«Не первой свежести» вертолеты..."...Командир воздушного судна, разбившегося в Игарке, Александр Монахов, второй пилот Левон Тананян и бортмеханик Радик Валеев были, по всем отзывам, слаженной и профессиональной командой. Семьей. Последние слова КВС Монахова запечатлены самописцем: «Левон! Левон!» Монахов родом из Самарской области, в 1982 году окончил Сызранское военное авиационное училище, прошел Афганистан, обе чеченские войны. Тананян — уфимец, в 1986 году окончил Кременчугское летное училище, работал в «Башкирских авиалиниях», после сокращения работал охранником, таксистом, затем возобновил летную практику в Сургуте. Последние годы они летали на Севере — и в Якутии, и в Красноярье. На двоих у них, Монахова и Тананяна, 60 лет полетов.
Сразу после игарской авиакатастрофы в местных СМИ появились высказывания летчиков о том, что сроки службы вертолетам продлевают, не глядя. В эфире красноярской телекомпании ТВК сотрудник «Ванкорнефти», пожелавший сохранить анонимность, рассказал, что вахтовики давно боятся летать и не раз попадали в переделки, воздушные суда находятся в ужасном состоянии:
— Это нужно видеть, насколько «не первой свежести» весь тот авиатранспорт, самолеты и вертолеты, на которых мы летаем. Ту-134, Ан-24, Як-42. При взлетах бывают достаточно ощутимые вибрации; однажды в нормальную погоду с трудом сел Ан-24. Качнулся, на уровне хвоста что-то дерганулось. А что касается вертолетов, они очень часто совершают перелеты. Территория месторождения большая, это основной вид транспорта. Улетают утром, прилетают вечером. Утром — снова. Кто за ними будет смотреть?..
...гипотеза, сводящаяся к вине экипажа, не подтверждается. Во всяком случае, ее вероятность сильно снизилась. Теперь версия, по сути, одна: техническая неисправность. Расшифровка показала: борт набрал 240 метров (что очень прилично, это почти рабочая высота полета) и взял курс на станцию. А затем произошла потеря управления вертолетом. Загадка, почему КВС ничего не сказал в эфир о нештатной ситуации. Одна из пяти тяг управления оказалось разрушенной. Случилось ли это во время полета (что скорее всего), мгновенно, от усталости металла, после чего борт завалился на бок и упал, или уже во время удара о лед выбило лопасть несущего винта и следом лопнула тяга, сейчас выясняют.
— Разбившийся Ми-8Т эксплуатировался 34-й год, и все это время в жестких условиях Сибири. Разбившийся за пять лет до него в Игарке Ан-24 отлетал к тому времени уже почти 36 лет. Вахтовики и летчики говорят, что летают на хламе. Из-за нехватки запчастей их перекидывают с одной машины на другую...
...авиакомпаниям самим не обновить парк, технически и морально устаревший. А Москве нет дела до того, на чем и как летают за Уралом.
Почему Ванкор не вытягивает до своего уровня близлежащие участки? А сколько было громких обещаний, данных Игарке, Туруханску, Красноярску, — о развитии на основе ванкорского ресурса многопрофильной экономики. Сколько было сказано о «синергетических», «кластерных», «мультипликативных» эффектах… Пока Ванкор демонстрирует эффект осетра. Выметывать икру уходит подальше. Эффект Ванкора куда заметней в Китае, чем в Красноярске. Это — заурядный колониализм..."...
http://www.novayagazeta.ru/society/71073.html