Интересные воспоминания об Антонове директора музея . Я вижу, что сейчас новый директор музея. Долгое время им был и много сделал для музея Вячеслав Заярин. Параллельно он работал работал редактором журнала Авиация и время
http://fakty.ua/212399-kogda-antonova-hoteli-ecshe-raz-udostoit-zvaniya-geroya-soctruda-aviakonstruktor-poprosil-nagradit-svoego-zamestitelya110 лет назад родился выдающийся авиаконструктор, в конструкторском бюро которого были созданы самые большие в мире самолеты «Руслан» и «Мрия»
— Олегу Антонову было четыре года, когда он услышал рассказ дяди о том, что французский пилот Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш на самолете, который построил сам, — говорит заведующая музеем Государственного предприятия «Антонов» Любовь Ивасенко. — Антонов вспоминал, что оно произвело на него сильное впечатление, и он решил стать летчиком.
Летом 1924 года Олег с другом Женей Броварским отправился с «Голубем» в Крым в Коктебель на соревнования — Всесоюзные планерные испытания.
— Антонов летал на своих планерах. Родители не пытались запретить ему подниматься в воздух?
Насколько нам известно, родные не отговаривали Олега от полетов. Он садился за штурвал и в зрелом возрасте, будучи генеральным конструктором: участвовал в испытаниях своих самолетов (например, легендарного «Антея») в качестве второго пилота. Антонов считал, что конструктор должен иметь собственное представление о том, как его детище ведет себя в воздухе. Правда, на такие полеты приходилось получать разрешение в Министерстве авиационной промышленности СССР, ведь Олег Константинович входил в число особо важных для страны людей.
— Дворянское происхождение не помешало Антонову при поступлении в вуз?
— В годы его молодости социальное происхождение, действительно, могло стать преградой, поэтому Олег предпочел не сообщать приемной комиссии, что он из дворян. Вначале Антонов учился на инженера-путейца в Саратовском университете. Когда это учебное заведение закрыли, успешно сдал экзамены в Ленинградский политехнический институт на отделение гидроавиации кораблестроительного факультета.
В студенческие годы Олег продолжал создавать планеры. Возил их на слеты планеристов в Коктебель. Познакомился там с Сергеем Ильюшиным, Александром Яковлевым и Сергеем Королевым. Ильюшин и Яковлев в будущем стали известными авиаконструкторами, а Королев создал первую в мире космическую ракету, на которой Юрий Гагарин облетел вокруг Земли. Олег Константинович оставил воспоминания о первой встрече с Королевым: тот возился возле своего планера, увидел Антонова с пассатижами в руках и спросил: «Что это у вас? Плоскогубцы? Киньте мне их в голову! Они мне нужны!» С этого и началось знакомство. Они много общались, когда их творческие коллективы размещались по соседству в подвале одного из московских домов на Садовом кольце. Это было в начале 1930-х: через несколько лет после окончания института Антонова назначили на должность главного конструктора планерного завода в городе Тушино. На тот момент это предприятие достраивалось, поэтому КБ Антонова временно расквартировали в Москве в подвальном помещении. Рядом работала королевская Группа изучения реактивного движения — ГИРД (входившие в нее специалисты в шутку расшифровывали эту аббревиатуру как «Группа инженеров, работающих даром», ведь на первых порах они трудились на голом энтузиазме без государственного финансирования. — Авт.).
За годы работы в Тушино Антонов создал более 20 моделей планеров.
— Олег Антонов — единственный авиаконструктор, награжденный орденом Отечественной войны І степени и медалью «Партизану Отечественной войны», — говорит Любовь Ивасенко. — Дело в том, что он вместе с женой Елизаветой Шахатуни создал большегрузные планеры, на которых можно было перевозить тысячу килограммов груза. Эти летательные аппараты использовались для снабжения партизан всем необходимым в тылу противника.
— Как Антонов создавал свое конструкторское бюро по проектированию самолетов?
— Олег Константинович организовал его в Новосибирске вскоре после окончания войны. Антонов тогда испытывал острейшую нехватку квалифицированных кадров, и это заставило его пойти на неординарный шаг — он набрал коллектив из числа выпускников Новосибирского авиационного техникума, которым было по 18−19 лет. Ребята уже подготовили дипломные работы, когда пришел Антонов с предложением: вместе спроектируем самолет, это и станет вашей новой дипломной работой.
Олег Константинович вложил очень много труда в свой молодежный коллектив. Вместе они создали легендарный Ан-2. Его первый взлет состоялся в 1947 году. Эта машина до сих пор в строю, в Китае ее выпускают и в наши дни.
— Каким образом Олег Константинович оказался в Новосибирске?
— Он вернулся в конструкторское бюро Яковлева. В 1945-м тот предложил Антонову возглавить в Новосибирске филиал своего ОКБ при серийном заводе, где выпускали «Яки».
При этом Антонов не оставлял мечту создать многоцелевой самолет для использования в народном хозяйстве. Он поделился этими планами с Яковлевым. Александр Сергеевич, человек волевой, решительный, порой бывал с подчиненными резким, грубоватым. Другого конструктора, явившегося к нему за поддержкой собственного проекта, запросто мог бы жестко осадить. Но Антонову он оказал поддержку.
— Почему антоновское КБ переехало из Новосибирска в Киев?
— Потому что соответствующее предложение было сделано Хрущевым, который в то время (конец 1940-х годов) был лидером советской Украины. Никите Сергеевичу очень понравился Ан-2. В 1952 году КБ передислоцировалось в Киев.
— Когда антоновские самолеты получили мировую славу?
— В 1965 году на авиасалоне во французском городе Ле-Бурже: наши продемонстрировали там первый советский широкофюзеляжный транспортный самолет «Антей» с уникальной по тем временам грузоподъемностью — 60 тонн. Пресс-конференцию Олег Константинович дал прямо в самолете — места в салоне предостаточно. Общался с журналистами на французском, который отлично знал еще с детства.
За создание «Антея» Антонова хотели во второй раз удостоить звания Героя Социалистического труда. Однако Олег Константинович попросил, чтобы эту награду дали его заместителю Алексею Белолипецкому. Следующим тяжелым транспортным самолетом, который был создан под руководством Антонова, стал «Руслан». Эта машина поднялась в первый раз в воздух в далеком 1982 году. За истекшие с тех пор 34 года ни одной авиационной фирме в мире не удалось сделать лучший транспортный самолет, чем «Руслан».
Мировая слава к Антонову пришла в 1965 году, когда во Франции на международном авиасалоне в Ле-Бурже был показан его транспортный самолет «Антей». На этой авиационной выставке Олег Константинович общался с журналистами на французском языке, которым владел в совершенстве (фото предоставлено ГП «Антонов»)
— Нужно понимать, что в ходе создания таких машин, как «Антей» и «Руслан», генеральному конструктору приходилось заниматься не только инженерными вопросами, но и координировать деятельность смежников, а это более 100 крупных предприятий и научных институтов, десять министерств, — говорит бывший парторг антоновского КБ Вячеслав Привалихин. — Олег Константинович обладал талантами выдающегося конструктора и организатора.