Погода стояла действительно лётная. Даже не смотря на дымку и плохую видимость против солнца, маршрут был вполне летабельным. Поскольку до экзамена я летал только летом, инструктор должен был проверить мою готовность, что не составило проблем - пару полетов по кругу, небольшой маршрутик по точкам входа выхода, полёт в зону и мы уже возвращались назад. Однако, увлекшись полетом стало очевидно, что от посадки до экзамена оставалось всего пол часа
Уже заруливая, мы увидели как навстречу шел экзаменатор. Настроен он был решительно, поэтому мне стоило довольно больших усилий отпроситься буквально на десять минут передохнуть и выпить воды (заранее заготовленную бутылку моршинской я благополучно забыл дома).
Что же, в бой! Я постарался вести себя как можно серьезнее. Обычно это легко, если например представить, что ты выполняешь коммерческий рейс с пассажиром на борту. С разницей лишь в том, чтобы озвучивать экзаменатору свои намерения, чтобы у него не возникло желания вмешаться, если ему что-то покажется.
Забегая наперед, скажу что самым сложным в экзамене для меня было ... руление! Кто бы мог подумать. Дело в том что в PS28 Cruiser передняя стойка не рулится, и рулить можно только тормозами. Это требует определенной практики, которой у меня было не очень много.
Чеклист, проверки, запрос вышки, условия. Запустились, поехали. Трафик в Бабице конечно бешенный, как в самые занятые дни у нас в Нлвк. На кругу всегда 3-4 самолёта, какие-то вертолеты, постоянно кто-то прилетает. Сложнее всего первые 5-10 минут пока не выйдешь на маршрут: вертеть надо более чем на 360, много радиообмена, переход на частоту Ольштин Информация. Ничего сложного, но требует больше всего усилий.
Не успели мы пройти последнюю точку в районе EPBC как сразу же надо было не прощелкать CTR Модлин-а. Снова частота, выход на связь, запрос входа. Экзаменатор как-то косо реагирует на мои initial calls, уже после экзамена намекнув, что этого делать не обязательно, мол летим по флайт-плану, а эфир и так не резиновый. Мне же так удобнее, чем по нескольку раз сообщать весь меседж, если на той стороне не сразу расслышали. Вход разрешили, но на мое предложение сделать лоу-пасс экзаменатор ответил отказом, нечего терять время, нам еще много летать.
Запросили просто пролет точек и выход. Справа одиноко запускались и лениво рулили борты Ryanair да парочку таких же учебных самолётиков в паттерне.
Остальная часть маршрута была легкой. Сложным дается всегда снова узкий, как горлышко бутылки вход через точку WAR, из которого "вываливаешься" сразу к 1-ому развороту и, соответственно, уровень напряжения снова включается на полную. Особенно если на кругу случается какой-то залетный вертолет, летающий не по схеме.
После нескольких конвееров экзаменатор заметно расслабился и остальную часть проверок давал уже больше формально: уход с касания, уход с небольшой высоты, посадки в разной конфигурации. Полет в зону и того проще: крен 30, крен 5, крен 45, сваливание чистое, с закрылками во взлетной, посадочной.
Интереснее всего выглядела проверка на отказы. На Бабице она производится на травяную полосу, которая собой представляет не очень подготовленный участок травы, размеченный еле заметными маркерами. В общем, добавляет реализма. "Отказ" происходит над торцом на высоте 1500 футов. Примечательно то, что в сторону бетонной полосы лучше не доворачивать, так как там продолжают заходить самолеты. Отворачиваем над жилым массивом. Вид многоэтажек под собой добавляет адреналина, но створ "полосы" легко отслеживается и я стараюсь зайти без особого перелета, сделав посадку в уже замеченную, относительно ровную точку. Экзаменатор не разделяет моего рвения, или просто не до конца доверяя, просит всё же не вые***ваться и зайти с перелетом.
Зная, что низкопланы скользят не очень, мне такая идея не очень нравится, но что делать. Остаток высоты гашу полностью выпущенными закрылками, фактически заставляя самолёт хорошо просесть. Задираю максимально переднюю стойку и стараюсь притулиться на ровный участок без колдобин. Экзаменатор просит сесть поближе к рулежке, чтобы меньше рулить по траве. Так и делаю.
И вот мы уже катимся к ангару. Снова самая сложная часть. Но для экзаменатора уже все позади, он доволен и поздравляет меня, я благодарю и ставлю самолёт поближе к ангару. На сегодня полеты закончены и солнце как раз зашло. Напоследок благодарю борт отдельно за приятный полет.