Гидравлическая жидкость в аспекте пожаробезопасности

(1/7) > >>

Mike:
Добрый день господа техники, эта статья заинтересует прежде всего вас.
Прошлый год я провел больше разбираясь с мат частью чем с полетами. Сотрудничая с американским самолетом, я провел много времени изучая документы и стандарты США. Я хочу поделится, о том, что мне удалось проработать теоретически и реализовать на практике. Сегодня я хотел бы рассказать о таких вещах:
- пожароопасности гидравлической жидкости стандарта MIL-5606
- практики замены ее на стандарт Mil­-H-­83282
- сортамент материала манжет, согласно американской спецификации.

Итак, по порядку.

Как известно, уже больше 70-ти лет стандартном для гидравлической жидкости тормозных систем самолетов является Mil­-H-­5606. По этому стандарту делается всем известная "красная тормозуха" AeroShell Fluid 41 (http://www.profit-oil.ru/docs/Aeroshell%20Fluid%2041(TDS).pdf) Как видно в приведенной документации flash point (точка возгорания) определенный стандартом не ниже 82°С. Я выяснил, что по этой причине, военные и скоростные самолеты отказались от использования этой жидкости, даже не смотря на то, что практические испытания показали реальную точку возгорания в 105°С

Особенностью эксплуатации самолетов в Украине является использование коротких полос. Не все из нас могут притереть самолет на первую плиту и плавно остановится нежно используя тормоза. Я точно не из таких. К сожалению, довольно часто мне приходится приземлятся на короткие полосы в 400 и меньше метров длинной далеко не на первую плиту. В этих случаях я интенсивно использую тормоза. И хотя я не проводил замеров температуры сразу после такого приземления я уверен, что температура компонентов тормоза намного выше 150°С.

Со временем, в подтверждение моей гипотезы я обнаружил серьезные проблемы с тормозами самолетов Cirrus SR22. На протяжении 2005 года, NTSB зафиксировало случаи связанные с тормозами, все они связаны с перегревом, многие с возгоранием. Подробнее, вы мо можете прочесть на доске обсуждений https://www.cirruspilots.org/copa/non_member/guest_discussion/f/11/t/32601.aspx
Тут Air safety Investigator for the National Transportation Safety Board консультируется с владельцами по поводу возгораний. Напомню, что не смотря на то, что позже FAA объявила все эти случаи ошибкой пилотов, сама фирма Cirrus приняла какие-то меры по снижению аварийности ее самолетов. Они увеличили резервуар для жидкости и добавили датчики перегрева для информации пилота.

Mike:
Тут стоит отметить, что существует другой стандарт для гидравлической жидкости MIL-H-83282, ему соответствует Aeroshell 31 (http://www.shelllub.com.tw/wp-content/uploads/2009/11/ASF31.pdf). Это стандарт совместим с 5606 и с материалом манжет. Видно, что точка возгорания этого материала 237°С, что намного выше 5606. Эта жидкость является синтетической. Еще она обладает интересной функцией - самогашения вне источника огня. Одним словом, на мой взгляд она намного больше подходит для использования в украинских реалиях. Стоит эта жидкость в среднем дороже 5606 на 30%

Если говорить о температуре, то мы не можем умолчать о манжетах. Обращаясь к случаям с Cirrus, можно видеть, что основная масса проблем проистекала из-за манжет. Большинство манжет в авиационных гидравлических тормозах изготавливаются по стандарту MS28775. Если мы посмотрим в справочник, то увидим, что в стандарте MS28775 применяется материал MIL-P-25732, т.е. Nitrile. Его температурные параметры –65°F до +248°F (-53°С до 120°С). Этот материал разработан в 1940-х годах, и возможно мы можем найти что то лучшее, особенно для работы в тормозных системах.


Mike:
Покопавшись в справочниках, я обнаружил рад более новых материалов, которые стандартизированы в том числе в аэроспейс отраслях. Не буду перечислять всех находок, остановлюсь лишь на том, что решил использовать у себя в самолете. Flurosilicone - материал синего цвета, база - натуральный силикон. Стандартизирован по MIL-R-25988. Имеет более широкий температурный диапазон: -80°F +400°F (-62°C до +204°C). Его основное предназначение, я считаю наилучшее, это уплотнение топливных магистралей. Но все же он однозначно лучше Nitrile для тормозных суппортов.

Поскольку на моем самолете установлены суппорта Cleveland, я обратился к технической документации производителя Parker. Там указанно, что Cleveland specifies that either Mil-­H-­5606 or Mil-­H-­83282 fluid is acceptable. Т.е. жидкости Mil-­H-­5606 и Mil-­H-­83282 являются допустимыми.

Таким образом я объединил две инновации в одном. Я заменил манжеты с Nitrille на Fluorsilicone и заменил жидкость с ­5606 на 83282. Эти две процедуры не обязательно делать вместе. Заменой жидкости я постарался убрать опасность возгорания из-за активного торможения. Заменой манжет я убрал зимние подтекания жидкости из-за снижения температуры и увеличил верхний рубеж, при нагреве суппорта. Я надеюсь таким образом увеличить срок службы моих тормозов и повысить безопасность эксплуатации ВС на коротких полосах.

Все работы я согласовал с моим FAA инспектором, так что они полностью легальны. Наблюдаю замену уже более чем пол-года. Нареканий нет. Для тех из вас кто желает провести работы по замене или подбору манжет, я всегда готов проконсультировать.

Геннадий Хазан:
Миша, спасибо !  Очень подробная и доходчивое описание выполненных работ. А что пишет производитель, какие обсуждения на иностранных авиационных форумах по теме нареканий на поглощение влаги жидкостью 83282, что как правило приводит в последствии к коррозии в системе тормозов.

Геннадий Хазан:
Как правило проблема с тормозами возникает не только при посадке на короткие полосы, но и при длительных рулениях. Использование авиационных тормозов отличается от автомобильных, из за более дительных импульсов. Это вызывает возрастание температуры в колодках/ барабанах , передается тормозной жидкости. И если температура кипения тормозной жидкости не высокая, могут возникать паровые пробки вызванные кипением жидкости. А это в свою очередь приводит к практически полной потере тормозов
Пожарная безопасность тормозной жидкости обуславливается тем аспектом, что возможен ее прорыв из тормозного цилиндра, с последующим попаданием на перегретые части тормозов с возможным ее возгоранием.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница