали пробовать и так. С весьма переменным успехом, говоря по правде. Но перспектива здесь имеется.
В Европе, кстати, трихограмму в основном упаковывают в капсулы, так дозируют. Сбрасывают капсулы и с наземной техники, и с воздуха. У нас - просто смешивают с манной крупой.
Записан

Хто визволиться сам, той вільним буде, Хто визволить кого, в неволю візьме. Л.Українка.
Андрей-пилот
Авиаторы

Karma: +394/-43
Offline



UR-ACAV, UR-AAS


« Ответ #4 : 23.02.2018, 21:19:17 pm »

 Смеющийся
Записан
Kagor
*****

Karma: +1406/-366
Offline



дельтафанерист


« Ответ #5 : 23.02.2018, 22:46:57 pm »

Смеющийся
Смеющийся
Записан

дельтафанерист
Zakota
Авиаторы

Karma: +93/-44
Offline



Каждому своё.


« Ответ #6 : 23.02.2018, 22:50:10 pm »

 Смеющийся Смеющийся Смеющийся Веселый
Записан

Быть добру.С уважением Николай Закота
+38 050 967 30 97
+38 068 527 88 92
UT5UUP  QTH KO50FI
Не уверен что возьмёшь зверя,не стреляй.Зверь всё равно вернётся.(Сибирская мудрость.)
Perelesnik
***

Karma: +125/-5
Offline




WWW
« Ответ #7 : 24.02.2018, 12:54:08 pm »

От Новогодних еще не отошли? Ну, тогда мое почтение)
Был бы я матерым спецом с богатым историческим опытом, то и не спрашивал бы.
Вот честно, первый раз услышал, что в Советской Украине были беспилотники, расселяющие трихограмму - каюсь, недоглядел, таки да, были.
По тем "временам укромным, теперь почти былинным" у меня только та информация, которой соблагоизволили поделиться некоторые летчики времен этой самой Советской Украины, которые эту трихограмму тогда и расселяли.

Мне просто ставят ТЗ - и я делаю. Но у всех это ТЗ разное - кто-то только за то, чтобы вносить точечно, с шагом 50 метров, кто-то - только "дорожкой"... и сама дозировка на гектар "плавает" в разы.
Мне, конечно, оно как-то всё равно - моё дело маленькое: сделать так, чтобы вносило именно таким образом, как просят, а дальше уже не моя забота - будет с этого какой-то толк, или не будет, слишком много они сыпят, или слишком мало.
Но имею подозрение, что какой-то оптимальный протокол внесения трихограммы всё-таки существует. Оптимальное количество особей на гектар (спрашивали и у владельцев лабораторий по выращиванию трихограммы, и у какого-то ученого, занимающегося именно этой темой, и просто у практиков - везде разные цифры получаются), оптимальная дистанция между гонами, между точками внесения (если точечно вносить)...
Просто выходит так, что мне под каждого отдельного заказчика приходится делать практически с нуля индивидуальную систему - требования и вообще, видение того, как именно лучше всего вносить трихограмму, у всех разные. Это, конечно, увлекательно и весело...
Сам я вообще "баран" в этой энтомологии, а более-менее достоверную информацию брать, фактически, неоткуда.
И сейчас вот люди расселяют трихограмму - кто с мотодельтапланов, кто беспилотниками, кто на чем умеет и может... И все по-своему.
« Крайнее редактирование: 24.02.2018, 13:17:16 pm от Perelesnik » Записан

Хто визволиться сам, той вільним буде, Хто визволить кого, в неволю візьме. Л.Українка.
Фрай
**

Karma: +7/-9
Offline


« Ответ #8 : 24.02.2018, 15:10:49 pm »

Не понимаю как такое крошечное насекомое можно расселять с ЛА?
детьми катали газетные шарики, она туда залазила, разносили не в каждое растение, а тут пускать по ветру?
Когда обрабатывают с воздуха химикатами и то такая хрень получается, типа выброшенных денег, а это крошка-микроскопошка.
В позапрошлом году под Борисполем летал АН-2 обрабатывал подсолнух абы он скорее созрел, а я как раз на перепела подъехал...
И меня облил, (хотя я был в 300 метрах) и поле через два дня было как дикий поросёнок полосатым.
Никто себя не вспомнил?
Записан
Perelesnik
***

Karma: +125/-5
Offline




WWW
« Ответ #9 : 25.02.2018, 12:56:53 pm »

Вот, и здесь смотрю, на форуме, стандартная ситуация: кто-то "ни сном ни духом" об этой теме, а кто-то настолько матерый, что даже слов нет... одни смайлики.

Ладно, тогда я расскажу, что наработано и напроверено.

Начинали с темы коптеров и "квадратно-гнездового" способа внесения (кто не в курсе, то расселяется не сама "муха", а яйца, которые уже позже "проклевываются").
Главная идея была в том, чтобы обеспечить Очень точное внесение (+-1 метр от заданной точки... с поправкой на ветер, конечно). Технически было не сложно: в "автопилоте" коптера есть функция для аэрофотосъемки местности, по которой летательный аппарат прилетает точно в точку по GPS и там "нажимает кнопку затвора камеры". Остается только заменить камеру трихограммницей, чтобы вместо фото происходил сброс.
Действительно, получается Очень точно. Да еще и сама программа полета и сбросов пишется автоматически - просто выделяем поле на Гугл-карте, оно само разбивает на гоны и определяет точки с заданным шагом. Расстояние между гонами и точками, направление гонов задает оператор, а программа мгновенно это все прорисовывает. Остается загрузить в память коптера - и он грамотно всё отрабатывает в полете, полностью в автомате, без всякого участия человека - от взлета до посадки.
В общем, вот так оно работает:
<a href="http://www.youtube.com/v/G5_n4i4HpII&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/G5_n4i4HpII&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>

Была только одна принципиальная техническая проблема: для расселения трихограммы приходится летать довольно низко - около 10 метров ( а некоторые просят и на 5 метрах работать). Летать "в автомате" только по барометрическому датчику - не вариант, поля у нас далеко не идеально ровные и строго горизонтальные, да и атмосферное давление за время полета меняется.
То есть, плавно влететь "в рельеф местности" - это практически гарантированно.
Нужен довольно точный высотомер.
На тот момент был только один вариант - ультразвуковой высотомер. Поставил, попробовал - не подходит: шибко помехи ловит, кучу отраженных сигналов, даже над ровной поверхностью рисует такую "расческу", что явно не вызывает ни малейшего доверия. Уже и ставил всякие фильтры сигнала, и в звукоизоляцию укутывал - без особых улучшений.
Только через полтора года от начала проекта наконец появилась программная возможность использовать лазерный высотомер (который при этом мгновенно пропал из всех магазинов планеты). Правдами и неправдами нашел один в Австралии, поставил - работает!
<a href="http://www.youtube.com/v/pq93FwVGY50&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/pq93FwVGY50&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>

Ездили проверять и на "косогорные" поля - тоже работает! Что понравилось - на скорости поверхность кукурузы "усредняется" и аппарат не пытается "бросать" по мелким перепадам высоты от растений.
Сам дозатор сделал очень просто - смесь трихограммы и манной крупы набирается в "мерную ложечку", а затем, когда коптер достигает заданной точки, сбрасывает. Потом снова набирает порцию.
Объем "ложечки" сделал 3 мл.
Между гонами - 50 метров, и между точками - 50 метров. Получается 4 сброса на гектар. 12 мл смеси на гектар.
Прототип был такой:
<a href="http://www.youtube.com/v/GHvXezDBJaI&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/GHvXezDBJaI&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>

Только в нём мерка была всего 1 мл, но не в том суть. Делал лишь для тестирования принципа работы.
Рабочий, с объемом сброса 3 мл выглядит так:

Это уже у меня появился 3Д-принтер, так что стало возможным делать чуть более эстетично все детальки.
На этом система внесения с коптеров была временно признана годной и ушли эти коптеры работать в поля. Там, конечно, возникли свои сложности -  помехи от ЛЭП на боротовые компасы, невозможность доезжать к полям по грязи на легковушках (коптер приходится запускать прямо возле обрабатываемого поля, так как время полета ограничено емкостью аккумуляторов), сложности с зарядкой аккумуляторов в поле... Но то отдельная история, могу рассказать позже, если кому интересно. Ну, в общем, как-то отработали на полях, агрономы по результатам вроде не скандалили.

А параллельно попросили сделать такую же систему внесения для пилотируемых аппаратов. Но только не с точечным внесением, а непрерывным. Это уже было интереснее, так как всё пришлось создавать с нуля.
Основная задача - равномерное внесение вне зависимости от скорости полета (для самолетов не так актуально, а вот для вертолетов - довольно таки). То есть, висим - не сыпется, начинаем немного двигаться - начинаем немного сыпать, летим быстрее - сыплем быстрее...
И еще нужен был счетчик расхода трихограммы, чтобы пилот мог видеть перед глазами, сколько там, в бункере, осталось.
Для контроля скорости полета пришлось ставить отдельный GPS.
Первоначальный вариант был такой, с сервоприводом постоянного вращения (где программно задается не угол поворота, а скорость вращения):
<a href="http://www.youtube.com/v/5j00RFeqKYc&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/5j00RFeqKYc&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>

Собственно, это вариант и отработал в прошлом сезоне и на самолетах, и на вертолете. Да, были некоторые доделки/подправки по ходу работы, но ничего принципиального.
Позже я заменил сервоприводы на американские мотор-редукторы и поставил энкодеры на датчиках Холла для контроля и управления скоростью сброса. Так выглядело гораздо надежнее (хотя и на сервоприводах работало нормально).
Фото не успел сделать, спешили - только допаял, проверил, сразу забрали на поля (кажется, я еще что-то там допаивал, когда люди уже у калитки ждали забирать).
Но примерно такой же вариант по самой механике я делал и для беспилотников. Только для беспилотников мотор-редуктор взял поменьше. Этот уже успел сфотографировать и даже кино снять:
<a href="http://www.youtube.com/v/I0gKEfuVVrY&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/I0gKEfuVVrY&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>



В прошлом сезоне и такое отлетало на коптерах. Вроде нормально, так как заказали еще несколько таких же, туда же.

Одно только не нравилось - энкодер приходилось ставить на саму "крыльчатку" - на мерное колесо, и там очень точно замерить малые углы поворота не получается.
Поэтому взял мотор-редукторы, где энкодер можно поставить на валу самого мотора, а обороты колеса считать по коэффициенту редукции. На один оборот колеса получается более 500 сигналов энкодера - это просто роскошное угловое разрешение выходит.
И теперь можно сыпать не просто "один оборот колеса", а половину оборота, или треть оборота, или четверть...
Расходомер тоже сразу приобрел еще небывалую точность.
Как поведет себя на полях - посмотрим по сезону этого года. На прошлой неделе отправил несколько таких устройств, теперь буду ждать лета, чтобы иметь отзывы по эксплуатации.
Кино тоже было время снимать:
<a href="http://www.youtube.com/v/fRGjOe8tp-k&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0" target="_blank">http://www.youtube.com/v/fRGjOe8tp-k&amp;ap=%2526fmt%3D18&amp;rel=0</a>


Для пилотируемой авиации еще не успел наделать таких, "в новой редакции", но, в принципе, для дельтапланов и этот, "беспилотный" подойдет... а по более крупным ЛА чуть затормозился, так как пришла новая задачка: вывести на большой экран не только управление трихограммницей, курс полета, время... но еще некоторые данные - температуру и давление масла в двигателе, обороты несущего винта (для вертолетов), воздушную скорость, показания барометрического высотомера. В общем, попросили весь необходимый минимум информации для пилота вывести на одном экране.
И еще гувернер нужен, туда же.

Сейчас застопорился на датчике давления масла. Нет такого, чтобы сразу взять и поставить - приходится что-то выдумывать с мембранами и датчиками давления.

Но пока что вот так...

« Крайнее редактирование: 25.02.2018, 13:09:03 pm от Perelesnik » Записан

Хто визволиться сам, той вільним буде, Хто визволить кого, в неволю візьме. Л.Українка.
Toris
Зачарований небом
*****

Karma: +2025/-707
Offline



Toris.Україна


« Ответ #10 : 25.02.2018, 14:52:45 pm »

Поки зубри посміхались, молодняк оцифрував і автоматизував процес. +1!

Тепер зубри ставатимуть в чергу до молодого, який безпечно сидить в холодочку і задоволено споглядає, як воно саме все робиться. Улыбающийся
Записан

Секта свідків підіймальної сили
Фрай
**

Karma: +7/-9
Offline


« Ответ #11 : 25.02.2018, 15:29:39 pm »

ваш труд вызывает уважение!
интересно, какой процент выживаемости?
но это уже не к вам
Записан
DANiK
*

Karma: +11/-0
Offline


« Ответ #12 : 25.02.2018, 15:34:59 pm »

👍👍👍
Записан
Perelesnik
***

Karma: +125/-5
Offline




WWW
« Ответ #13 : 25.02.2018, 18:29:15 pm »

Процент выживаемости трихограммы?
Ну, сам аппарат ее не давит, не приходится чистить крыльчатку от раздавленных налипших яиц. Всё сухо, всё сыпется.
Было несколько раз, когда приходилось снимать крышку с крыльчатки и чистить - в основном по причине дождя (на вертолете и самолете дозатор крепят снаружи фюзеляжа, и иногда забывали накрыть сверху от дождя), и еще раз вынимали как-то попавшую в манку металлическую стружку.
Я сначала боялся, что негибкая твердая крыльчатка может делать "яичный коктейль", но, оказалось, что ничего подобного.
Очень нежно работает с трихограммой.
Мне привозили несколько трихограммниц с мягкими крыльчатками (мягкая резина), но все "щербатые", с покоцанными и вырванными зубцами. Просто удивляюсь, как Володя-токарь ухитрялся фрезеровать эти зубцы. А они не долго работают Обеспокоенный
Жесткая крыльчатка не обламывается. Если даже туда гайка попадет, то покоцает только поролоновую прокладку, а заменить прокладку - это дело быстрое и практически ничего не стоит.
Но пока мне не сообщали, чтобы кому-то где-то пришлось менять даже эту поролоновую прокладку.
Из всех поломок - один раз почему-то накрылся GPS (имею серьезное подозрение, что техник слегка перепутал провода при монтаже на самолет), в общем, закоротило там, в GPS, дальше вышел из строя блок питания. Но это было при монтаже рядом, на аэродроме, не в полях, так что быстро заменили детали и нормально вылетели в колхозы.
Да, еще при работе в одной трихограммнице начала забиваться манка в пространство между крыльчаткой и крышкой дозатора - то подложили туда кусок картонки от сигаретной пачки, и на том ремонт был закончен.
Понятно, что я все такие случаи учитываю и вношу соответствующие изменения в конструкцию следующий изделий.

А так, когда всё работает, нет проблем - то мне и не сообщают. Работает себе и работает.

По работе с беспилотниками в прошлом сезоне бывало всякое, но ничего, имеющего отношения к дозаторам трихограммы.
Так что "звери" выживают Подмигивающий
 
ЗЫ: с годами всё приятнее, когда тебя называют "молодняк"  Смеющийся
Мне уже ощутимо за "сороковник", уже и внук есть...
« Крайнее редактирование: 25.02.2018, 18:33:28 pm от Perelesnik » Записан

Хто визволиться сам, той вільним буде, Хто визволить кого, в неволю візьме. Л.Українка.
Kagor
*****

Karma: +1406/-366
Offline



дельтафанерист


« Ответ #14 : 25.02.2018, 19:30:28 pm »

ЗЫ: с годами всё приятнее, когда тебя называют "молодняк"  Сміюся
Мне уже ощутимо за "сороковник", уже и внук есть...

Ще все попереду Улыбающийся
Успіхів!
Записан

дельтафанерист
  Печать  
Страниц: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 » |   Вверх
Тэги:
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.7 | SMF © 2006-2008, Simple Machines LLC | v1.2 © Крылья 2004