Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« : 09.07.2015, 15:36:50 pm » |
|
Хотел бы коллеги, поделиться сч Вами информацией и моим опытом по установке топливного компьютера типа FC-10 на самолет ЯК-12А. Если Вы спросите почему хочу поделиться, я Вам отвечу, дело в том, что при установке американской авионики на самолеты разрабатывавшиеся в СССР возникают довольно таки серьезные инженерные проблемы. И их нужно решать. Хочу Вам показать, как именно я решил проблемные вопросы с установкой данного устройства на мой самолет. Начну с описания данного прибора FC-10. Прибор состоит из индикаторной головки устанавливаемой на панели приборов И собственно самого расходомера Расходомеры имеются двух типов, как на фото выше, типа FT-60 ( Красный куб) меряющего расход до 70 галлонов в час и FT-90 ( Золотой куб) меряющего 90+ галлонов в час. Исходя из мощности своего двигателя, проходного сечения топливного трубопровода и близость его выхлопному коллектору ( а это однозначный нагрев топлива в топливном шланге ) МЫ выбрали себе FT-90. Что этот прибор измеряет: Расход топлива. Можно настроить в ЛИТРАХ использовано топлива Оставшееся топливо в баках ( программируется на земле перед полетом) Дистанция или время до полного выгорания топлива на данном режиме полета Для активного GPS путевой Запас топлива для выполнения полета с реальными условиями ( работает с GPS датой) Эффективность использования топлива или Километровый расход топлива. В л/км ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ о АВАРИЙНОМ остатке топлива
|
|
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 17:02:10 pm от Геннадий Хазан »
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #1 : 09.07.2015, 15:44:45 pm » |
|
Перед установкой на самолет, ожидая приезд прибора в Украину , обследовал свой самолет на оптимальность размещения активного датчика расходомера. Как пишет инструкция , ему нужно 6" ( или примерно 150 мм) прямого участка трубопровода перед входом в "золотой куб) и столько же на выходе. Это обуславливается созданием ламинарного потока на входе /выходе из расходомера для более точного учета протекающего топлива.
|
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #2 : 09.07.2015, 16:15:18 pm » |
|
Приняли решение устанавливать сам расходомер, на левом нижнем подкосе моторамы, изготовив для него специальную площадку. Шланг нужно разрезать. Вот тут и начались первые инженерные вопросы .... Оказалось нам нужно "поженить" дюймовое авиационное американское настоящее, с метрическим советским прошлым ... Для этого я и просил друзей с УКРАВИАФОРУМА помочь мне с наконечниками на шланг топливопровода. Искал 2 штуки. Первое решение , это изготовить два переходника с КОНУСНОЙ резьбы 1/4" NMT 18 ниток на дюйм, для решения задачи " в лоб". Но в лоб можно решить только в дюймовом стандарте Fitting, 1/4" NPT to 6AN Flare Вот тут начались первые проблемы. Штуцера на мой топливный шланг, любезно присланные мне уважаемым форумчанином АВИАТОРГОМ , оказались под иной внутренний диаметр резинового дюрита. Время шло, решения не было. Вспомнил о своих друзьях из Львовской фирмы НАК. Фирма занимается промышленной гидравликой, пневматикой и всеми сопутствующими делами. Взял свой "золотой кубик" и поехал к ребятам. Меня вместе с владельцем фирмы ожидали все ведущие специалисты фирмы. Я поставил им несколько задач: 1. на имеющийся дюрит шланга подобрать наконечник с 1/4" NMT 18 2. Предложить материалы для противопожарной защиты топливного шланга, и защиты от теплового воздействия на расходомер близко расположенного выхлопного коллектора. Очень не хотелось, что бы расходомер кроме своих прямых функций работал еще и как нагреватель топлива .... После 30 минут переговоров, я уже точно знал, что на следующий день с утра буду иметь два заделанных штуцера с так необходимой мне конусной резьбой 1/4" NMT 18 , и специальные пожаро стойкие защитные чехлы для самого резинового трубопровода, и уникальный материал, для термо защиты самого расходомера. Этот материал экранирует до 90% тепла. Цена меня уже не интересовала, хотя несмотря на скидки все это не дешевое удовольствие. На следующее утро у видел у главного специалиста фирмы НАК обжатые мои шланги, и защитные противопожарные рукава.
|
sized_DSC07493.JPG (161.97 Кб, 800x600 - просмотрено 769 раз.)
sized_DSC07476.JPG (151.56 Кб, 800x600 - просмотрено 1013 раз.)
sized_DSC07475.JPG (159.71 Кб, 800x600 - просмотрено 981 раз.)
sized_DSC07483.JPG (166.59 Кб, 800x600 - просмотрено 996 раз.)
sized_DSC07484.JPG (163.86 Кб, 800x600 - просмотрено 1293 раз.)
sized_DSC07485.JPG (160.21 Кб, 800x600 - просмотрено 792 раз.)
sized_DSC07486.JPG (159.92 Кб, 800x600 - просмотрено 1295 раз.)
sized_DSC07487.JPG (164.04 Кб, 800x600 - просмотрено 982 раз.)
sized_DSC07488.JPG (168.93 Кб, 800x600 - просмотрено 1011 раз.)
sized_DSC07489.JPG (166.5 Кб, 800x600 - просмотрено 1271 раз.)
sized_DSC07490.JPG (161.9 Кб, 800x600 - просмотрено 768 раз.)
sized_DSC07491.JPG (168.25 Кб, 800x600 - просмотрено 711 раз.)
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #3 : 09.07.2015, 16:34:07 pm » |
|
Сразу хочу обратить внимание коллег,что работа с американскими изделиями требует НЕУКОСНИТЕЛЬНОГО выполнения всех технических нюансов и рекомендаций указанных в Инструкции по установке. Пол шага в право/лево еще так себе, но шаг в право/лево и нарываешься на проблему которую сам себе создаешь. О чем я хочу сказать... Это о материале который нужно применить для уплотнения конусной резьбы. Я изначально думал поставить на тефлоновую ленту и решить таким образом все вопросы ... Но оказалось что правильнее всего , и максимально безопасно применять специальную уплотнительную нить Дальше я расскажу в чем все таки разница между этими двумя типами уплотнений.
|
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Mike
Авиаторы
Karma: +389/-16
Offline
PPL; BE35; FAA A&P
|
|
« Ответ #4 : 09.07.2015, 16:39:29 pm » |
|
Исходя из мощности своего двигателя, проходного сечения топливного трубопровода и близость его выхлопному коллектору ( а это однозначный нагрев топлива в топливном шланге ) я выбрал себе FT-90.
Кхм...
|
|
|
Записан
|
Beechcraft Bonanza V-Tail ------------------------------ Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #5 : 09.07.2015, 16:40:34 pm » |
|
Исходя из того , что топливо в данном шланге не имеет избыточного давления, так как подается гравитационным образом, мы не смогли провести испытания на герметичность, так как оборудование фирмы НАК имеет минимальное испытательное давление 10 кг/см2 . Посовещавшись, мы построили испытательный стенд , при помощи которой произвели испытание герметичности собранной линии. Т.е. самих шлангов и уплотнения конусной резьбы. Могу сказать, что испытания прошли успешно! Испытывали по следующей методике, заполнили шланг бензином , и нагрузили избыточным давлением в 3 кг/см2.
Сутки испытания - шланг, и все соединения СУХИЕ!
|
|
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 16:42:50 pm от Геннадий Хазан »
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #6 : 09.07.2015, 16:41:52 pm » |
|
Миша, не начинай! Высказывание свое откорректировал)))) Тебе будут отдельные БЛАГОДАРНОСТИ, и конкретно ТВОИ ЗАСЛУГИ, с их перечнем в конце данного повествования!)))))))))))
|
|
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 17:03:05 pm от Геннадий Хазан »
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #7 : 09.07.2015, 17:21:35 pm » |
|
Следующая процедура которую необходимо было провести , это тарировка расходомера. Проведя консультации со специалистами по гидравлике, приняли решения создать примитивный стенд, для выполнения данной задачи. Заготовили пластмассовые 5 ти литровые канистры, набрали в них из специально привезенной только что заправленной на приличной заправке канистры с 20 ю литрами 92 бензина. Измерили температуру топлива, термометр показал 20 градусов С. Практически идеальные условия. Работа наша началась с программирования прибора под наши единицы измерений. А это и однодвигательный самолет, и ЛИТРЫ, литры на км, параметры связи с ГАРМИНОМ и прочие дела. Очень серьезно нужно к этой процедуре отнестись. Заполнив трубопровод топливом, для исключения воздушных пробок, начали процесс тарирования. Первые показания самые главные, они необходимы для расчета поправочного коэффициента, который нужно вводить в программу прибора для правильной его работы. При этом мы постоянно были на телефонной связи с Александром Морозовым с Харькова , который консультировал меня по методике программирования прибора. Так как мы были все в бензине, то и расчетом поправочного коэффициента занимался он в Харькове. После внесения очередного поправочного коэффициента , прибор перестал правильно считать .... Просто как будто "замерз" .... часа полтора проверяли все ли мы правильно делаем, даже демонтировали один шланг ( вот как раз при этом мы и увидели что такое уплотнительная лента , и к чему может привести ее применение). Проверяя 100500 раз все установки прибора, вдруг обнаружилось, что случайно изменили единицы измерения с литров на галлоны .... Исправив ошибку , все "ВДРУГ" заработало правильно ))))))
|
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #8 : 09.07.2015, 17:28:34 pm » |
|
После того как мы выполнили весь объем испытаний, мы подготовились к установке всего прибора на самолете. Как и полагается все штуцера нашей магистрали мы закрыли от попадания сторонних предметов. Но это как оказалось в последствии, это ниотчего не гарантирует.....
|
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #9 : 09.07.2015, 17:35:49 pm » |
|
Выбрав специально день приехали на аэродром. Задача смонтировать систему на самолет , опробовать и испытать работоспособность. Уже на аэродроме мы полностью запаковали расходомер в специальный теплозащитный материал, так же дополнительно прикрыли защитным материалом штуцера возле самого расходомера. Тем самым исключив перенос тепла от штуцеров топливу. Дполнительно смонтировали специальный кабель питания и передачи данных для ГАРМИН 695
|
|
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 18:19:02 pm от Геннадий Хазан »
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Геннадий Хазан
Авиаторы
Karma: +1087/-64
Offline
"АОПА Украина"
|
|
« Ответ #10 : 09.07.2015, 18:05:00 pm » |
|
3 инженера без перекуров, потому , что не курим от начала и до конца с установкой системы и исправлению ошибок справились ....за ДЕСЯТЬ часов рабочего времени. В данном случае , как раз и становится понятно что это такое соединение треугольного с квадратным... Дело в том, что ЯК-12А не особо то и приспособлен для проведения модернизаций. Места на приборке мало, а электрика сделана по стандартам 50 ых годов. Что бы снять ОДИН АЗС, приходилось снимать всю их планку. А подключив все, и установив на место вдруг обнаружилось, что работая вниз головой , так же и поставили АЗС...... Опять ВСЕ демонтировать, переставлять и опять все монтировать .... Опять проверять все цепи электрические ... По фото видно что иногда удобнее было работать даже с заднего сиденья. Опять звонили в Харьков уточнять правильность подключения кабеля к прибору расхода для ГАРМИН 695. После того ка смонтировали всю систему, и проверив всю электрику выкатили самолет из ангара для испытания работы. Запустили двигатель ..... И Нихрена прибор не работает ... пару раз вывалились какие то цифры , и больше ничего .... Опять телефон в руки , и опять звонки в Харьков .... Из 100500 предположений , проверяем ВСЕ электрические цепи. Можете представить объем работы (((( И опять газуем двигатель , и опять не считает прибор топливо .... Опять телефон в руки .... Принимаем решение перед демонтажем расходомера продуть его сжатым воздухом против потока. Откручиваем штуцера , дуем легонько сжатым воздухом .... и вроде прибор начинает оживать. Несколько раз дуем против потока , потом по потоку сжатым воздухом, но не большим давлением, дабы не повредить крыльчатку расходомера . Потом легонько дуем уже ртом по потоку топлива ртом. ПРИБОР начал считать. Собираем штуцера на место , заполняем топливом магистраль . Запускаем двигатель, и прибор наконец то начал корректно выдавать результаты! Еще час контровки, изоляции всех электрических соединений....
ПыСЫ! Хочу выразить огромную БЛАГОДАРНОСТЬ всем тем моим друзьям и коллегам которые помогали в выборе конкретного прибора , его опции, и комплектации, и доставки в Украину - МАЙК! - Миша , огромное спасибо! - Александру Фурсову, и Александру Морозову за телефонные консультации по настройке прибора, и поиску возможных неисправностей - Авиаторгу ака Григорий Михайловичу , за желание помочь с вопросом штуцеров к шлангу - борт-инженеру за найденный и отправленный мне шланг с штуцерами
|
|
|
Записан
|
Владею самолетом: ЯК-12А 1960г. UR-KHZ L-200D MORAVA 1961г.UR-KHG ZLIN 526 AFS 1974г.
"Отпустить сопротивление - это принятие" - Шри Багаван
|
|
|
Андрей-пилот
Авиаторы
Karma: +394/-43
Offline
UR-ACAV, UR-AAS
|
|
« Ответ #11 : 09.07.2015, 18:09:59 pm » |
|
Я, на свою вильгу тоже поставил расходомер Fs-450. Прислал мне этот расходомер Mike, за что ему отдельное спасибо!
|
|
« Крайнее редактирование: 09.07.2015, 18:13:45 pm от Андрей-пилот »
|
Записан
|
|
|
|
Андрей-пилот
Авиаторы
Karma: +394/-43
Offline
UR-ACAV, UR-AAS
|
|
« Ответ #12 : 09.07.2015, 18:28:53 pm » |
|
Кстати, я поставил датчик между насосом и карбюратором.
|
|
|
Записан
|
|
|
|
Mike
Авиаторы
Karma: +389/-16
Offline
PPL; BE35; FAA A&P
|
|
« Ответ #13 : 09.07.2015, 19:41:38 pm » |
|
Я тоже хочу такую штуку поставить. Очень удобно!
|
|
|
Записан
|
Beechcraft Bonanza V-Tail ------------------------------ Полет это причина, пункт назначения лишь предлог.
|
|
|
alexchiz
Авиаторы
Karma: +103/-11
Offline
PPL
|
|
« Ответ #14 : 09.07.2015, 20:14:50 pm » |
|
Я тоже хочу такую штуку поставить. Очень удобно!
Миша,тебе на сертиф. борт,нужно ставить такой,как у Андрея..и у меня...с сертификатом STC.... А он гораааздо дороже... Ну ты и так в курсе...
|
|
|
Записан
|
С уважением.
|
|
|
|