Беларусь в контексте противостояния Россия-НАТОhttp://csfps.by/new-research/belarus-v-kontekste-protivostoyaniya-rossiya-natoОпубликован новый доклад Центра стратегических и внешнеполитических исследований.
Авторы доклада анализируют угрозы и вызовы для суверенитета, независимости и национальной безопасности Республики Беларусь, исходящие от Российской Федерации в связи с противостоянием Россия–НАТО. Стратегической целью России в данном противостоянии является подрыв евроатлантического единства, в том числе – дезинтеграция ЕС и НАТО. В рамках своей стратегии Кремль намерен использовать территорию Беларуси для создания конвенциональных и гибридных угроз для западных стран и Украины, что несёт серьёзные угрозы национальной безопасности и суверенитету Республики Беларусь.
Авторы доклада также излагают рекомендации, которые, по их мнению, позволят снизить интенсивность существующих угроз и вызовов.
Ниже приводятся выводы и рекомендации доклада.
Весь доклад доступен для скачивания
здесь: Беларусь в контексте противостояния Россия–НАТО: Угрозы и вызовы для суверенитета, независимости и национальной безопасности. Стратегические выводы и рекомендации. – Центр стратегических и внешнеполитических исследований. Минск, 2016.
ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИТаким образом, российская сторона предпринимает беспрецедентные меры по наращиванию военного присутствия на западном и юго-западном направлениях для противостояния с НАТО, которые в том числе генерируют риски для суверенитета, независимости и национальной безопасности Республики Беларусь. Кремль намерен использовать территорию Беларуси для создания конвенциональных и гибридных угроз для западных стран и Украины. Стратегической целью данного противостояния является подрыв евроатлантического единства, в том числе – дезинтеграция ЕС и НАТО, после которой конфликтная динамика в отношениях с западными государствами может принять гораздо более угрожающий характер. Именно военная сила с точки зрения российских элит является фактором, обеспечивающим конкурентоспособность России на международной арене, и гарантирует невозможность создания такого миропорядка, который бы угрожал ее положению как на постсоветском пространстве, так и в мире в целом.
Учитывая изложенное, авторы настоящего доклада считают необходимым предложить ряд представленных ниже рекомендаций. Очевидно, многие из предложенных мер уже рассматриваются, а некоторые – и реализуются белорусским руководством. Тем не менее, мы считаем важным, чтобы данные меры и подходы в целом стали предметом публичного обсуждения в период, когда от действий белорусского общества прямозависит независимость и национальная безопасность Беларуси.
Внешняя и оборонная политика1. Белорусскому руководству следует продолжить реализацию многовекторной внешней политики, нацеленной на реализацию национальных интересов в неблагоприятных внешних условиях. Приоритетами такой политики являются полная нормализация и дальнейшее развитие отношений с Европейским Союзом, США, ускоренное развитие стратегического партнёрства с Китайской Народной Республикой, сохранение и совершенствование интеграционных процессов на постсоветском пространстве, в том числе – развитие всестороннего сотрудничества и дружеских отношений с Украиной.
2.
Представляется целесообразным дальнейший отказ Республики Беларусь от размещения иностранных, в том числе – российских, военных баз и объектов на её территории. Беларусь должна оставаться свободной от иностранного военного присутствия. Причём, данный принцип целесообразно закрепить в национальном законодательстве, а в перспективе – и в Конституции Республики Беларусь в неразрывной связи со статьёй 18 Конституции.
3. Для Беларуси является целесообразным сохранение участия в интеграционных, включая военно-политические, образованиях с участием Российской Федерации и нацеленности на выполнение своих союзнических обязательств с учётом исключительно оборонительного характера белорусской военной доктрины.
При этом сами военно-политические альянсы с Россией, будь то в рамках ОДКБ или Союзного государства, должны рассматриваться как механизмы обеспечения коллективной обороны, но не как наступательные объединенные группировки.
4. Одновременно представляется необходимой организация публичной оценки и детального международного обсуждения реального масштаба рисков, опасностей и угроз, связанных с решениями, которые были одобрены в ходе Варшавского саммита НАТО. В частности, необходимо сформировать предпосылки для объективной оценки действий НАТО как принципиально неспособных представлять существенную угрозу безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации. Данные оценки должны быть использованы в том числе для целей военного планирования в рамках Союзного государства.
5. При этом Беларуси критически важно продолжить политику модернизации Вооружённых Сил и укрепления обороноспособности страны с целью расширения возможностей по предотвращению и ликвидации традиционных и «
гибридных» военных угроз суверенитету, независимости и территориальной целостности и конституционному строю
независимо от источника их происхождения. Данная работа должна основываться как на собственных усилиях белорусской стороны, так и на сотрудничестве с партнёрами из стран ОДКБ, НАТО, ЕС, Китайской Народной Республики и других организаций и стран.
6. С учетом неизбежного повышения градуса военно-политической конфронтации между Россией и НАТО после Варшавского саммита, а также незаинтересованности Беларуси быть втянутой в эту конфронтацию, представляется необходимым создание регионального механизма по укреплению доверия и транспарентности в военной сфере с целью снижения рисков, предполагающего предварительное информирование о военных активностях, даже если они не подпадают под параметры Венского документа. К формированию и участию этого механизма помимо Беларуси могли бы быть приглашены соседние страны (как на двухсторонней, так и многосторонней основе). В любом случае, необходимо в значительной степени повысить транспарентность военных активностей на белорусской территории, которые проводятся совместно с Россией и из-за которых военный суверенитет Беларуси обычно ставится под сомнение на международной арене.
7. В этой связи
рекомендуется избегать проведения незапланированных и/или масштабных совместных военных учений, а также военных учений, в сценарии которых закладываются явные наступательные элементы (как, например, во время стратегических учений «Запад» в 2009 и 2013 году) на территории Беларуси.
Национальная безопасность1. Представляется необходимым продолжить политику расширения роли Вооружённых Сил Республики Беларусь в формулировании ответов на растущий спектр вызовов и угроз национальной безопасности, включая внутренние конфликты и «гибридные» угрозы.
2. С учетом трансформации Вооруженных Сил Республики Беларусь в основополагающий элемент обеспечения национальной безопасности и фактор стратегического сдерживания от всех видов конвенциональных и гибридных угроз и вызовов независимо от их источника представляется необходимым увеличение расходов на их содержание в рамках оптимизации силового аппарата государства.
3. С целью стимулирования работы над созданием новых современных систем вооружений и военной техники целесообразно предусмотреть увеличение финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в военной сфере.
4. Представляется необходимым создать законодательный механизм,
запрещающий обращаться к любому иностранному государству с просьбой оказать вооружённое содействие в восстановлении конституционного порядка в случае возникновения или нарастания внутреннего вооруженного конфликта. Данный механизм должен действовать
в том числе в случае утраты дееспособности Главой государства и возложения его обязанностей на временно исполняющего обязанности Президента Республики Беларусь.
Внутренняя политика1. В складывающейся ситуации критически важно сохранить доминирующую роль государства в формулировании ответов на вызовы и угрозы суверенитету и независимости, избежать поляризации и повышения напряжённости в обществе на этой почве. Данный приоритет требует как последовательной и оперативной реакции государственных органов на соответствующие вызовы и угрозы, так и умеренности и самоограничения гражданского общества в его реакции на них.
2. Представляется необходимым более последовательное освещение в информационном пространстве таких аспектов развития белорусского государства, как независимая многовекторная внешняя политика, статус донора безопасности и стабильности, ответственная внешняя и военная политика, предполагающая неучастие в эскалации напряжённости в регионе, укрепление потенциала Вооружённых Сил,
отказ от размещения иностранной военной инфраструктуры. Данные аспекты должны стать «новой нормой» для белорусского общественного мнения, которая должна не вызывать противостояние различных групп, а создавать предпосылки для консолидации общества.
3. С целью совершенствования идеологической и мобилизационной работы в государственных структурах целесообразно разработать «
Патриотический акт» – документ, фиксирующий экзистенциальные ценности и цели белорусского государства, главными из которых являются суверенитет и независимость. Патриотический акт должен подписываться всеми государственными и военнослужащими, сотрудниками государственных организаций, а прописанные в нем установки и ценности должны транслироваться ими не только во время профессиональной деятельности, но и разделятся в повседневной жизни.
Публичное отрицание данных ценностей должно являться достаточным основанием для увольнения с государственной службы.